FLB: Ветеран правительств РФ Виктор Христенко выходит на евразийские просторы
"«В воскресенье помощник президента России Сергей Приходько сообщил, что министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко оставит свой министерский пост в ближайшее время – до мартовских выборов президента РФ. - Христенко уйдет из правительства, поскольку переходит на другую работу – в Евразийскую экономическую комиссию.
«Он не может остаться членом правительства после того, как он станет международным чиновником, возглавляющим коллектив комиссаров. До марта, конечно, он уйдет. Это 100%. Вот это я вам однозначно подтверждаю», - сказал сегодня Сергей Приходько.
Отмечается, что после перехода на работу в ЕЭК Виктору Христенко будет присвоен статус независимого международного чиновника.
«Нынешний глава Минпромторга Виктор Христенко, уже назначен спецпредставителем президента в комиссию Таможенного союза указом Дмитрия Медведева в ноябре этого года. - Кроме того, кандидатура Виктора Христенко уже согласована лидерами трех государств—учредителей Евразийского экономического пространства на должность председателя коллегии ЕЭК”.
«Формально решение о назначении Христенко будет, как ожидается, утверждено президентами трех стран на предстоящем в сегодня в Москве заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, - сообщает со ссылкой на помощника президента России Сергея Приходько.
Кандидатура Христенко согласована на должность председателя коллегии ЕЭК - нового наднационального органа, который будет руководить интеграционными процессами в форматах уже существующего Таможенного союза и запускаемого с 1 января Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
"До марта (когда в России пройдут президентские выборы), конечно, он уйдет, сказал Приходько. - Это 100%... Вот это я вам однозначно подтверждаю. Такая серьезная и большая работа... Маховик раскрутился солидный и, самое главное, под ним и экономическая база очень хорошая и юридическая, и очень много у этой идеи носителей во всех трех странах", - сказал Приходько о новых интеграционных шагах "тройки".
«В состав коллегии ЕЭК Россия также делегируют директора департамента международного сотрудничества правительства РФ Татьяну Валовую и заместителя министра экономического развития РФ Андрея Слепнева, - сообщает русскоязычная версия. - Оба будут работать в качестве международных чиновников и будут курировать основные направления интеграции и вопросы торговли.
Ожидается, что в ЕЭК войдут около 800 человек из трех стран, входящих в эту организацию, - России, Белоруссии и Казахстана. Члены коллегии ЕЭК работают на постоянной основе и назначаются сроком на четыре года с возможным продлением полномочий. Работать они будут в Москве, хотя не исключено, что в будущем будет удовлетворена просьба Казахстана о переезде штаб-квартиры комиссии в Астану».
«По словам Назарбаева, он предлагал «для равноправия» ввести ротацию руководителя Коллегии ЕЭК раз в два года «с продлением на два года». В конечном итоге было принято коллективное решение дать четыре года «на стартовом начале, чтобы все это довести до конца». - Договор о ЕЭК 18 ноября 2011 года в Москве подписали президент Белоруссии Александр Лукашенко, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев и российский лидер Дмитрий Медведев. Тогда же президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что коллегию ЕЭК возглавит министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко».
«Виктор Христенко - министр промышленности и торговли с мая 2008 г. В 2004-08 гг. возглавлял Министерство промышленности и энергетики, которое в ходе реформирования правительства после президентских выборов было разделено на два ведомства - Министерство энергетики и Министерство промышленности и торговли. В российском правительстве Виктор Христенко работает с 1997 г., занимал должности заместителя министра финансов, вице-премьера и первого вице-премьера, исполнял обязанности председателя правительства. Доктор экономических наук, автор ряда научных работ. Женат на министре здравоохранения и социального развития РФ Татьяне Голиковой».
«Виктор Борисович Христенко родился 28 августа 1957 года в Челябинске. В 1979 году окончил инженерно-строительный факультет Челябинского политехнического института по специальности "экономика и организация строительства", после чего работал инженером ЭВМ кафедры экономики машиностроения, а в 1980 году стал заведующим лабораторией деловых игр. В 1983 году он окончил аспирантуру Московского института управления. В 1980-х годах, Христенко был внештатным корреспондентом челябинского телевидения и ведущим программ, популяризировавших экономические знания. По одним сведениям, он, возможно, неплохо зарабатывал, занимаясь деловыми играми, по другим - принимал участие в создании в Челябинске комсомольской системы центров научно-технического творчества молодежи (НТТМ).
В марте 1990 года Христенко победил на выборах в городской Совет народных депутатов Челябинска, стал председателем комиссии по концепции развития города и членом президиума горсовета, который возглавил Вадим Соловьев. Вскоре он перешел на работу в исполнительную власть - занимал должности первого заместителя председателя городского комитета по экономике и председателя комитета по управлению городским имуществом. С октября 1991 года Христенко работал заместителем губернатора Челябинской области, а с марта 1994 по 1996 год - первым заместителем губернатора – все того же Вадима Соловьева.
Он не был публичной фигурой, но активно работал с бизнес-элитой и успешно решал спорные вопросы, в частности с энергетиками. В 1993 году он был одним из основателей Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области, ставшего не только деловым, но и политическим объединением. В 1994 году Христенко стал членом челябинского СПП.
В начале 1994 года бывший союзник Соловьева - председатель областного комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ) и член политсовета движения "Выбор России" Владимир Головлев, избранный в декабре 1993 года депутатом Государственной Думы РФ первого созыва - стал инициатором письма всех пяти депутатов-одномандатников Госдумы от Челябинской области президенту РФ Борису Ельцину с просьбой снять Соловьева с занимаемой должности. По некоторым сведениям, конфликт был спровоцирован обсуждением нового руководителя КУГИ: Головлев настаивал на кандидатуре Галины Желтиковой, Соловьев - на кандидатуре Христенко, который в то время был председателем комитета экономики области. Это противостояние привело к конфликту губернатора Соловьева с председателем Государственного комитета по управлению государственным имуществом РФ Анатолием Чубайсом. В итоге председателем КУГИ стала Желтикова, а Соловьев сохранил должность главы Челябинской области. В этом конфликте Христенко оставался практически единственной безусловно лояльной Соловьеву фигурой, за что в марте 1994 года был назначен первым заместителем главы администрации Челябинской области.
В 1995 году Христенко закончил Академию народного хозяйства при правительстве РФ. В том же году он возглавил челябинское отделение партии "Наш дом - Россия", а в 1996 году стал руководителем избирательной кампании президента России Бориса Ельцина в Челябинской области.
Христенко работал с директором PR-агентства "Нью Имидж" Евгением Минченко. По мнению экспертов, они сумели добиться перевеса в СМИ в пользу кандидатуры действующего президента: под жесткий контроль были поставлены районные и частично городские газеты, лояльными Ельцину были областное сетевое радио, коммерческие телестудии и практически все радиостанции. В результате Ельцин набрал по области больший процент голосов избирателей, чем в целом по стране, а Христенко получил личную благодарность от президента РФ.
В сентябре 1996 года Христенко был назначен председателем областной комиссии по телевидению и радиовещанию. Летом 1996 года он был назначен председателем областного КУГИ после отстранения от этой должности Желтиковой. Однако суд решил, что увольнение бывшего председателя КУГИ было незаконным. 27 ноября 1996 года Госкомимущество издало приказ о восстановлении Желтиковой в должности и освобождении Христенко от этого поста.
25 ноября 1996 года Христенко ушел в неоплачиваемый отпуск для руководства предвыборной кампанией губернатора Соловьева. По мнению экспертов, команда Соловьева собиралась использовать механизм, уже отлаженный в ходе президентских выборов. Но шансы на переизбрание у действовавшего губернатора были очень низкими из-за устойчиво высокого антирейтинга. Для сохранения команды Соловьеву еще в июле 1996 года предложили уйти в отставку и назначить исполняющим обязанности губернатора Христенко, не имевшего негативной репутации; а в сентябре или октябре 1996 года должны были бы пройти выборы, к которым не успевала подготовиться оппозиция. Соловьев отверг этот план и выставил свою кандидатуру. В декабре 1996 года в первом туре Соловьев получил 16 процентов голосов избирателей и проиграл поддержанному КПРФ Петру Сумину, набравшему более 50 процентов голосов. По некоторым сведениям, одновременно с губернаторский кампанией Христенко занимался выборами в законодательное собрание области и помог пройти в парламент нескольким представителям местной бизнес-элиты.
В 1996 году Христенко стал одним из авторов брошюры "В поисках пропавших вкладов", выпущенной в Челябинске тиражом 10 тысяч экземпляров. Это своеобразное пособие для вкладчиков, которые потеряли свои деньги в ходе активного строительства финансовых пирамид, фактически было собранием правительственных распоряжений и постановлений".
«Задолго до "книжного" скандала в Москве, когда Анатолий Чубайс, Борис Немцов и другие высокопоставленные чиновники правительства умудрились получить баснословные гонорары за так и не написанную историю приватизации в России, аналогичный случай произошел на Южном Урале с будущим вице-премьером Христенко. Еще в 1996 году в Челябинске была издана 10-тысячным тиражом тоненькая - всего-то 88 страниц - брошюра с броским названием "В поисках пропавших вкладов" своеобразное пособие для вкладчиков, которые потеряли свои деньги в ходе активного строительства финансовых пирамид. Только вот вскоре выяснилось, что на издание этой жалкой брошюры областным Фондом защиты частных инвестиций было истрачено целых 50 миллионов бюджетных рублей (неденоминированных). При этом отпечатана она была в соседнем Екатеринбурге, частной издательской фирмой "СВ", хотя свой Дом печати у челябинских "прозаиков" был под боком. Судя по всему, авторам очень не хотелось, чтобы в Челябинске узнали о деталях издания этого труда, особенно о гонорарах”.
"При этом 20 миллионов рублей, вырученных от продажи этого пособия, так и не поступили на счет фонда. В ходе проверки Фонда защиты частных инвестиций выяснилось, что из 670 миллионов рублей, выделенных государством в качестве компенсации для обманутых вкладчиков, пропало больше половины суммы. Позже за это сотрудники аппарата Белого дома, как утверждали журналисты, дали Христенко кличку Альхен (персонаж из книги "Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова).
В конце 1996 года Христенко подал в отставку, некоторое время оставался без работы, собирался завершить карьеру чиновника и заняться бизнесом. Однако в марте 1997 года Христенко был назначен полномочным представителем президента РФ в Челябинской области, и в апреле того же года стал членом политсовета НДР.
В июле 1997 года Христенко был назначен заместителем министра финансов РФ Михаила Задорнова в правительстве Виктора Черномырдина. По некоторым сведениям, своим назначением Христенко был обязан Чубайсу, который заметил его во время президентской кампании. В Минфине Христенко начал курировать вопросы экономии и контроля федеральных средств, межбюджетные отношения своего министерства и регионов, а также деятельность "Финансовой газеты". В августе 1997 года он принимал участие в переговорах о транзите ранней каспийской нефти через территорию Чечни, в сентябре 1997 года подписал договор между правительством России и руководством Чечни. C августа 1997 года по май 1998 года Христенко как представитель государства был введен в совет директоров ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК), а в сентябре 1997 года был избран вице-президентом СПП Челябинской обласи.
В апреле 1998 года Христенко был назначен заместителем председателя правительства РФ Сергея Кириенко и членом президиума правительства, ответственным за финансовую политику. Христенко отвечал за проведение экономических реформ, подготовку и реализацию программ социально-экономического развития РФ, развития финансового, кредитно-денежного и банковского секторов, занимался стратегическими вопросами управления государственной собственностью, приватизации, рынка ценных бумаг, финансового оздоровления и несостоятельности предприятий. Кроме того, он обеспечивал взаимодействие финансовых, таможенных, налоговых органов, органов валютного и экспортного контроля в части обеспечения полноты поступлений доходов бюджета, отвечал за сотрудничество с международными финансовыми организациями (МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития).
В августе 1998 года Христенко ушел в отпуск: он всегда предпочитал отдыхать в свой день рождения, освобождая тем самым своих коллег и сотрудников от необходимости поздравлений. Вскоре произошел дефолт, и правительство Кириенко ушло в отставку. До сентября 1998 года Христенко исполнял обязанность заместителем председателя правительства.
В октябре 1998 года Христенко был назначен первым заместителем министра финансов РФ в правительстве Евгения Примакова, а в ноябре того же года - исполняющим обязанности статс-секретаря и первым заместителем министра финансов РФ. В Минфине он отвечал за разработку проекта федерального бюджета. В декабре 1998 года Христенко сначала вошел в состав межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по охране здоровья населения, потом был назначен заместителем председателя координационного совета по экономическим вопросам региональной политики РФ. В мае 1999 года он вошел в состав коллегии представителей государства в ОСАО "Российская государственная страховая компания", был утвержден членом коллегии Министерства науки и технологий РФ и членом правительственной комиссии по научно-инновационной политике, снова стал членом совета директоров ММК и занимал эту должность до мая 2002 года.
В конце мая 1999 года Христенко был назначен первым вице-премьером в правительстве Сергея Степашина и членом президиума правительства. Христенко курировал вопросы макроэкономической политики, был назначен первым заместителем руководителя экономического совета при правительстве и членом Совета безопасности РФ. По оценкам экспертов, несмотря на долгое время пребывания на ключевых постах в различных правительствах, он так и не стал публичной фигурой.
В августе 1999 года Христенко сначала был освобожден от должности в связи с отставкой правительства Степашина, потом вновь был назначен первым заместителем нового председателя правительства РФ Владимира Путина, а в январе 2000 года - просто вице-премьером. Христенко продолжал усиливать свое аппаратное положение, занимая новые должности в различных организациях: он был назначен управляющим от РФ в МВФ, Международном Банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций, был избран председателем совета директоров ГК "АРКО", стал членом комиссии по контролю за возвратом в федеральный бюджет бюджетных инвестиционных ассигнований и процентов за пользование ими и заместителем председателя Российской части смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству, возглавлял штаб Путина в Челябинской области по подготовке к президентским выборам в 2000 году.
В мае 2000 года, после победы Путина на выборах, Христенко был назначен вице-премьером в правительстве Михаила Касьянова. В новом кабинете министров Христенко курировал финансово-экономический блок (Минэкономики, Минфин, Мингосимущество, Госналогслужба) и региональную политику. Он лишился ряда полномочий - решением стратегических экономических вопросов занялся министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, но оказался ближе к реальному управлению топливно-энергетическим комплексом, курировал реформу естественных монополий, недро- и природопользование, сотрудничество с СНГ и Евросоюзом.
В июле 2000 года Христенко возглавил комиссию по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесии, сменив на этом посту Николая Аксененко. Осенью 2000 года Христенко возглавил две правительственные комиссии - по вопросам СНГ и по сотрудничеству с Европейским союзом. Летом 2001 года он стал членом интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, а в конце того же года - председателем правительственной комиссии по реформированию электроэнергетики.
По некоторым сведениям, в 2002 году Христенко был первым кандидатом на увольнение во время планировавшейся реорганизации правительства. Но в феврале того же года поста вице-премьера лишился Илья Клебанов, а Христенко стал курировать МПС и Минсвязи.
В ноябре 2002 года Христенко защитил в Академии народного хозяйства при правительстве РФ диссертацию "Теория и методология построения механизмов бюджетного федерализма в РФ" и получил ученую степень доктора экономических наук.
В июле 2003 года Христенко лишился ряда полномочий: он был освобожден от поста председателей ряда правительственных комиссий - по обеспечению безопасности дорожного движения, по реализации Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы, по жилищной политике, по транспортной политике - и от поста председателя совета руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при правительстве РФ.
С 24 февраля по 5 марта 2004 года Христенко исполнял обязанности председателя правительства РФ после отставки Касьянова. Тогда эксперты, рассуждая о Христенко как о потенциальном премьере, называли его технократом и лоббистом, разбирающимся в экономических вопросах, но лишенного политических амбиций и напрямую не связанным ни c одной из кремлевских группировок.
В марте 2004 года Христенко был назначен министром промышленности и энергетики РФ в правительстве Михаила Фрадкова.
В качестве представителя правительства РФ Христенко последовательно занимал ключевые посты в руководстве российских естественных монополий: в 2000 году он стал членом совета директоров ОАО "Газпром", в 2001 году - членом совета директоров ОАО "АК Транснефть" (с 2002 года - председатель совета директоров), в 2002 году - председателем совета директоров ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", с 2003 по 2004 год - председателем совета директоров, затем членом совета директоров ОАО "Российские железные дороги", в 2005 году - членом совета директоров ОАО "РАО "ЕЭС России" (в 2006 году стал заместителем председателя совета директоров). При этом весной 2003 года Христенко покинул пост вице-президента челябинского СПП, отказавшись от роли "свадебного генерала".
Христенко, по данным СМИ, как и многие другие высокопоставленные чиновники в правительстве и администрации президента, стремился подчеркнуто дистанцироваться от дела главы нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и председателя совета директоров группы "МЕНАТЕП", управляющей акциями "ЮКОСа", Платона Лебедева, арестованных соответственно в октябре и июле 2003 года, а в мае 2005 года приговоренных к девяти годам лишения свободы каждому за уклонении от уплаты налогов, мошенничество и хищение денежных средств у государства (в сентябре того же года сроки Лебедева и Ходорковского были сокращены до восьми лет).
Так, после ареста Лебедева Христенко заявлял: "Лебедев мне не друг, но истина дороже. Я бы хотел пожелать и защите, и обвинению побольше аргументов, чтобы побыстрее прояснилась эта ситуация". Накануне оглашения приговора Христенко на совещании у Путина доложил о проекте строительства нефтепровода по маршруту Тайшет–Находка, назвав "ЮКОС" среди компаний, которые должны были наполнить трубу нефтью. По мнению отдельных наблюдателей, этот доклад стал своеобразным бюрократическим издевательством, так как руководство "ЮКОСа" ранее выступало против этого проекта.
В ноябре 2005 года 12 миноритарных акционеров "ЮКОСа" - владельцев американских депозитарных расписок компании - подали в Вашингтонский окружной суд коллективный иск против Российской Федерации, ряда российских энергетических компаний и министров, в том числе Христенко и главы Минфина Алексея Кудрина. По мнению истцов, ответчики нарушили американское законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, убеждая общественность в том, что государство не намерено национализировать "ЮКОС", тогда как фактически именно это и было, по их мнению, осуществлено. Свои потери заявители оценили в три миллиона долларов. 25 ноября адвокаты истцов сообщили СМИ, что Христенко была вручена повестка в суд. В тот же день помощник главы Минпромэнерго опроверг эти сведения. В свою очередь, адвокат миноритарных акционеров настаивал, что "сам видел, как эти документы были переданы господину Христенко лично в руки, при этом ему было разъяснено их содержание". 15 мая 2006 года адвокаты Христенко, Кудрина и других ответчиков представили в суд консолидированный ответ на иск, в котором утверждалось, что судебные власти США не имеют юрисдикции для подобных разбирательств, так как они "вовлекают в процесс отношения между Россией и США". При этом ответчики ссылались на американский закон о суверенной неприкосновенности (Foreign Sovereign Immunities Act).
В марте 2007 года Христенко, министр развития Греции Димитрис Сиуфас и министр развития и общественных работ Болгарии Асен Гагаузов в присутствии глав этих стран подписали соглашение о совместном строительстве нефтепровода Бургас—Александруполис, который соединит болгарское Черноморское побережье с греческим побережьем Эгейского моря. По данным СМИ, строительство обойдется приблизительно в 1 миллиард евро. Ровно столько же, по предварительным подсчетам, составит годовой экономический эффект, получаемый в результате разницы в стоимости между транспортировкой нефти по этому трубопроводу и ее транспортировкой морским путем через Босфор и Дарданеллы. Построить нефтепровод планировалось к началу 2009 года. В конце 2011 года Болгария официально заявила о выходе из проекта.
В апреле 2007 года на Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в Катаре Христенко опроверг многочисленные сообщения российских и зарубежных СМИ о намерении России участвовать в создании картеля стран-производителей газа по образцу Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Предложение о создании газового картеля российскому руководству поступило в январе 2007 года от духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Сторонником формирования "газовой ОПЕК" также являлся лидер Венесуэлы Уго Чавес.
Также в апреле 2007 года компания "Газпром" приобрела у англо-голландской корпорации Shell и японских фирм Mitsui и Mitsubishi контрольный пакет акций оператора крупнейшего нефтегазового проекта на шельфе России "Сахалин-2" Sakhalin Energy. Стоимость приобретенного пакета, по оценкам экспертов, составила 7,45 миллиарда долларов. После заключения контракта Христенко утвердил бюджет "Сахалина-2" до 2014 года в размере 19,4 миллиардов долларов. Сделке предшествовала экологическая проверка деятельности иностранных компаний, по итогам которой замглавы Росприроднадзора Олег Митволь сообщил о выявлении фактов загрязнении окружающей среды.
В начале июня 2007 года Христенко официально заявил, что арктический и дальневосточный шельфы России будут разрабатывать две госкомпании - "Газпром" и "Роснефть". Однако это, по мнению министра, не закроет доступ к шельфовым проектам для иностранных инвесторов.
12 сентября 2007 года правительство Фрадкова ушло в отставку, и Христенко продолжал исполнять министерские обязанности на временном основании. 14 сентября на посту премьера был утвержден Виктор Зубков, а 24 сентября Путин объявил о кадровых и структурных изменениях в правительстве. Христенко сохранил за собой свой прежний портфель, а его супруга Татьяна Голикова сменила Михаила Зурабова на посту министра здравоохранения и социального развития РФ.
В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев (его кандидатура была выдвинута в декабре 2007 года рядом политических партий страны, в том числе "Единой Россией", и поддержана президентом Путиным). 7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России. В соответствии с конституцией страны, в тот же день правительство сложило свои полномочия, после чего новый президент страны подписал указ "О сложении полномочий правительством РФ", поручив членам кабинета, в том числе и Христенко, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. Тогда же Медведев предложил Госдуме утвердить Путина председателем правительства РФ [15]. 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером.
12 мая 2008 года Путин произвел назначения в правительство РФ. В новом кабинете Христенко возглавил Министерство промышленности и торговли.
Во время финансового кризиса Христенко в мае 2009 года выступал с прогнозами по поводу ожидаемого спада промышленности, который по итогам 2009 года "может составить от 4,5 до чуть более 6 процентов". Однако спустя неделю министр не только отказался от этих оценок, назвав их "оптимистичными", кроме того, он объявил бессмысленными все прогнозы падения производства на 2009 год. По словам Христенко, он "провел провокационный эксперимент... чтобы посмотреть на реакцию". Между тем эксперты связывали слова министра с желанием продемонстрировать лояльность президенту Медведеву, который незадолго до этого на встрече с предпринимателями потребовал от членов кабинета воздержаться от необоснованных прогнозов и "поумерить языки".
В соответствии с инициативой президента РФ, согласно которой все государственные чиновники должны были декларировать свои доходы и доходы членов своей семьи, Христенко весной 2009 года также подал сведения о своих доходах и имеющейся у него недвижимости. Согласно опубликованым в апреле данным, доходы министра - владельца находящейся в личной собственности квартиры (218,6 квадратных метров) - за 2008 год составили 4,4 миллиона рублей. За 2009 год доход министра составил почти 5,4 миллиона рублей.
В июле 2009 года в газете "Ведомости" была опубликовала статья, в которой со ссылкой на доклад Христенко, утверждалось, что закрытие принадлежащего Тельману Исмаилову Черкизовского рынка в июне того же года стало первым этапом в программе по борьбе с челночной торговлей. Целью этой программы было восстановление отечественной легкой промышленности.
24 июня 2011 года президент Медведев подписал указ о назначении Христенко своим специальным представителем по вопросу внесения изменений в договор о комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Предполагавшиеся реформы союза были связаны с необходимостью синхронизировать ряд решений по пошлинам и намерениями властей трех стран превратить комиссию Таможенного союза в его главный орган управления.
По оценкам наблюдателей, Христенко исключительно эффективен как аппаратчик. Он не только возглавлял рекордное количество межведомственных комиссий, но и сумел организовать их работу. Кроме того, при таком объеме полномочий у него не было явных провалов и серьезных ошибок, а его имя не связывалось ни с одним слишком громким скандалом. По крайней мере c 2001 года эксперты считают Христенко одним из основных претендентов на должность премьера страны. Но он не стремится к самостоятельности, скорее являясь "идеальным чиновником" - профессиональным, дисциплинированным, исполнительным, подчеркнуто аполитичным и нацеленным на командную игру. Все эти качества позволили Христенко стать одним из "долгожителей" в правительстве России.
Христенко награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, имеет благодарность президента РФ и почетную грамоту правительства РФ»."