FLB: На совершенно законных основаниях почти 9 млн рублей превратились в 78 тыс рублей
"Госдума заинтересовалась распродажей самолетов в Орле Два самолета ЯК-40 были проданы с аукциона за 77 тыс. рублей
«В Госдуме намерены выяснить, каким образом правительству Орловской области удалось, соблюдая закон, продать частным лицам два самолета ЯК-40 всего за 77 тыс. рублей. Соответствующие запросы в прокуратуру и контрольно-счетную палату региона направил депутат комитета Госдумы по безопасности и борьбе с коррупцией Илья Костунов.
Как рассказал парламентарий «Известиям», эти запросы — лишь часть работы, которая должна выявить изъян законодательства, позволяющий под видом распродажи приватизированного госимущества уводить из бюджета страны миллиарды рублей ежегодно.
— У нас в стране очень много поломано копий вокруг ФЗ-94 (Федеральный закон «О госзакупках». — «Известия»), когда государство платит деньги за что-то. В то же самое время старательно замалчивается проблема закона о приватизации, по которому государство продает свое имущество, хотя масштабы злоупотреблений там не меньше, — сетует депутат.
Поводом для расследования Костунова стал состоявшийся в июне 2011 года аукцион по продаже двух воздушных судов в Орловской области по цене почти в 100 раз ниже рыночной.
О подробностях сделки «Известиям» рассказал руководитель отдела по особо важным делам Следственного комитета по Орловской области Константин Баранов.
- В 2004 году два воздушных судна ЯК-40 с бортовыми номерами RA-87838 и RA-87568 были определены в состав казны Орловской области, затем включены в программный план приватизации госимущества на 2009 год. В соответствии с законом самолеты прошли оценку. Их общая стоимость составила 8,769 млн рублей (4,346 млн и 4,423 млн рублей). Это была реальная рыночная цена, как мы потом установили, — рассказал Баранов.
Два аукциона подряд, при помощи которых пытались реализовать имущество, не состоялись по причине отсутствия заявок. Третий в сентябре 2010 года все же прошел, но покупатель в итоге отказался от сделки. Он заявил, что «техническое состояние самолетов не соответствует заявленному в конкурсной документации». Самолеты всё же продали на аукционе в июне 2011 года за 77,6 тыс. рублей частным лицам.
— По результатам проверки было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При организации и проведении торгов нарушений ни регионального, ни федерального обнаружено не было, — сообщил глава управления по особо важным делам. И добавил, что с аналогичным результатом завершилась и общенадзорная проверка прокуратуры области, шедшая параллельно.
Так на совершенно законных основаниях почти 9 млн рублей превратились в 78 тыс. рублей.
В свою очередь глава департамента имущества, промышленности и информатизации правительства Орловской области Антон Лавренюк заявил «Известия», что продажа самолетов даже по такой низкой цене пошла региону «только на пользу».
— На хранение воздушных судов из бюджета ежегодно уходило порядка 1 млн рублей в казну аэропорта Брянск, — пожаловался он.
— Это вопрос неэффективности и циничной безответственности чиновников, — в свою очередь, считает Костунов. — Аналогичных сделок в России заключается на миллиарды рублей.
С объективностью проблемы согласны и в Общественной комиссии по борьбе с коррупцией.
У нас много было подобных сигналов, которые мы разбирали. Но, к сожалению, в оформлении подобных сделок участвуют профессиональные юристы. В каких-то случаях мы вмешиваемся, а в каких-то все сделано так, что не подкопаешься, — сетует замруководителя комиссии Анатолий Сухов.
Ответы на запросы Костунова в Орловскую область (и на последующие в дальнейшем в Генпрокуратуру и Счетную палату) станут частью будущего обоснования законопроекта.
Парламентарий предложит ввести в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» более детальную регламентацию организации процесса аукционов. Процедура будет аналогична той, что предлагается сегодня для реализации госзаказа в проекте закона «О федеральной контрактной системе», идущего на смену закону «О госзакупках». Кроме того, будущий законопроект предусмотрит введение уголовной ответственности для оценщиков, которые сейчас могут отделаться несущественным, по сравнению с реальной стоимостью госимущества, штрафом». «Известия» "