FLB: Гендиректор «Северной верфи» Андрей Фомичев в бедах «Балтийского завода» обвиняет «Росэнергоатом»
"«Это чушь собачья, что активы Балтзавода выводились за границу» — гендиректор завода «Северная верфь» Андрей Фомичев
Судостроительные активы олигарха и бывшего сенатора Сергея Пугачева по-прежнему в зоне повышенного внимания властей, правоохранительных органов и их потенциального покупателя — Объединенной судостроительной корпорации. Акционеров верфей публично обвиняют в создании финансовой пирамиды путем перекачки денег из Балтийского завода на Северную верфь с последующим их выводом за границу. Дело дошло до того, что проблемами Балтийского завода пришлось заняться лично премьер-министру страны Владимиру Путину. О том, что сейчас происходит на судостроительных предприятиях, специальному корреспонденту РБК daily Игорю Пылаеву рассказал генеральный директор «Северной верфи», а в недавнем прошлом еще и глава Балтийского завода АНДРЕЙ ФОМИЧЕВ.
ВЫСТОЯЛИ В КРИЗИС
— В каком состоянии вы приняли руководство Балтийским заводом и Северной верфью в начале 2007 года, после их покупки Объединенной промышленной корпорацией (ОПК)?
— Не в блестящем. Когда мы приняли заводы, у них были убытки от основной деятельности. С февраля 2007 года объем производства, например, на Северной верфи вырос в три раза, сегодня мы работаем по основной деятельности с устойчивой прибылью, даже на Балтийском заводе прошлый год закончили с прибылью. Тот минус, который «вылезает» в некоторых промежуточных финансовых отчетах по Северной верфи, связан с повышенными выплатами по дорогим коммерческим кредитам, которые мы вынуждены брать, чтобы исполнять сроки государственных заказов. А брали мы их потому, что госфинансирование сильно отставало от графика. Это было отмечено в акте Счетной палаты. Там же четко написано, что нестабильное финансирование по заказам Минобороны вынуждает Северную верфь брать кредиты, что приводит к убыткам. К сожалению, государство этих затрат (по процентам) не компенсирует.
Когда я пришел на Балтийский завод, ситуация там была крайне непростая. Фактически срывалась программа строительства дизель-электрических ледоколов («Москва» и «Санкт-Петербург»). Деньги на строительство этих двух ледоколов закончились еще в 2008 году, а сдавать суда надо было в 2009-м. В итоге ледоколы мы сдавали практически без денег. Понятно, что это не лучшим образом сказалось на ситуации на Балтийском заводе. Предприятие вышло из пике лишь в 2010 году, когда впервые за семь лет была получена прибыль, пусть и небольшая.
— Сколько средств за время нахождения верфей в собственности ОПК было инвестировано в их модернизацию?
— За последние пять лет в развитие «Северной верфи» было вложено несколько сотен миллионов рублей. В последние годы на Северной верфи было полностью заменено крановое хозяйство в основном эллинге, расширены с 23,5 до 28 м построенные места. Внедрена система «труботех», внедрены Cad-Cam-технологии, и теперь мы работаем — единственные в России — в 3D-модели как по трубомедницким работам, так и по корпусосборочным и по внутренним работам на кораблях и судах.
Помимо производства мы серьезно вкладываемся в социальную политику. Мы гордимся тем, что частное предприятие «Северная верфь» занимает первое место по коллективному договору по Петербургу и Ленобласти. Это позволило привлечь, а в период кризиса сохранить кадровый состав, прежде всего рабочих дефицитных специальностей и инженерно-технический персонал. Сейчас уровень зарплаты на Северной верфи — около 38 тыс. руб., что значительно превышает средний уровень по региону и по отрасли в целом. Кроме того, в полном соответствии с межотраслевым профсоюзным соглашением с 1 января мы поднимаем зарплату в среднем на 10—15%.
На Балтийском заводе, учитывая финансовые проблемы предприятия в 2008—2009 годах, начало масштабной модернизации было намечено ориентировочно на 2011 год. Но из-за событий, связанных с корпоративным конфликтом и передачей активов, дополнительные вложения со стороны собственников временно не рассматриваются.
В ОЖИДАНИИ НОВОГО СОБСТВЕННИКА
— В каком виде с точки зрения технических и ценовых параметров получает верфи Объединенная судостроительная корпорация?
— Действительно, есть поручение председателя правительства о проведении переговоров по приобретению государством по рыночной цене судостроительных активов ОПК с учетом их стратегической значимости для государства. Но, подчеркну, именно государством. Вопрос был детально проработан Министерством промышленности РФ. Насколько я понимаю, переговоры с собственниками проводятся и в настоящий момент.
Что касается технического состояния верфей, то могу сказать, что «Северная верфь» совместно с Балтийским заводом — это была полноценная самодостаточная корпорация надводного корабле- и судостроения, аналогов которой сегодня в России нет. Ведь все остальные судозаводы в основном ориентированы все-таки на подводное кораблестроение.
Северная верфь сегодня номер один в области надводного кораблестроения. Тот факт, что Минобороны на 80% надводного кораблестроения РФ сосредоточило у нас, говорит сам за себя. Это делается не за красивые глаза, это говорит о том, что техническое состояние верфи оценено основным нашим заказчиком более чем на пять баллов.
Технический уровень «Северной верфи» оценили и норвежские судоходные компании, которые заказывают у нас суда снабжения морских буровых платформ «под ключ». На сегодня мы единственные в России, кто освоил строительство офшорных судов «под ключ». Норвежцев привлекает, прежде всего, высочайшее качество и при этом низкая по сравнению с другими европейскими верфями цена. Это достигается в том числе и за счет уникального программного обеспечения. Мы живем и работаем по технологиям XXI века, а на других судостроительных предприятиях о, например, едином интерфейсе с проектным бюро могут только мечтать.
Отличное техническое состояние верфей подтверждают акты проверок нашего предприятия комиссиями «Газпрома», Mitsui, Mitsubishi, Daewoo. Эти авторитетнейшие комиссии проверяли нас, когда шло согласование вопросов строительства номенклатурного ряда судов для «Газпрома».
На Балтийском заводе мы полностью сохранили имевшийся производственный потенциал, сберегли кадры и — что очень важно — пополнили портфель заказов, например, получили заказ на строительство плавучей атомной станции (ПАТЭС). Разумеется, внедряли и инновации. Впервые в России на Балтийском заводе было освоено строительство теплообменников по системе натрий-натрий. Мы внедрили у себя систему контроля, которая применяется в концерне «Росэнергоатом».
«ЧУШЬ СОБАЧЬЯ»
— Согласны ли вы с тем, что за время вашей работы в должности гендиректора Балтийского завода и Северной верфи судостроительный комплекс ОПК представлял собой финансовую пирамиду? И что все средства с Балтзавода выводились на Северную верфь, а затем и за пределы страны?
— Чушь собачья. Я бы назвал это грязным черным пиаром. Учитывая, что «Северная верфь» была проверена за последнее время больше чем десятью комиссиями: четыре раза Счетной палатой, два раза КРУ президента, два раза Генпрокуратурой, два раза просто прокуратурой, налоговой инспекцией дважды и другими структурами бессчетно… Никто ничего не нашел — смотрите акты. Поэтому утверждения о выводе денег с Северной верфи — это клевета. На сегодня мы уже находимся в суде против должностных лиц, которые рассуждали на эту тему в средствах массовой информации. И смею заверить, это не единственный судебный процесс — в ближайшее время мы подадим еще несколько судебных исков о защите чести и достоинства и деловой репутации: очень много в последнее время высказываний и публикаций, которые, мягко говоря, не соответствуют действительности.
Кстати, на сегодня сальдо между Северной верфью и Балтийским заводом — значительная сумма, несколько сотен миллионов рублей, и не в пользу Балтзавода. Мы создавали кластер по проекту, акцептованному государственными структурами. Теперь что, любой кластер мы будем называть финансовой пирамидой и обвинять его создателей в выводе денег?
Что действительно можно назвать попыткой лишения средств предприятий, так это финансовый маневр концерна «Росэнергоатом». После отзыва лицензии у Межпромбанка этот концерн скупил прекратившие хождение на финансовом рынке обесценившиеся векселя банка и попытался расплатиться ими с Балтзаводом за строительство ПАТЭС. Вот если бы мы эти векселя приняли в оплату реально выполненных работ на заводе, тогда действительно можно было бы говорить о финансовых нарушениях. Но мы этого не сделали, и в результате именно «Росэнергоатом» завел Балтзавод туда, куда завел.
— Сейчас много разговоров о якобы нецелевом использовании средств, которые «Росэнергоатом» выделял на строительство плавучей атомной теплоэлектростанции, однако, что интересно, эти заявления — лишь голословные утверждения, не подкрепленные доказательно. Могло ли такое произойти?
— Все заявления «Росэнергоатома» о якобы нецелевом расходовании средств на ПАТЭС — это, можно сказать, явка с повинной дирекции по строительству ПАТЭС «Росэнергоатома». На самом-то деле они не заплатили Балтзаводу 1,5 млрд руб. — это та сумма, на которую нам пытались всучить векселя банка-банкрота, и 1,3 млрд руб. нам недоплатили за уже сделанные работы. Под каждый совершаемый платеж заказчики — «Росэнергоатом» — подписывали платежный документ. Так что если они считают, что мы с завода что-то выводили, то это происходило с их ведома и по их же заказу. Причем голословные обвинения Балтзавода в мифическом выводе чего-то куда-то «Росэнергоатом» начал выдавать только в последнее время. Что непонятно, так это то, почему эти же голословные обвинения распространяет в своих официальных сообщениях ОСК.
Получается, что кто-то кого-то ввел в заблуждение — сознательно или нет, причем заблуждаются все почему-то публично.
СТАВКА НА ОБОРОНЗАКАЗ
— Как обстоят дела с финансированием гособоронзаказа? Чем вызвана подача исков в отношении коммерческих банков, которые не финансируют верфи вопреки указаниям премьер-министра? Как сейчас обстоят дела — финансовые и судебные?
— Российское государство в лице премьера Владимира Путина акцептовало Северную верфь под возобновление серийного строительства кораблей первого и второго рангов. Так продолжилось наше многолетнее сотрудничество с Министерством обороны, с главкоматом ВМФ. Мы не были участниками резонансных скандалов с подписаниями контрактов по гособоронзаказу и определением объемов финансирования, которые затихли лишь в начале ноября. Контракты мы получили в мае, цену согласовали и подписали в июне, причем заказы для нас прибыльные.
В итоге премьер 8 сентября подписал распоряжение о предоставлении Северной верфи госгарантий по кредитам от конкретных кредитных организаций, которые также прописаны в этом же распоряжении. Другое дело, что банковские структуры, которые названы в распоряжении от 8 сентября, в настоящее время саботируют решение правительства. Мне как гражданину РФ это обидно и непонятно. Мы как раз через суд и пытаемся спросить: на каком основании банки не выполняют постановление правительства РФ? Наверное, они должны ответить перед правительством РФ в части неисполнения данного распоряжения. Я об этом докладывал, наверное, всем и в правительстве, и в Министерстве обороны, надеемся, что это дойдет до какого-то результата. Минобороны — спасибо ему большое — очень нам помогает в решении вопросов с банками, общение там идет на уровне первых лиц.
— Продолжается ли уголовное преследование руководства Северной верфи РОВД Кировского района Петербурга? Чем и когда, на ваш взгляд, это может закончиться?
— За полгода я так и не узнал, против кого выдвинуто обвинение, в чем оно состоит и какие следственные действия проводятся. Министерство обороны — наш основной клиент — в официальном рапорте верховному главнокомандующему подтвердило, что признаков вывода государственных средств не обнаружило. То есть наш главный государственный заказчик официально признал, что все государственные средства, которые мы получили, мы потратили на финансирование исполнения государственного оборонного заказа. «Рособоронэкспорт» тоже никаких злоупотреблений с нашей стороны не обнаружил. Никто ничего не нашел — так, может, и искать-то нечего?
— Обсуждало ли с вами руководство ОСК перспективы развития Северной верфи? Как, по-вашему, это предприятие должно развиваться в будущем?
— Не обсуждало. Насколько я понимаю, все обсуждения проходят на уровне правительства. Предприятие на сегодня развивается и должно развиваться в соответствии с утвержденными правительством РФ комплексными программами. Те же длительные контракты до 2018 года, подписанные премьером Владимиром Путиным, позволяют говорить о том, что изменений в части развития «Северной верфи» нет и не предвидится.
Крупные пакеты акций «Северной верфи» и Балтийского завода уже год находятся в залоге у Банка России по кредитам Международного промышленного банка (до отзыва у банка лицензии также был подконтролен г-ну Пугачеву). Объем залога оценивается в 32 млрд руб. После отзыва лицензии у Межпромбанка ЦБ пытался взыскать акции этих предприятий во внесудебном порядке, но акционеры верфей не захотели добровольно расстаться с этими ценными бумагами. Спор возник из-за разногласий в оценке активов: ЦБ оценил их в 32 млрд руб., а акционеры — в 101,4 млрд руб. В октябре 2010 года Центробанк обратился в Арбитражный суд Москвы: судебная тяжба продолжается до сих пор. Сейчас по решению суда акции верфей переданы в доверительное управление ЦБ, а тот в свою очередь передал верфи в оперативное управление ОСК. В октябре 2011 года и.о. гендиректора Балтзавода назначен вице-президент ОСК Валерий Венков.
Андрей Фомичев родился в Калининграде в 1961 году. В 1983-м окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности инженер-механик, а в 1997-м — Высшую школу управления и Software Union Syseca, курс «Успешное управление и экономическая стабилизация». В 2005 году г-н Фомичев закончил еще и Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики.