FLB: Олигархам дали понять, что в деле с убийством первого зампреда ЦБ Андрея Козлова еще далеко не все ясно?
"В интернете появился фрагмент видео допроса главы «Альфа-групп» Михаила Фридмана по делу о преднамеренном банкротстве «Содбизнесбанка» в июне 2005 года. Допрос проводили весной 2088 года следователи Следственного комитета при МВД РФ, и речь в его ходе, если верить российским СМИ, шла о тесном взаимодействии «Содбизнесбанка» и «Альфа-банка» и о 7 млн долларов, которые «Альфа-банк» списал в свою пользу со специального депозита «Содбизнесбанка». Тогда «Альфа-банк» объяснил списание погашением долгов по неисполненным обязательствам «Содбизнесбанка».
Повод для такой вот задушевной беседы у следствия появился после того, как в ноябре 2007 года следователи провели обыск в «Альфа-банке» и изъяли большое количество документов о весьма плотном сотрудничестве «Содбизнесбанка» и «Альфа-банка». Говорят, двери офиса «Альфа-банка» пришлось выносить чуть ли не тараном. Но «на данный момент у нас нет претензий к Альфа-банку», — сообщил тогда «Росбалту» собеседник в СК при МВД РФ. Как видим, претензий не оказалось и после. В преднамеренном банкротстве обвинили заместителя председателя правления «Содбизнесбанка» Дениса Давыдова, на тот момент уже работавшего председателем правления «Прадо-банка». Было заведено еще несколько уголовных дел. В ходе скандала был убит неизвестными «теневой» владелец «Содбизнесбанка» и банка «Кредиттраст» Александр Слесарев. Но дела до суда так и не дошли. Деньги исчезли. Убийцы так и не были найдены.
Банк содействия бизнесу и предпринимательству» («Содбизнесбанк») был учрежден в 1991 году и долгое время считался прозрачной (по меркам того времени) и успешной финансовой организацией. В 2004 году он занимал 57- место в рейтинге российских банков по размеру собственного капитала (2,2 млрд рублей). И, возможно, так продолжали бы считать и дальше, если бы 27 мая 2003 года члены тагерьяновской ОПГ не похитили бы генерального директора ОАО «КамАЗ-Металлургия» Виктора Фабера и его заместительницу по экономическим вопросам Наталью Стародубцеву.
Следствие установило: Фабера и Стародубцеву бандиты убили практически сразу, но это не помешало им выдвинуть родственникам погибших требование о выкупе. Было заплачено 10 млн рублей, и поступили деньги похитителям именно через «Содбизнесбанк». Следователи были уверены: выкуп был «отмыт» и обналичен по личному распоряжению председателя правления «Содбизнесбанка» Сергея Реусова. Весной 2004 года Реусова арестовали и предъявили обвинения в незаконной легализации средств. Но дело вскоре как-то тихо было прекращено, Реусов вышел на свободу. МВД РФ обратилось в Банк России с просьбой расследовать деятельность банка, а Следственный комитет при МВД РФ возбудил дело о преднамеренном банкротстве.
Вскоре первый зампред ЦБ Андрей Козлов, известный своей непримиримой позицией в борьбе с незаконными банковскими операциями, что в итоге стоило ему жизни, обвинил «Содбизнесбанк» в злостном нарушении недавно принятого «антиотмывочного» законодательства и объявил об отзыве у него лицензии. По утверждению Козлова, «Содбизнесбанк» стал первой в России финансовой структурой, которая лишилась лицензии в связи с нарушением закона о легализации преступных доходов и финансированием терроризма, принятого вскоре после захвата чеченскими террористами школы в Беслане.
Закрытие банка, на счетах которого хранили свои сбережения несколько десятков тысяч не самых бедных вкладчиков, произвело эффект разорвавшейся бомбы и буквально на ровном месте привело к банковскому кризису – деятельность «Содбизнесбанка» была активной и обширной, и за ним по цепочке посыпались и многие другие финансовые организации. После этого тысячи простых граждан и представителей юридических лиц начали штурмовать офисы банка в надежде получить свои деньги. Столь же безуспешно пыталась овладеть банком и временная администрация, назначенная ЦБ.
Персонал банка оказал жесткое сопротивление команде временного управляющего ЦБ – ликвидаторы смогли войти в здание только с пятого раза и то при силовой поддержке милиции. Но и попав внутрь, внешний управляющий далеко не сразу смог приступить к работе - сотрудники банка не давали ему попасть в кабинет председателя правления, уносили и уничтожали документы, отказывались открывать сейфы. Параллельно руководство банка организовало массовое сопротивление вкладчиков – не единожды они перекрывали автомобильное движение на улицах, примыкающих к офису «Содбизнесбанка», вступали в столкновения с милицией и устраивали флэшмобы с голыми ж…, на которых были написаны оскорбления в адрес «козлов из ЦБ».
Сопротивление менеджеров банка, со ссылкой на источники, близкие к ФСБ, объясняли желанием максимально оттянуть время для того, чтобы «замести следы» или удовлетворить требования «серьезных» клиентов банка, от которых «можно ждать, куда больших неприятностей, чем от вкладчиков» и от Андрея Козлова, писал в то время интернет-сайт КМ.Ру. И именно в эти дни на крыльце центрального офиса «Содбизнесбанка», в окружении «упакованных» спецназовцев, раздавая под камеры центральных телеканалов гневные интервью, Андрей Козлов в мгновение ока превратился в самого «матерого человечища» российского банковского мира. Отныне (как с костью в горле) уже никто не мог с ним не считаться, а обойти его, как выяснилось, было себе дороже.
Но, судя по всему, со своей форс-мажорной задачей менеджмент «Содбизнесбанка» все же справился блестяще – временная администрация ЦБ не нашла в нем ничего более ценного, чем мебель и оргтехника. По версии Следственного комитета МВД РФ, в период с 23 января по 12 мая 2004 года, то есть незадолго до отзыва лицензии, «руководство банка с целью преднамеренного банкротства путем заключения договоров кредитования с различными фирмами перечислило со счетов ООО «КБ Содбизнесбанк» 3 млрд 337 млн рублей», сообщал ресурс IBK.Ru. В том числе «исчезнувшими» следователи сочли и 7 млн долларов, находившихся на депозите в «Альфа-банке». В отношении «Содбизнесбанка» была начата процедура принудительной ликвидации, а в июне 2005 года Арбитражный суд Москвы признал его банкротом.
На фоне всей этой вакханалии никого уже особо не удивило убийство «теневого» владельца «Содбизнесбанка» и «Кредиттраста» Александра Слесарева.
Александр Слесарев, его жена и дочь были убиты 16 октября 2005 года в воскресенье около 10 часов утра на 30-м километре Каширского шоссе. Семья Слесаревых на машине «Mercedes» направлялась в Старый Оскол с намерением посетить монастырь. За ними следовал автомобиль «Mitsubishi Pajero Sport», в котором находились два родственника Слесарева и представительница монастыря. На трассе их догнала «Audi A8» без номеров, и сидевшие в ней люди открыли огонь из автоматов и пистолетов. В результате вся Слесарев и его жена погибли на месте, их несовершеннолетняя дочь позже скончалась в больнице, а три человека во втором автомобиле были тяжело ранены, сообщала «Независимая газета».
Через несколько часов сгоревший автомобиль убийц с орудиями убийства был обнаружен в районе Мещеринского шоссе. Как выяснилось, машина была зарегистрирована в Новосибирской области, продана, а потом угнана. Никаких других «ниточек» у следствия так и не оказалось. Убийцы не найдены до сих пор.
Александр Слесарев никогда официально не числился владельцем или руководителем ни одного банка или финансовой организации. Однако тот факт, что он фактически владел «Содбизнесбанком» и «Кредиттрастом» был широко известен. Как заявил «Коммерсанту» в октябре 2005 года глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, «господин Слесарев называл себя хозяином этих банков» . По данным газеты, «в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), под управлением которого сейчас находится «Содбизнесбанк», тоже подтвердили, что, по имеющейся у них неофициальной информации, теневым владельцем этого банка был господин Слесарев». Не мог об этом не знать и близкий деловой партнер «теневого» банкира – легальный банкир Михаил Фридман. Тот факт, что тесное сотрудничество «Альфа-Банка» с «Содбизнесбанком» продолжалось «до самого конца», лучше всего свидетельствует о необычайной заинтересованности «Альфа-банка» в таком удобном и «неброском» партнере.
«Содбизнесбанк», по утверждению Forbes, Слесарев купил в 2001 году, и эта покупка принесла ему немало неприятностей, - писала «Независимая газета» 18 ноября 2005 года. - Как позже выяснилось, за банком числилось много скрытых долгов. В качестве компенсации Слесарев потребовал у бывшего владельца Игоря Захарова принадлежавший ему универмаг «Москва. Захаров отказался, и вскоре оказался за решеткой, а торговый комплекс перешел к Слесареву. Позже жена Захарова, на которую были оформлены акции «Москвы», сумела отстоять свое право на универмаг. Имели ли супруги Захаровы отношение к последующему убийству Слесарева, следствие так и не установило.
Но по-настоящему банковский бизнес Александра Слесарева начал рушиться позже, когда Содбизнесбанк попал в поле пристального внимания Центробанка и финансовой разведки. Тот факт, что теневой банкир не оказался тогда на скамье подсудимых, разные источники трактуют по-разному. Одни говорят о необычайной предусмотрительности и дальновидности Александра Слесарева, который остерегался занимать официальные посты в контролируемых им структурах. Другие – близостью к власти. По данным журнала Forbes, теневой банкир время от времени играл в футбол с бывшим вице-мэром Москвы Валерием Шанцевым. «Может быть, именно поэтому «Кредиттраст» вошел в ряды уполномоченных банков правительства Москвы, предполагает «Независимая газета». Однако, что бы ни помогло Александру Слесареву избежать уголовного преследования, это не спасло его от пуль наемных убийц». Скорее всего, как и положено по российским традициям, «покойный слишком много знал». Однако, явно знал не он один. Но другие «знатоки» не только живы, но и благоденствуют за пределами Родины.
В июле 2011 года произошло событие, которое по его видимой нелепости и анекдотичности, кажется, не с чем даже сравнить. Президент Дмитрий Медведев подписал указ об увольнении с должности первого заместителя начальника департамента экономической безопасности МВД РФ Андрея Хорева. «Указа о переназначении не последовало, более того, заговорили о скором увольнении Хорева из органов МВД», - написала «Новая газета». Поводом к увольнению послужил сущий пустяк – с подачи депутата Михаила Бабича, Генпрокуратура вдруг обнаружила, что Андрей Хорев в 2008 году незаконно присвоил себе удостоверение ветерана боевых действий. «Человека с такими морально-этическими принципами нельзя держать в системе МВД», — заявил депутат Бабич. И первый заместитель генпрокурора Буксман его поддержал, направив представление министру внутренних дел Нургалиеву об устранении «вопиющего нарушения». А через неделю последовал и указ президента.
«ДЭБ занимает в системе МВД особое место: его сотрудники — главные «специалисты» по возбуждению и сопровождению уголовных дел в отношении бизнесменов. Они в курсе основных теневых потоков, куда стекаются деньги из многочисленных обнальных контор и банков, занимающихся выводом денег за рубеж и незаконным возвратом налогов, - утверждает «Новая газета». – Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД был фактически неподконтрольным подразделением в структуре Министерства внутренних дел. Именно он являлся одним из центров межведомственных групп влияния, в которые входили не только сотрудники ДЭБа, осуществлявшие менеджмент «предприятия», но и сотрудники Следственного комитета при МВД, а также офицеры управления «К» (финансовый контроль) и управления «М» (курирующее деятельность МВД, прокуратуры и судов) ДЭБ ФСБ России. Роль ДЭБ МВД в этих отношениях переоценить трудно — они главные исполнители. В самом ДЭБе, по сообщениям оперативных справок, зоны влияния делили два зама — генерал Андрей Хорев и генерал Александр Назаров. И дела, связанные с незаконными банковскими операциями, курировал именно Хореев».
И действительно, без Хорева не обходилось буквально ни одно громкое банковское дело. Все они были скандальны, всегда речь всегда шла о миллиардах рублей или долларов, и у всех у них была одна общая черта – начинались они громко, а заканчивались тихо и безрезультатно: деньги исчезали с концами, а преступников (если не считать мелких стрелочников) найти так и не удавалось.
Уголовное дело № 169277 в отношении господ Вагабова и Гимбатова об отмывании миллиардов через дагестанские банки «Рубин», «Антарес» и Юнион-банк в период с 2005 по 2007 годы. Резонансность дела можно оценить, сравнив сумму, которая фигурировала в ходе следствия — 32 миллиарда рублей, и бюджет самой крупной республики Кавказа на тот момент — 19 миллиардов рублей. В итоге в Дагестане были осуждены рядовые сотрудники банков, основные фигуранты до сих пор находятся в международном розыске, дело передано в СК при МВД РФ, где и зависло. Судьба отмытых миллиардов неизвестна.
Уголовное дело № 248089 в центре которого оказался влиятельный австрийский Райффайзенбанк, а также — банк «Дисконт», через который, согласно оперативным данным, шли многомиллионные средства, принадлежавшие российским силовикам. Считается, что попытки зампреда ЦБ Андрея Козлова остановить такую вот финансовую вакханалию в итоге и привели к его физическому устранению. Убийцы Козлова сидят, но денег и их хозяев каким-то чудесным образом найти так и не удалось.
И, наконец, уголовное дело № 290838, о преднамеренном банкротстве «Содбизнесбанка», свидетелем по которому допрашивался олигарх Михаил Фридман. Материалы уголовного дела в размере 36 томов, за подписью замначальника СК при МВД Логунова были направлены для работы первому заму начальника ДЭБ МВД Хореву. Сколько лет прошло: где деньги и где виновные — неизвестно.
Как утверждают источники «Новой газеты» в МВД, генералу не раз намекали, что пора бы уйти по собственному желанию. Тем более, что совсем недавно Хорев стал героем еще одной скандальной истории - с «потерей» аудио- и видеозаписей передачи 15 миллионов рублей сотруднику Управления делами президента РФ Владимиру Лещевскому председателем правления ОАО «Москонверспром» Валерием Морозовым, утверждавшим, что это плата за участие его компании в реконструкции объектов сочинской Олимпиады. Следственные действия были, а видео и аудио как-то пропали, причем, вместе с деньгами…
Однако, несмотря на все намеки, сам уходить Андрей Викторович явно не желал. Или не мог. Но начальство продолжало намекать все «толще» и «толще», попутно, видимо, выкладывая время от времени на стол перед генералом некоторые документы. По оценкам специалистов, общая «стоимость» уголовных дел, к которым имел отношение генерал-майор Хорев с 2007 по 2010 годы, составляет порядка 4 триллионов рублей. За такое «рвение» раньше он точно угодил бы «под расстрел». Однако новые времена предполагают и «новые нравы». По информации «Новой газеты», сейчас генерал-майор уже находится далеко за границей, и в его ближайшие планы возвращение в Россию не входит.
Однако пребывание вне Родины, совсем не означает, что Хорев не может вдруг заговорить и сказать, что-то, о чем раньше предпочитал молчать.
Фрагмент допроса главы «Альфа-групп» Михаила Фридмана
Следователь: - Допросил по уголовному делу № 290838 в качестве свидетеля… Фамилия, имя, отчество?
М. Фридман: - Фридман Михаил Маратович.
Следователь: - Дата рождения?
М. Фридман: - 21 апреля хх-го года.
Следователь: - Место рождения?
М. Фридман: - Город Львов.
Следователь: - Место жительства и регистрации?
М. Фридман: - Город Москва… Прописка в смысле? Большой Афанасьевский переулок, дом хх, квартира х.
Следователь: - Домашний телефон есть?
М. Фридман: - Да. 291-хх-хх – домашний телефон, мобильный: 974-хх-хх.
Следователь: - Гражданин Российской Федерации?
М. Фридман: - Да.
Следователь: - Образование?
М. Фридман: - Высшее.
Следователь: - Семейное положение, состав семьи?
М. Фридман: - Я в разводе, соответственно, я один в семье.
Следователь: - Место работы или учебы?
М. Фридман: - Ну… я являюсь председателем совета директоров ООО «Альфа-банк».
Следователь: - Телефон есть служебный?
М. Фридман: - Да, конечно: 755-хх-хх.
Следователь: - Отношение к воинской обязанности?
М. Фридман: - Военнообязанный.
Следователь: - Где состоите на учете?
М. Фридман: - Центральный административный округ… он так теперь называется. Звание – полковник запаса. (Мечтательно улыбается).
Следователь: - Наличие судимостей?
М. Фридман: - К счастью, нет.
Следователь: - Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность?
М. Фридман: - Да, имеется.
Следователь: - Так, номер паспорта 45 03 ххх ххх, выдан 12. 07. 20хх года УВД района «ххх» города Москвы. Первый вопрос. Учредителем и руководителем каких организаций вы являетесь?..
На этом месте запись обрывается. И появляется тирт: чтобы посмотреть полностью отправьте sms с текстом DOPROS на номер 0666* (* стоимость звонка – 500.000 долл. США).
От редакции FLB: Что это – наивное желание подзаработать? Вряд ли. Даже самые последние тупицы, без единой искры воображения все-таки в силах представить, что может последовать за таким неуклюжим шантажом. Скорее уж это предупреждение. Или приглашение к совместным воспоминаниям «о былом»? Но кому и зачем понадобилось напоминать Михаилу Фридману? И о чем? О банкротстве «Содбизнесбанка» и 7 миллионах долларов? Об убийстве его владельца Александра Слесарева? О том, что сказал, или, о чем умолчал на допросе в СК МВД? Или об убийстве первого зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова, сыгравшего в тех (и многих других) событиях центральную роль? Может быть, это сигнал о том, что вслед за первым фрагментом видео появятся и другие? Или напоминание о том, что где-то в швейцарских сейфах лежат ненайденные следователями документы? Или весточка том, что убийца Слесарева вот-вот явится с повинной и начнет давать показания? Наверняка Михаил Маратович Фридман в курсе дела. Но он молчит. Или разговорчивым он, очевидно, становится только на допросах?"