FLB: «Владивосток авиа» берет с пассажиров больше положенного и не платит за лизинг самолетов
"«Дочка» Аэрофлота не платит по счетам
«Компания «Ильюшин Финанс» подала шесть исков в Арбитражный суд Москвы на авиакомпанию «Владивосток Авиа» — по одному иску на каждый предоставленный ей в лизинг самолет Ту-204-300. Общая сумма средств, которые она рассчитывает взыскать с «дочки» «Аэрофлота», достигает почти 11,5 млн долларов.
Суммы по искам сильно разнятся — от $200 тыс. до $4,5 млн — в зависимости от того, сколько по времени не производились платежи по конкретному самолету, взятому авиакомпанией в лизинг. В пресс-службе «Ильюшин Финанс» подтвердили «Маркеру», что они намерены через Арбитражный суд получить с «Владивосток Авиа» задолженность по лизинговым платежам по шести самолетам Ту-204-300. «Это рядовая ситуация, когда недобросовестным получателем не соблюдаются сроки по лизинговым платежам», — сказали в компании. Также в «Ильюшин Финанс» отметили, что дальнейшее сотрудничество с «Владивосток Авиа» будет зависеть от исхода данного дела. Во «Владивосток Авиа» отказались комментировать судебные претензии партнера.
Эксперт портала «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что «Владивосток Авиа» будет пытаться как можно быстрее найти средства и урегулировать конфликт с «Ильюшин Финанс», чтобы он не сказался на операционной деятельности. Пантелеев добавил, что практика, когда лизинговая компания обращается в суд, чтобы склонить получателя техники выполнять свои обязательства, достаточно распространена. Также он считает, что материнская компания «Владивосток Авиа» «Аэрофлот» не будет вмешиваться в данный конфликт, хотя она и заинтересована в том, чтобы все компании, входящие в группу, были устойчивы. «Возможно, «Аэрофлот» окажет финансовая помощь своей «дочке», — отмечает эксперт. В августе материнская компания уже выделяла помощь «Владивосток Авиа», выдав авиакомпании заем в размере 400 млн рублей.
«Ильюшин Финанс» была создана в 1999 году для реализации в лизинг самолетов отечественного производства. В 2005 году она передала «Владивосток Авиа» четыре самолета Ту-204-300, что позволило авиакомпании начать беспосадочные полеты из Владивостока в города европейской части России. В 2008 году компания взяла в лизинг еще два таких же лайнера. В 2010 году между «Владивосток Авиа» и «Ильюшин Финанс» было заключено соглашение на приобретение шести самолетов Ан-148.
Акционерами «Ильюшин Финанс» являются Объединенная авиастроительная корпорация, «ВЭБ Капитал», Национальный резервный банк и гендиректор компании Александр Рубцов. Основным владельцем «Владивосток Авиа» является «Аэрофлот», у которого 52,1% акций. Их крупнейший российский авиаперевозчик получил в ноябре 2011 года путем обмена своих акций на акции «Владивосток Авиа». Акционерами компании также являются Финпромбанк, ООО «Аэро-Груз», ЗАО «Кварц-инвест» и гендиректор «Владивосток Авиа» Владимир Сайбель.
По состоянию на конец III квартала 2011 года кредиторская задолженность «Владивосток Авиа» составляла более 5,2 млрд рублей. Основными кредиторами компании являются приморское отделение «Сбербанка» и Банк БФА. «Владивосток Авиа» после начала кризиса смогла получить небольшую прибыль лишь однажды — по результатам 2009 года. По данным на III квартал 2011 года чистый убыток компании составил 834 млн рублей.
На протяжении последних семи лет «Владивосток Авиа» проводила модернизацию своего авиапарка. На сегодняшний день он состоит из шести Ту-204-300, семи A320 и трех A330-301. В дальнейшем планировалось приобрести в лизинг несколько Ан-148 100, однако компанию уже давно не устраивали его условия для отечественных самолетов.
Помимо контрагентов претензии к «Владивосток авиа» в ноябре предъявило Управление федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю. УФАС признало компанию виновной в незаконном применении топливной надбавки при перевозке пассажиров по маршрутам Хабаровск–Ниигата–Хабаровск и Хабаровск–Москва–Хабаровск. В прошлом году с пассажиров рейсов, следовавших в Японию, авиакомпания взимала дополнительно, сверх пассажирского тарифа, топливный сбор, который в феврале составлял 456 рублей, а в апреле увеличился до 1260 рублей. Размер топливного сбора при покупке в этот же период авиабилета по маршруту Хабаровск–Москва–Хабаровск составлял 600 рублей.
Антимонопольный орган определил, что цены на авиатопливо в 2010 году существенного роста не демонстрировали, кроме того, все расходы на авиатопливо в стоимость билета уже были включены в полном объеме. По решению УФАС авиакомпания должна будет уплатить штраф в размере 10,3 млн рублей за нарушение закона «О защите конкуренции». «Маркер»"