FLB: Самую перспективную разработку советского ВПК отложили минимум на 10 лет. Или навсегда
"Экраноплан отступления Российский флот окончательно отказался от «каспийских монстров»
«Очередной жертвой военной реформы стали экранопланы. От этого уникального вида вооружения, в разработках и строительстве которого Россия лидирует уже больше полувека, решено полностью отказаться. Как сообщило на днях Минобороны, в гособоронзаказе перспективных проектов экранопланов не предусмотрено как минимум на ближайшие 10 лет. По словам военных, «у флота много других серьёзных задач, уже не таких амбициозных, как прежде». Корреспондент «Нашей Версии» разбирался, почему стал не нужным этот уникальный высокотехнологичный вид вооружения.
Экранопланы, пожалуй, являются самым интересным и до сих пор не превзойдённым проектом советской военной промышленности. Эти высокоскоростные транспортные средства, которые поддерживаются в воздухе за счёт так называемого экранного эффекта – воздушной подушки, которая образуется путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим на низкой высоте потоком, находились на вооружении только в Советской армии. Аппараты этого типа действительно уникальны, они объединили в себе лучшие качества – скорость самолёта и грузоподъёмность корабля.
Экранопланы выгодно отличаются от скоростных кораблей, оснащённых подводными крыльями, тем, что в состоянии развивать фантастическую скорость – до 250 узлов (460 км/час). При этом экраноплан может летать не только над морем, озером и рекой, но и над болотистой местностью, участками, покрытыми льдами или снегом, и даже над сушей, если нет значительных перепадов высот.
В отличие от самолётов при неисправности экраноплан способен совершить мягкую посадку на воду. Есть у экранопланов ещё одно существенное преимущество – вследствие полёта на малой высоте аппараты почти не обнаруживаются с помощью радаров и не поражаются противокорабельными минами. К тому же самолёты-корабли относятся к безаэродромной авиации – для взлёта и посадки им не нужна специально подготовленная взлётная полоса, требуется только достаточная по размерам акватория или ровный участок суши. Это позволяет осуществлять высадку крупных десантов. К примеру, переброска войск с материка на удалённые территории, с которыми нет наземных коммуникаций — Сахалин, Курилы, Камчатка.
В принципе отечественные экранопланы могли служить полноценной заменой закупаемым для этих целей французским десантным кораблям типа «Мистраль». Также рассматривалась возможность использовать экранопланы как средства борьбы с подлодками, поскольку они могут садиться на воду практически в любой точке океана и брать на борт противолодочное вооружение.
Между тем у экранопланов есть и ряд недостатков. Главный, по оценкам экспертов, заключается в том, что данные машины являются сложными для пилотирования. Сегодня в России крайне мало лётчиков, обладающих навыками управления экранопланами, как нет и школы подготовки таких специалистов. Кроме того, экраноплан довольно велик по размерам, при этом не имеет никаких средств ни активной, ни пассивной защиты, что делает аппараты этого типа весьма уязвимыми, их можно вывести из строя противотанковой управляемой ракетой или даже ручным гранатомётом.
Недостатком экранопланов является большая длина разбега и скорость отрыва, поскольку двигатели должны выйти на подъёмную силу, равную массе аппарата, чтобы обеспечить отрыв от воды и «выход на экран».
Как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, несмотря на все недостатки, экранопланы – машины перспективные, но одновременно очень сложные в эксплуатации, нужно точно определять сферы их применения, тогда они будут, безусловно, полезными.
Наш собеседник считает, что экраноплан может стать хорошей альтернативой судов снабжения.
Ведь зачастую транспортники значительно снижают скорость соединения и отвлекают силы на охрану в походе, в общем, — сковывают действия боевых кораблей. Экраноплан способен доставлять в любом количестве боеприпасы, продовольствие и горючее непосредственно с базы и сразу же на неё возвращаться. Также экраноплан может выполнять функции спасательного корабля.
Производство первых экранопланов в СССР началось в 60-х годах, разрабатывали их в ЦКБ, которым руководил Ростислав Алексеев. Наибольшее развитие получили десантные экранопланы. Самым знаменитым из них стал КМ, эта аббревиатура означает «корабль-макет», но с лёгкой руки американских пропагандистов во всём мире его стали называть «каспийским монстром». Этот огромный аппарат (на тот момент крупнейший летательный аппарат в мире, его масса составляла 544 тонны) был спущен на воду в Горьком в июне 1966 года. Почти месяц его в полуразобранном и замаскированном виде сплавляли по Волге в Каспийское море. Американцы наблюдали за гигантским экранопланом с помощью спутников и долго не могли понять, что это такое: 92-метровый аппарат носился над водой на высоте 3–4 метров со скоростью до 500 километров в час.
Самым успешным оказался десантный экраноплан «Орлёнок», разработанный в начале 70-х годов. Он развивал скорость до 500 километров в час и был способен перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тыс. километров. Аппарат предназначался для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся нос самолёта-корабля. На учениях в него с комфортом грузились подразделения морской пехоты – 200 бойцов и две бронемашины. Отличительной особенностью «Орлёнка» была способность переходить в самолётный режим, а также осуществлять посадку не только на воду, но и на сушу, что значительно облегчало проведение десантных операций. «Орлёнок» летал в 2–3-балльный шторм, при этом держался на высоте от 1 до 10 метров, а при испытаниях поднимался и на 100 метров.
Параллельно в ЦКБ Алексеева занимались созданием ударного экраноплана «Лунь», первый полёт которого состоялся в 1985 году. Этот аппарат мог развивать скорость до 250 узлов (463 км/час) и был вооружён шестью управляемыми противокорабельными ракетами ЗМ-80 «Москит», развивавшими скорость до 2,9 тыс. километров в час и поражавшими цели на дальности до 250 километров. «Лунь» предназначался для борьбы с кораблями противника. Кроме того, эта машина могла покрыть расстояние в 2 тыс. километров, имея на борту несколько сотен десантников с тяжёлым вооружением. Планировалось, что плацдарм для высадки морпехов аппарат будет расчищать управляемыми ракетами. После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию. Однако распад Советского Союза привёл к прекращению работ по этому направлению и расформированию 11-й авиагруппы экранопланов Черноморского флота, для которой предназначалась эта машина.
Министерство обороны СССР планировало использовать экранопланы в десантных операциях для доставки грузов, в противолодочной и противокорабельной борьбе. В свою очередь, советский авиаконструктор итальянского происхождении Роберт Бартини предложил проект стратегического экранолёта-бомбардировщика А-57. Существовали и проекты экранопланов-авианосцев, а также кораблей, способных служить и стартовой, и посадочной площадкой для космических «челноков».
Всего было построено около 30 экранопланов различных модификаций, которые в основном использовались в интересах Министерства обороны. В 1980-х годах в составе Каспийской флотилии имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов. В его составе были транспортно-десантные экранопланы «Орлёнок», до 2008 года дивизион базировался в Каспийске. В дальнейшем аппараты были законсервированы в сухом доке судостроительного завода, который размещается на территории завода «Дагдизель», вся его секретная электроника сдана на склады. Из состава Каспийской флотилии экранопланы исключили сразу после начала военной реформы три года назад, а в ближайшее время находящиеся на хранении экранопланы будут утилизированы.
Нужно отметить, что экранопланы на протяжении всей их истории постоянно преследовали катастрофы, возможно, это стало одной из основных причин отказа от этой техники. Так, первый экземпляр самого большого «корабля-макета» потерпел аварию в 1969 году, когда пилот из-за сильного тумана потерял визуальный горизонт и на большой скорости врезался в воду. Второй экземпляр КМ, также из-за ошибки пилота, в 1980 году потерпел аварию и затонул в Каспийском море. Даже первый экземпляр самого успешного экраноплана «Орлёнок» разбился в августе 1992 года, тогда погиб бортмеханик.
В начале 90-х годов отрасль экранопланостроения практически полностью прекратила свою деятельность. По оценкам экспертов, утратило уникальный научный потенциал и ЦКБ Алексеева в Нижнем Новгороде. Последний, кто мог спасти экранопланы, был Сергей Иванов, в ту пору министр обороны. Нынешний вице-премьер объявил в 2007-м, что правительство РФ планирует запустить целевую госпрограмму, в рамках которой в Нижнем Новгороде развернётся производство кораблей, использующих эффект экрана, но что-то не сложилось». «Версия», 28 ноября 2011"