FLB: Дело главного редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова снова передано в Следственный комитет
"Подтолкнул дело Расследование избиения журналиста Бекетова поднято на премьерский уровень
«Следственные органы 19 января сообщили о том, что резонансное дело о нападении на защитника Химкинского леса, журналиста Михаила Бекетова вновь направлено в Главное следственное управление Следственного комитета России (ГСУ СКР). Защита потерпевшего усматривает в этом «жест Путина». Недавно премьер-министр участвовал в награждении правительственной премией журналистов, в числе которых был Бекетов, и пообещал поговорить с главой СКР Александром Бастрыкиным, чтобы ускорить расследование дела о жестоком избиении. Судя по всему, разговор состоялся: не прошло и недели, как «дело Бекетова» передали из подмосковного следственного управления в вышестоящее ведомство.
Ранее «дело Михаила Бекетова» уже побывало в ведении ГСУ СКР. Журналист-эколог, главный редактор газеты «Химкинская правда» известен своими многочисленными публикациями против вырубки Химкинского леса. 13 ноября 2008 года в Химках его жестоко избили бейсбольными битами, после чего Бекетов попал в больницу с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, переломом голени и множественными гематомами. Впоследствии ему ампутировали ногу и пальцы руки, он потерял речь и стал инвалидом первой группы. В конце ноября речь Бекетову пытались вернуть израильские врачи, но после обследования они заявили, что это невозможно.
Изначально за расследование взялось местное УВД, потом дело поступило в следственное управление СКР по Московской области, но там пробыло всего день, после чего его забрала подмосковная прокуратура. Через три недели она передала дело в ГСУ СКР. Возможно, оно так бы оттуда никуда не ушло, но спустя два года после нападения на Бекетова в Химках был избит еще один эколог — 50-летний Константин Фетисов. Причем избиения были практически идентичными — одинаково жестокие, и в обоих случаях нападавшие орудовали бейсбольными битами.
Фетисов до избиения также протестовал против вырубки Химкинского леса и продолжения работы свалки в черте города. Периодически он организовывал различные пикеты и митинги, а также участвовал в московских «маршах несогласных». 4 ноября 2010 года, когда эколог возвращался из отделения милиции, куда его доставили после очередного пикета в защиту леса, на него напали несколько человек и проломили ему голову, после чего Фетисов долгое время находился в коме.
Первых предполагаемых преступников задержали 28 декабря того же года. Ими оказались 30-летний начальник отдела муниципальной собственности и приватизации комитета по управлению имуществом при администрации городского округа Химки Андрей Чернышов, 25-летний Вячеслав Ковалев и 28-летний Андрей Каширин. Им всем предъявили обвинение в организации покушения на убийство группой лиц по предварительному сговору.
Именно тогда «дело Бекетова» вновь направили в подмосковное управление СК, к тому же следователю, что вел дело о нападении на Фетисова. Как предположила адвокат журналиста Сталина Гуревич, произошло это из-за того, что в обоих случаях у преступников был одинаковый почерк. «Возможно, следствие полагало, что к обоим нападениям причастны одни и те же лица», — сказала Гуревич корреспонденту «МН». И вот вчера следственные органы заявили о том, что «дело Бекетова» вновь передано в ГСУ. Как заявили в СКР, это было сделано «с целью привлечения наиболее квалифицированных специалистов центральных аппаратов Следственного комитета и МВД, имеющих опыт при раскрытии подобных преступлений». «Расследование уголовных дел по факту покушения на жизнь общественных деятелей и журналистов находится на особом контроле у руководства СК», — отметили в ведомстве.
Адвокат Гуревич в свою очередь увидела в этом «жест Путина». 13 января, в День российской печати, <премьер участвовал во вручении нескольким представителям российских СМИ правительственной премии. В том числе лауреатом стал и Михаил Бекетов. Он получил диплом одним из первых. Бекетов вышел за премией на костылях, его поддерживали коллеги. После церемонии вручения премии Владимир Путин обнял его и пожелал скорейшего выздоровления. «Я вам желаю выздоровления, честное слово, вам самого доброго», — сказал он.
А глава фонда Бекетова Людмила Федотова попросила премьера придать делу журналиста ускорение. «Я обязательно поговорю с Александром Бастрыкиным, — пообещал премьер. — Думаю, что мы подтолкнем это дело».
«Таким образом, Путин выполнил свое обещание, — сказала Сталина Гуревич. — Передача дела в ГСУ говорит о том, что оно находится на контроле у премьер-министра». О перспективах этого дела, по мнению адвоката, говорить довольно трудно: задержать нападавших по горячим следам не удалось, и «сейчас можно только исправлять те ошибки, которые были допущены в ходе следствия». «Но очевидных ошибок я в деле особо и не видела, оно расследовалось довольно неплохо. Я не знаю, есть ли у следствия какие-то результаты. Может быть, где-нибудь в оперативных разработках у них и есть какие-либо подозреваемые, но мне об этом неизвестно», — сказала она «МН».
Кроме того, СКР вчера отчитался о расследовании «дела Константина Фетисова». По сообщению ведомства, уже установлены семь фигурантов этого дела. В ведомстве напомнили, что по нему помимо трех вышеназванных проходят Денис Растокин, Евгений Морозов, Максим Кривенцов и Вазген Цатурян. Пятеро фигурантов содержатся под стражей, еще двое — под домашним арестом. В ближайшее время всем им будут предъявлены обвинения в окончательной редакции, заявили в Следственном комитете.
Гуревич, которая помимо Бекетова защищает и Фетисова, не поняла смысл этого сообщения. «Почему вдруг следствие заявляет об этом, я не знаю. Ничего нового в деле не случилось, а этой информации уже год. Возможно, они сообщили об этом просто в довесок к новости про передачу «дела Бекетова» в ГСУ, других причин я не вижу, — заявила адвокат. — Но претензий к следствию у нас никаких нет: дело расследуют, и расследуют хорошо. На мой взгляд, просто идеально — быстро всех нашли, все доказали». По словам адвоката, уже в конце января — начале февраля «дело Фетисова» должно быть передано в суд”. «Московские новости», № 201 (201)"