FLB: В Минздравсоцразвитии готовы завозить в Россию всех работников – от генеральных директоров и дворников до сварщиков и бурильщиков
"Сварщик из-за бугра Чиновники расширяют список специальностей, на которые не распространяются въездные квоты, за счет рабочих
«Минздравсоцразвития России предложило в конце прошлой недели привлекать вне квот иностранцев по ряду новых специальностей, например электриков и сварщиков. До этого в список таких «льготников» входили только инженеры и руководители предприятий. В ведомстве объясняют привлечение новых специалистов потребностью в квалифицированных кадрах, которые могли бы качественно организовывать новые производства. Эксперты же считают, что решение дать полную свободу на въезд рабочим говорит лишь об «искусственности» системы квотирования, которую даже Федеральная миграционная служба недавно предлагала отменить.
Минздравсоцразвития предложило дополнить список профессий квалифицированных иностранных рабочих, которых работодатели РФ смогут привлечь без предварительного квотирования, шестью новыми специальностями. В следующем году компании смогут нанять на работу в неограниченном количестве квалифицированных сварщиков, инженеров-проектировщиков, электриков, бурильщиков, техников-технологов и техников по наладке и испытаниям.
Как объясняется, расширение перечня связано с тем, что сегодня в России существует потребность в квалифицированных кадрах, которые могли бы качественно организовывать новые производства, применять новые технологии, работать на новом, зачастую импортном оборудовании.
Впрочем, такое же объяснение чиновники давали и все предыдущие годы. Однако раньше в такой список попадали преимущественно довольно специфические профессии, дефицитность которых в РФ, кстати, тоже ставилась многими под сомнение. Например, в этом году в списке было 32 профессии: преобладали генеральные и просто директора, президенты компаний, председатели правлений, заведующие и прочие управленцы, главным образом высшего звена, а также и инженерно-технический персонал.
Теперь же к белым воротничкам добавляют синие, поскольку очевидно, что новые позиции, которые хочет внести в документ Минздравсоцразвития, – это по преимуществу рабочие специальности. Сварщику, электрику, бурильщику, технику вряд ли придется «качественно организовывать новые производства».
Стоит заметить, что сам список расширяется из года в год: в 2009 году в перечне было всего 17 должностей, в 2010-м – 22, в этом – 32, а в будущем году с учетом дополнений он будет включать уже 41 профессию. Каким образом власти определяют, кому можно разрешить работать без квот? Для определения дефицитных профессий на рынке труда они анализируют предложения регионов о потребности в привлечении иностранных работников, составленные на основе заявок работодателей. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), за 9 месяцев 2011 года в Россию въехало 17,3 тыс. человек – представителей профессий, на которых квоты не распространяются.
Олег Шеин, депутат Госдумы пятого созыва, который занимался в парламенте социальной политикой, считает, что постоянное пополнение списка говорит лишь о том, что система квот не работает. Напомним, ранее правительство России установило квоту на работу в 2012 году для 1,746 млн. иностранных граждан. «Эти цифры ежегодно варьируются в диапазоне от 1,5 до 1,9 млн. человек, – напомнил «НИ» г-н Шеин. – При этом мы все хорошо знаем, что, по оценкам ФМС, в России работают в общей сложности порядка 8–9 млн. мигрантов. Это значит, что 80% иностранных работников работают в России вне квот. Таким образом, эти квоты в итоге служат лишь цели получения взяток и извлечения сверхприбылей. То есть квотирование – это искусственный механизм. Минздравсоцразвития, предлагая убрать квотирование по рабочим специальностям, тем самым признает это».
Эксперт обращает внимание на то, что хотя часть работодателей действительно составляет заявки на иностранных работников, которые им нужны, большинство этого не делает, предпочитая работать «втемную». Напомним, что квотирование было введено в 2007 году. Работодатель должен подать заявку в специальную комиссию, указав, сколько ему нужно иностранных работников, на какие должности и из какой страны. Но сделать он это должен заранее, чуть ли не за год. Потом ее будут по цепочке рассматривать в разных ведомствах.
«Кто обращается, а кто просто предпочитает платить деньги проверяющим структурам, – говорит Олег Шеин. – Необходимо изменить этот механизм. Например, обязать работодателей ввести систему пенсионного медицинского страхования для иностранных рабочих. Тем, кто от этого откажется, просто запрещать заниматься предпринимательской деятельностью. Жестко, но в итоге это приведет к тому, что иностранные работники будут менее выгодны, чем российские, появится конкуренция и будет преодолена коррупция в этой сфере». Предложенные уходящим парламентарием меры довольно спорны, но надо отметить, что на сегодняшний день власти пока не придумали, как решить проблему незаконной трудовой миграции. ФМС этой весной предложило вообще отменить квотирование как таковое, но Минздравсоцразвития опасается, что это приведет к бесконтрольности миграционных потоков». «Новые известия»"