FLB: Структуры Геннадия Тимченко перехватывают реконструкцию столицы России у корпорации «Трансстрой»
"(Продолжение. Начало Дерипаска проигрывает битву за Москву? Часть 1 читать здесь)
«В конце 2009 года Тимченко рассказывал, что Gunvor диверсифицирует свою деятельность, и утверждал, что к тому времени половина нефти, которой торговала его группа компаний, добывались за пределами России - в Индонезии, Алжире, Таиланде, Эквадоре и других странах, - сообщает Lenta.Ru - Еще осенью 2007 года Торнквист сообщил, что компания планировала расширять свой бизнес в основном за счет проектов в Западной Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. В частности, он упомянул о подписанном незадолго до интервью контракте на покупку сырой нефти с Нигерийской национальной нефтяной корпорацией (Nigerian National Petroleum Corporation, NNPC).
В марте 2008 года амстердамская компания Gunvor International B.V. была занесена нигерийским регулятором - Департаментом нефтяных ресурсов (Department of Petroleum Resources, DPR) - в "черный список" поставщиков нефтепродуктов. Компанию обвинили в том, что в феврале из-за ее некачественного топлива, приобретенного фирмой Oando Plc, пострадали двигатели нигерийских машин, для которых предельно допустимый уровень этанола не мог превышать 10 процентов. В конце марта произошел аналогичный случай, но на этот раз топливо с 20-процентным содержанием этанола, поставщиком которого вновь выступила компания Gunvor, благодаря DPR не дошло до потребителей и было конфисковано. Представители Gunvor оба раза утверждали, что поставляли должным образом сертифицированный продукт, а в последнем заявили, что топливо было продано посреднику и отправилось морем в Нигерию еще до того, как произошел первый инцидент с этанолом.
Несмотря на этот скандал Gunvor с одобрения президента Нигерии Умару Яр-Адуа (Umaru Yar'Adua) смогла заключить в конце 2008 года новый контракт с NNPC. Местные эксперты предположили, что у Gunvor мог быть доступ к главному экономическому советнику президента Таниму Якубу (Tanimu Yakubu): упоминалось, что в компании работал его земляк Гарба Рими (Garba Rimi) - сын доктора Ахмаду Рими (Ahmadu Rimi), руководившего нигерийским армейским медицинским корпусом. Другим сотрудником Gunvor называли сына отставного бригадного генерала Халиру Акилу (Haliru Akilu), руководившего военной разведкой во время правления в Нигерии генерала Ибрагима Бабангиды (Ibrahim Babangida).
Летом 2009 года "Новая газета" назвала Gunvor одним из двух основных акционеров основанных в 2006 году компаний Castor: женевской Castor Petroleum Ltd. и нью-йоркской Castor Americas Inc., нефтетрейдера США. Другим основным акционером называлась компания Taurus. Последняя, по данным делового журнала BusinessWeek, была связана с именем известного американского нефтетрейдера Бена Поллнера (Ben R. Pollner). В 2004 году он был заподозрен правоохранительными органами США в причастности к махинациям с иракской нефтью в обход санкций ООН в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", после чего уехал в Швейцарию.
В вышедшей в конце 2009 года официальной брошюре сообщалось, что компании Castor в том году были поглощены Gunvor. Через данные дочерние компании Gunvor принадлежали 17,71 процента акций панамской компании Petroterminal de Panama S.A., которая владела двумя нефтяными терминалами - в Чирики-Гранде на побережье Карибского моря и в Пуэрто-Армуельес на берегу Тихого океана - и соединявшим их нефтепроводом, который был запущен в эксплуатацию в августе 2009 года. Благодаря поглощению Castor Gunvor приобрел не только офис панамском городе Давиде, но и представительство в Кито - столице Эквадора.
Согласно официальным данным на конец 2009 года, у зарегистрированной в Амстердаме компании Gunvor International B.V. были торговые офисы в Женеве, Нью-Йорке (Castor Americas Inc.) и Сингапуре (Gunvor Singapore Pte. Ltd.), представительства в Хьюстоне (Gunvor America LLC), Москве (ООО "Гунвор"), Пекине (подразделение сингапурского офиса), Абудже (Gunvor Nigeria Ltd.) и Кито. Кроме того, существовали также операционные офисы в Санкт-Петербурге, Таллине и панамском городе Давиде.
В сентябре 2009 года Gunvor приобрел у шведской компании Lundin Petroleum долю в проекте по разведке нефтяных и газовых месторождений Лаганского блока, в российском секторе Каспийского моря. За 30 процентов компания Тимченко и Торнквиста заплатила 30 миллионов долларов, 70 процентов осталось у Lundin.
Осенью 2009 года Gunvor создала собственное подразделение по торговле природным газом, электроэнергией, углем и эмиссиями CO2.
Другим перспективным направлением деятельности в интервью Торнквиста за 2007 год называлось управление нефтяными терминалами. В конце года эстонская газета "Деловые ведомости" на основании попавшей в ее распоряжение закрытой статистики о поставщиках, фрахтователях и грузовладельцах Таллинского порта сообщила, что 15 миллионов тонн нефтепродуктов шли под контролем фирм Тимченко - Gunvor, IPP и Highlander International Trading. Таким образом на долю этих компаний приходилось 75 процентов всего оборота нефтепродуктов и около 50 процентов общего объема грузов, прошедших через порт.
К концу 2007 года Gunvor получил контроль над российским терминалом Витино - единственным портом, специализировавшимся на хранении и перегрузке сырой нефти на Белом море. Кроме того, компания вела переговоры, которые касались еще двух терминалов - на побережье Черного моря и на севере России.
Весной 2009 года появилась информация о планах Gunvor по участию в строительстве терминала по перевалке мазута на экспорт в Краснодарском крае. По данным транспортной газеты "Гудок", ряд источников связывали компанию Тимченко с панамской фирмой Palmpoint International - оператором нефтебазы ОАО "Имортпищепром" (ИПП), дочернего предприятия ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП). ИПП, специализировавшаяся на перевалке светлых нефтепродуктов (в основном - дизельного топлива), разрабатывала проектную документацию для строительства мазутного терминала. В мае 2009 года стало известно, что для его строительства Gunvor и НМТП учредили на паритетных началах ООО "Новороссийский мазутный терминал". Возведение терминала планировали начать в 2010 году, а ввести в строй во втором квартале 2011 года.
После распада СССР Россия лишилась многих портов в Балтийском море и в 1993 году было принято решение построить три новых порта в Финском заливе: нефтеналивные в Приморске и бухте Батарейная, а также сухогрузный (по другим сведениям - многопрофильный) в Усть-Луге, на берегу Лужской губы. Первым из них был построен порт в Приморске, который был официально открыт в декабре 2001 года. Он стал конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы, через которую "Транснефть" поставляла сырье из Тимано-Печорского нефтяного региона. В начале 2007 года Gunvor назывался крупнейшим фрахтователем в этом порту: в 2005 году на него приходилось 11,9 из 56,4 миллиона тонн перегруженной нефти, а в 2006 году - уже 20,6 из 65,2 миллиона тонн нефти.
Проект другого порта на Балтике пытались реализовать руководители "Кинэкса". Известно, что в 1993 году (по другим данным - в 1992 году) они вновь вернулись к проекту строительства терминала в Финском заливе: на этот раз его планировалось возвести в бухте Батарейная, около поселка Шепелево Ломоносовского района Ленинградской области, рядом с почти не использовавшейся военно-морской базой. При этом, по некоторым сведениям, против данного проекта выступал мэр Санкт-Петербурга Собчак и его первый заместитель Алексей Кудрин. "Кинэкс" добился утверждения технико-экономического обоснования строительства и заключил с правительством Ленинградской области (по другим сведениям - с командованием Военно-морского флота) договор на аренду земельного участка. После этого "Сургутнефтегаз" согласился взять на себя обязанности инвестора и заказчика строительства нефтяного порта при условии, что компания также сможет протянуть нефтепродуктопровод Кириши-Батарейная (этот пункт был включен постановление правительства РФ, подписанное в мае 1996 года). При этом все занимавшиеся данным проектом сотрудники "Кинэкса" перешли на работу в нефтяную компанию. Известно, что в 1998 году руководитель аппарата Путина Сечин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук "Экономическая оценка инвестиционных проектов транзита нефти и нефтепродуктов: на примере нефтепродуктопровода Кириши-Батарейная".
К началу 2004 года строительство порта в бухте Батарейная фактически было заморожено, зато продолжалось строительство порта в Усть-Луге: его заказчиком-застройщиком являлось ОАО "Компания Усть-Луга", председателем совета директоров которой с осени 1999 года был Владимир Якунин. В этом морском порту планировалось построить несколько специализированных терминалов, застройкой нефтеналивного терминала занималось ОАО "Роснефтьбункер". В 2005 году эта компания была приобретена ОАО "Нефтегазовая инновационная корпорация", акционерами которой являлись ОАО "Зарубежнефть", ЗАО "Н. К. нойл" и "БФА-инвестиции" (бенефициаром последней был Владимир Коган). В марте 2008 года председатель совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит рассказал, что ассоциированная с Gunvor компания была инвестором строительства еще одного терминала - Усть-Лужского бункеровочного комплекса, инженерно и технологически связанного с терминалом "Роснефтьбункера". Через год появилась информация, что компания "Роснефтьбункер" к тому времени уже была продана Gunvor. Согласно официальным документам, собственником 100 процентов ОАО "Роснефтьбункер" в декабре 2008 года стала кипрская компания Capefar Limited, а одним из членов совета директоров "Роснефтьбункера" был избран Виктор Якунин - сын главы ОАО "Российские железные дороги".
Осенью 2008 года премьер-министр России Путин утвердил проект строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), конечной точкой которого стал порт Усть-Луга. Этот нефтепровод должен был быть проложен из города Унеча в Брянской области с ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод, его строительство началось летом 2009 года, а ввод в строй был запланирован на 2012 год. При этом, по словам Израйлита, терминал на выходе из БТС-2 будет располагаться поблизости от терминала, который строил "Роснефтьбункер". По некоторым сведениям, речь шла об Усть-Лужском бункеровочном комплексе, который, как стало известно в сентябре 2009 года, Gunvor продал "Транснефти".
В первой половине 2007 года Тимченко основал в Люксембурге венчурную фирму Volga Resources SICAR S.A., а во второй - ее дочку, инвестиционную компанию Volga Resources SICAV-SIF S.A.. Позже предприниматель назывался основным бенефициаром инвестфонда, имена других совладельцев не раскрывались. В октябре 2008 года стало известно, что в собственности фонда Volga Resources (через 100-процентную дочку - кипрскую компанию White Seal Holdings Ltd.) было 5,07 процента акций компании "Новатэк", второго по добыче производителя газа в России. Информация об акционере была раскрыта после того, как пакет акций Volga Resources превысил 5 процентов (до этого у фонда было 4,7 процента акций газовой компании). Известно, что в 2005 году "Новатэк" вела в строй небольшой терминал в порту Витино на Белом море для перевалки газового конденсата на рынки США и Европы, а через два года решила построить газовый терминал в Усть-Луге.
В мае 2009 года "Новатэк" приобрел у Volga Resources контрольный пакет акций ОАО "Ямал СПГ", обладавшего лицензией на разработку Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на северо-востоке полуострова Ямал, одно из крупнейших в России (продавцами выступили связанные с инвестиционным фондом компании Orsel Consultants Ltd., Aldi Trading Ltd. и Innecto Ventures Ltd.). Выяснилось, что именно основанный Тимченко фонд выкупил 74,9 процента акций ОАО "Ямал СПГ" в первом квартале 2008 года у структур Алишера Усманова. В обмен на контрольный пакет акций ОАО "Ямал СПГ" фонд Volga Resources увеличил свою долю в "Новатэке" до 18,2 процента за счет акций менеджмента (формально приобрел их у Cartagena Development Inc.). Тогда же Тимченко вошел в состав совета директоров "Новатэка" (по данным на конец года, он входил в подкомитет по развитию СПГ-проектов и рынков газа комитета по стратегии и инвестициям). В декабре 2009 года Reuters сообщило, что Тимченко увеличил свой пакет акций "Новатэка" до 23,49 процента. Тогда же стало известно, что остававшиеся у Газпромбанка 25,1 процента акций "Ямал СПГ" выкупили структуры Колбина. Сделка по приобретению пакета акций "Новатэка" завершилась в марте 2010 года: Тимченко принадлежали 20,77 процента акций компании и разрешение Федеральной антимонопольной службы России на приобретение еще 2,72 процента акций. К октябрю 2011 году "Новатэк" консолидировала у себя 100 процентов акций "Ямал СПГ": если весной 2009 года компания выкупила у Тимченко 51 процент акций, то осенью 2011 года реализовала заключенные ранее опционы на покупку оставшихся 49 процентов акций у бизнесмена и его партнеров. В октябре 2011 года "Новатэк" заключил с французской компанией Total договор о продаже 20 процентов акций "Ямал СПГ" .
В июне 2009 года стало известно, что структуры Тимченко были намерены консолидировать в фонде Volga Resources 79,6 процента голосующих акций компании ОАО "Стройтрансгаз" (другие 19,99 процента принадлежали Газпромбанку). Для этого в мае в ФАС было подано ходатайство компании "Юбаска Холдингз Лимитед" о приобретении 10,17 процента акций "Стройтрансгаза" , а в июне - аналогичное ходатайство компании "Майнфилд Трейдинг Лимитед" о приобретении 24,73 процента "Стройтрансгаза" (сделка была заключена еще в декабре 2007 года). Последнее ходатайство было одобрено в июле, а первое - в августе . Летом 2009 года "Ведомости" сообщили, что "Стройтрансгаз" контролировала "вторую Ковыкту": компания была инвестором и владела 50 процентами фирмы ООО "Петромир", которой принадлежала лицензия на Ангаро-Ленское месторождение газа в Иркутской области (его предполагаемые запасы оценивались в 1,221 триллиона кубометров газа и 61,863 миллиона тонн конденсата. В 2010 году "Стройтрансгаз" начал осваивать строительство электросетей и выиграл несколько многомиллиардных подрядов Федеральной сетевой компании.
По некоторым сведениям, помимо доли в "Новатэке" у Тимченко также был "небольшой портфель" акций российских энергетических компаний (утверждалось, что доли в них были незначительными). "Ведомости", со ссылкой на знакомого бизнесмена, сообщали, что в число этих компаний входил "Газпром". В конце 2009 года Тимченко рассказал, что помимо недвижимости в Женеве ему принадлежат два отеля группы Relais & Chateaux во Франции, авиакомпания в Финляндии (Airfix Aviation Oy) и небольшая страховая компания в Германии (Sovag, контрольный пакет которого фонд Volga Resources приобрел у "Ингосстраха"); несколькими месяцами ранее подобную информацию приводила "Новая газета". В конце 2010 года Volga Resources продал 45,9 процентов Sovag страховой группе "Согаз", оставив за собой 54,1 процентов акций.
В 2009 году Тимченко сообщил о намерении запустить завод минеральной воды. Впоследствии оказалось, что речь шла о строившемся в городе Кулебаки заводе безалкогольных напитков, который должен был вывести на рынок новый бренд питьевой воды "Акваника" и стать в этой отрасли одним из основных российских конкурентов компаний PepsiCo и Coca-Cola.
В феврале 2010 года представитель Тимченко подтвердил "Ведомостям", что предприниматель являлся инвестором "Авиа-групп", занимавшейся строительством бизнес-терминала в международном аэропорту "Шереметьево". В июне того же года Volga Resources приобрела 30,5 процента группы рыбоперерабатывающих компаний "Русское море".
В начале 2011 года, в ходе одного из судебных процессов с участием Тимченко, суду были предоставлены документы о доходах и налоговых выплатах Тимченко после получения им гражданства Финляндии. Согласно этим документам в 1999 году годовой доход Тимченко составлял 326 тысяч евро, в 2000 году - 269 тысяч евро, однако уже в 2002 году "налогооблагаемая база" бизнесмена превышала один миллион евро, а налогов было уплачено 312 тысяч евро.
Тимченко не фигурировал в первом рейтинге ста богатейших россиян, составленном в мае 2004 года русской версией журнала Forbes: главный редактор издания Пол Хлебников пояснил, что предприниматель на тот момент не являлся гражданином России. В августе 2004 года Тимченко занял 15 место в составленном журналом "Коммерсант-Деньги" рейтинге ста крупнейших финансистов в России.
В феврале 2005 года Тимченко впервые вошел в рейтинг еженедельника "Финанс.": с состоянием в 35 миллионов долларов он занял одну из последних позиций в рейтинге 450 российских миллиардеров. Издание так же оценило состояние предпринимателя через год, а в феврале 2007 года и в феврале 2008 года и вовсе не стало включать его в список (тогда в рейтинг вошли бизнесмены, капитал которых превышал 2,4 миллиарда рублей и 3,7 миллиарда рублей соответственно).
В марте 2008 года американский журнал Forbes впервые включил Тимченко в список самых богатых людей планеты: он занял в нем 462 место с состоянием 2,5 миллиарда долларов. При этом в этот рейтинг не попал его компаньон Торнквист. В марте 2009 года в аналогичный список Forbes ни Тимченко, ни Торнквист не вошли.
Русская версия журнала Forbes в мае 2008 года оценила состояние Тимченко в те же 2,5 миллиарда долларов (44-е место в списке ста богатейших бизнесменов России), а в мае 2009 года - всего в 400 миллионов долларов (98-е место).
"Финанс.", в свою очередь, в феврале 2009 года вновь включил Тимченко в рейтинг рублевых миллиардеров, оценив его состояние в 70 миллионов долларов и поместив его на 398-е место. Уже через год он поднялся на 375 позиций, заняв 23 место с состоянием, оценивавшимся в 4,15 миллиарда долларов.
В декабре 2009 года Тимченко вошел в список 300 самых богатых жителей Швейцарии, составленный журналом Bilan. Тогда состояние предпринимателя оценивалось в 2-3 миллиарда франков (1,4-2 миллиардов евро), а годом ранее - от 1,5 до 2 миллиардов франков”, - сообщает Lenta.Ru.
Как ни странно, но о корпорации «Трансстрой» известно намного меньше, чем о бизнес-структурах г-на Тимченко, Как сообщает Деловая сеть RB.Ru, «корпорация «Трансстрой» - строительная организация, созданная в 1991 г. на базе структур Министерства транспортного строительства СССР. Входит в российский строительный холдинг "Проектно-Строительная компания "Трансстрой". Основная функция - возведение объектов транспортного и промышленно-гражданского назначения. Строит преимущественно в Москве. Русскоязычная Википедия срообщает ненамного больше: «в 1991 году на базе Минтрансстроя была создана государственная корпорация «Трансстрой», в 1992 году преобразованная в ОАО "Корпорация «Трансстрой». Специализируется на строительстве автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, гидротехнических сооружений. В 2005 году создан холдинг ООО "Группа компаний «Трансстрой», который объединяет 20 компаний (крупнейшие — ОАО "Корпорация «Трансстрой» и ЗАО "Инжиниринговая корпорация «Трансстрой»). Компания контролируется холдингом Олега Дерипаски «Базовый элемент». Ранее основным владельцем «Трансстроя» называли президента группы компаний «Трансстрой» и бывшего министра транспортного строительства Владимира Брежнева. Генеральный и управляющий директор компании — Алексей Баранцев».
«Коммерсант» сообщает, что «"Базэл" выкупил 50% "Трансстроя" у основателя холдинга экс-министра транспортного строительства СССР Владимира Брежнева в 2007 году, по оценкам экспертов, за 253 млн долларов. В 2008 году "Базэл" стал единственным владельцем. "Трансстрой" выступает подрядчиком ряда крупных олимпийских объектов в Сочи (строительство дублера Курортного проспекта, грузового морского порта, комплекса по переработке бытовых отходов), строит защитные дамбы в Санкт-Петербурге, проектирует третью взлетно-посадочную полосу в Шереметьево».
В сентябре 2010 года «Коммерсант» сообщил о скандальном увольнении гендиректора Ивана Кузнецова. «Владелец холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска обвинил своего бывшего топ-менеджера в выводе из компании как минимум 337 млн руб., откатах и кумовстве и уже направил заявление в Генпрокуратуру о возбуждении уголовного дела, - писала газета. - Акционером поставлена задача искоренить в "Трансстрое" старые методы работы, основанные на «выводе денежных средств, откатах и кумовстве». Другая причина увольнения господина Кузнецова — в отрицательном балансе компании. Акционера не может устраивать то, что по итогам января—июля этого года "Трансстрой" при выручке в 15,338 млрд руб. получил убыток в 1,445 млрд руб. По его словам, в "Трансстрое" будет проведен аудит всех контрактов, заключенных Иваном Кузнецовым со всеми субподрядчиками. Евгений Иванов не исключает, что могут последовать увольнения и других топ-менеджеров "Трансстроя"».
По данным «Коммерсанта», «в последнее время "Трансстрою" не везет с контрактами. Недавно Федеральная антимонопольная служба признала незаконным проведенный в июле конкурс по выбору подрядчика для строительства круизного центра в Сочи стоимостью 11,09 млрд руб., где главным претендентом значился "Трансстрой". Кроме того, "Трансстрой" потерял в Сочи еще один крупный контракт на 12,7 млрд руб. по строительству в Имеретинской долине инженерной и дорожной сетей: в конце августа заказчик проекта ГК "Олимпстрой" не допустил "Трансстрой" к итоговому отбору».
Глава «Базела» Олег Дерипаска – один из самых скандальных и самых закрытых российских олигархов. Он единственный из ведущих российских бизнесменов является настоящим членом «Семьи» первого президента РФ Бориса Ельцина – женат на дочери нынешнего мужа дочери Ельцина Татьяны – Валентина Юмашева. Российские СМИ связываются с ним неохотно, поскольку входящие в его бизнес-империю компании довольно жестко реагируют на любые публикации, пытающиеся пролить свет на истинное положение и «Базеле» и афилированных с ним компаниях.
Как сообщает РБК.Ру, «Дерипаска - генеральный директор и председатель наблюдательного совета компании "Базовый элемент", генеральный директор Объединенной компании "Российский алюминий" ("Русал"), член совета директоров "Норникеля", президент En+ Group. В 2008 г. по версии журнала Forbes входил в десятку богатейших людей планеты с состоянием 28 млрд. долл. (9 место). Однако, по данным того же Forbes, в ходе мирового кризиса состояние миллиардера значительно сократилось и к марту 2011г. не превышало 16,8 млрд долл. - лишь 36 место в одноименном списке.
Дерипаска контролирует ряд активов в энергетическом, ресурсном, машиностроительном, финансовом, строительном и авиационном секторах экономики, в том числе доли в таких компаниях, как "Русал", "Норникель", "Группа ГАЗ", ПСК "Трансстрой" и "Ингосстрах". Зарекомендовал себя как эффективный, но жесткий руководитель.
Олег Владимирович Дерипаска родился 2 января 1968 г. в городе Дзержинске Нижегородской области. Его родители были родом с Кубани, и с четырех до одиннадцати лет будущий олигарх жил с родителями матери, а потом отца на хуторах в Краснодарском крае. Ходил в сельскую школу. В 11-летнем возрасте О.Дерипаска переехал к матери в Усть-Лабинск, где в 1985г. окончил среднюю школу N2. Сразу после окончания школы О.Дерипаска поступил на физический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Однако в 1986 г. был призван в армию, и два года проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в Забайкальском военном округе. Физический факультет МГУ О.Дерипаска окончил с отличием в 1993 г., но на этом не остановился, и в 1996 г. получил диплом магистра Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. По свидетельствам однокурсников, Дерипаска выделялся своей предприимчивостью и умением "достать" что-нибудь дефицитное, деньги начал зарабатывать рано.
Первым местом работы О.Дерипаски стало ТОО "Военная инвестиционно-торговая компания", где в 1990 г. он занял должность финансового директора. По данным некоторых СМИ, в это время ему удалось завязать полезные связи в спецслужбах.
По официальным данным, после окончания университета Дерипаска организовал небольшой бизнес по торговле металлами. При этом именно на деньги от этого бизнеса он покупал акции Саяногорского алюминиевого завода (САЗ). По неофициальными данным, Дерипаска приобретал акции САЗа не только в своих интересах, но и в интересах британской компании Trans World Group (TWG), созданной Дэвидом Рубеном и братьями Черными, о криминальных связях которых много писали СМИ. К осени 1994 г. "Алюминпродукт", возглавляемый Дерипаской, владел 21,36% акций САЗа, TWG - 21,33%. С того момента и на протяжении последующих трех лет О.Дерипаска возглавлял САЗ. За это время он улучшил финансовые и производственные показатели САЗа, а также создал завод по производству фольги - "Саянал".
Однако вскоре интересы акционеров САЗа разошлись. Результатом этого стала потеря TWG контроля над заводом. Весной 1998 г. была проведена допэмиссия акций, которые были выкуплены "Алюминпродуктом" и ассоциированными с ним компаниями.
В течение последующих двух лет TWG продавала свои алюминиевые активы в России. Именно тогда Роман Абрамович - владелец "Сибнефти" и будущий партнер Дерипаски при создании компании "Русал" - приобрел контрольные пакеты Братского и Красноярского алюминиевых заводов, а также Ачинского глиноземного комбината.
Именно алюминиевое производство стало основой развития бизнеса О.Дерипаски. В 1997г. САЗ стал ядром новой первой на постсоветском пространстве вертикально интегрированной промышленной компании "Сибирский алюминий" ("Сибал", в "Базовый Элемент" переименована в 2001г.).
В 2000 г. "Сибал" Дерипаски и "Сибнефть" Абрамовича создали холдинговую компанию ОАО "Русский алюминий", в состав которого вошли алюминиевые и глиноземные заводы компаний. Это стало сенсацией на металлургическом рынке. Дерипаска был назначен генеральным директором "Русала". В том же году новая компания приобрела контрольные пакеты акций фольгопрокатного завода "Арменал" (Армения) и "Белокалитвинского металлургического производственного объединения" (БКМПО). Через год "Русал" стал владельцем контрольного пакета акций "Новокузнецкого алюминиевого завода" (НкАЗ). В 2003-2004гг. "Базовый элемент" ("Базэл") выкупил у Абрамовича 50% акций "Русала", став его единственным владельцем.
На этом в развитии алюминиевого бизнеса Дерипаска не остановился. .
Помимо доли в ОК "Русал", Дерипаске принадлежат и акции "Группы ГАЗ", "Ингосстраха", "Евросибэнерго", Главмосстроя, банка "Союз", ряда аэропортов Краснодарского края.
Осенью 2000 г. он приобрел Горьковский автомобильный завод. С этого завода началось развитие автомобильного бизнеса Дерипаски: вокруг ГАЗа стал собираться ряд других автомобильных предприятий. В результате в 2005 г. была создана группа компаний, сначала носившая название "Руспромавто", а потом - "Группа ГАЗ".
Гораздо сложнее строился бизнес, связанный со страховой компанией "Ингосстрах". В настоящее время продолжается конфликт между мажоритарным акционером "Ингосстраха" "Базэлом" и миноритарным - чешской компанией PPF Investments (PPF) (владеет 38,46% акций ОСАО "Ингосстрах" и связана с итальянской страховой группой Generali Group). При этом эксперты отмечают, что конфликт далек от разрешения: ни одна из сторон не собирается идти на уступки.
Еще одним значительным шагом в деле расширения металлургического бизнеса для Дерипаски стала покупка "Русалом" блокпакета ГМК "Норильский никель". Эта сделка произошла после того, как президент ХК "Интеррос" Владимир Потанин и президент группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров в начале 2007 г. начали раздел своих активов, в том числе и "Норникеля". Тогда Потанин предполагал выкупить долю Прохорова (около 25% акций) в "Норникеле". Однако раздел бизнеса затянулся и перерос в конфликт. В результате группа "ОНЭКСИМ" продала блокпакет (25% + 2 акции) "Русалу" Дерипаски. Сделка была закрыта в апреле 2008 г. "Русал" заплатил за долю в "Норникеле" 14% собственных акций и денежные средства (неофициально 5-7 млрд долл.).
По итогам сделки "Русал" остался должен Прохорову 2,8 млрд долл., которые до настоящего момента так и не были выплачены. Причиной этого стал мировой финансовый кризис, который значительно пошатнул позиции алюминиевого гиганта Дерипаски. Так, к концу марта 2009 г. общий долг "Русала" оценивался в 16,8 млрд долл., из которых 7,4 млрд долл. - задолженность перед международными банками.
Между тем, в декабре 2009 г. ОК "Русал" подписала соглашения о реструктуризации долга перед международными кредиторами и российскими банками, предусматривающие пролонгацию кредитов компании на четыре года c возможностью рефинансирования оставшейся суммы долга еще на три года. Тогда же стали известны условия погашения задолженности перед Прохоровым: 1,82 млрд долл. долговых обязательств будут конвертированы в 6% акций "Русала". Оставшаяся же сумма в размере 880 млн долл. будет реструктурирована на условиях, аналогичных согласованным с международными банками.
Выплаты кредиторам Дерипаска планирует в том числе из средств, полученных от IPO "Русала", которое состоялось 27 января 2010г. на Гонконгской фондовой бирже. Отметим, что в ходе первичного размещения акций было продано около 11% акций, а результате чего доля Дерипаски в алюминиевом гиганте сокращается до 47,59% и бизнесмен перестает быть держателем контрольного пакета компании.
Дерипаска имеет репутацию очень эффективного, однако, весьма жесткого руководителя. Предприниматель Константин Боровой как-то назвал его "настоящим яппи", которого отличает высокий профессионализм, хорошее образование, владение современными технологиями менеджмента.
Дерипаска занимает также и общественной деятельностью, правда, в основном она связана с развитием предпринимательства в России. С 2004 г. Дерипаска является представителем России в деловом консультативном совете форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество". Кроме того, он является вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председателем правления российского национального комитета Международной торговой палаты, входит в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ.
Дерипаска женат с 2001 г., имеет сына. Его жена Полина Юмашева - дочь Валентина Юмашева (возглавлял в 1997-98 г. администрацию президента при Борисе Ельцине, женат на его дочери Татьяне Дьяченко)»."