"Никто об этом ничего не слышал. Можно подумать, что представители швейцарских судебных органов в Берне, Женеве и Лугано страдают амнезией. Между тем, после того, как судья Даниель Дево, в рамках расследований, в центре которых оказались представители близкого окружения бывшего российского президента Бориса Ельцина, предъявил главе "Мабетекс" Беджету Паколли обвинение в отмывании денег и участии в преступной группировке, есть над чем задуматься.
Стоит напомнить, что в 1992 году Беджет Паколли и фирма "Мабетекс" уже проходили по одному делу, расследовавшемуся в Берне. Мотив: отмывание денежных средств. Судья Рето Дерюнгз, занимавшийся расследованием одного из дел, связанных с Паколли, случайно напал на то, что еженедельник "Cash" называл в то время гигантским делом об отмывании от 8 до 10 млн. долларов. Механизм был прост: фирма утверждала, что занимается импортом товаров. Русские перечисляли деньги в Швейцарию, а товары никуда не отправлялись. Каково происхождение этих денег? Загадка.
В ходе проведения обыска в офисе "Мабетекс" судья Дерюнгз обнаружил в кабинетах "шкафы с покрытыми пылью копиями документов и таблицами, которыми никто не пользовался. Казалось очевидным, что "Мабетекс" не имеет ничего общего со строительством, что все это - лишь декорация, служившая прикрытием для совершенно иной деятельности".
В то время Федеральная комиссия по банкам забила тревогу и разослала предупреждения банковским учреждениям. Швейцария даже направила в Россию просьбу об оказании содействия в расследовании с тем, чтобы выяснить происхождение этих денег. Но после ухода судьи расследование странным образом предали забвению. Прокурор Томас Вайзер, которому было поручено заниматься этим делом, рассказывает сегодня: "Это касалось Тичино, поэтому я передал досье в прокуратуру Лугано". В Лугано, порывшись в архивах, корреспондентам ответили: "Из Берна к нам поступило лишь письмо, из которого можно было сделать вывод о том, что речь шла о фальсификации документов, но письмо не сыграло роли в процессе следствия, и дело было закрыто". Из этого следует, что дело замяли? Трудно сказать. Но факт остается фактом: в 1992 году Беджет Паколли был бизнесменом вне критики, который, несмотря на подозрения и расследования, без труда получил швейцарское гражданство... Эмигрант, покинувший свое село в Косово в возрасте 17 лет, чтобы направиться в Германию, а затем в 1977 году в Тичино, к тому времени уже добился многого.
Success story по-тичински
Его история - "история успеха" - изложена в великолепно изданной в 1996 году брошюре "Несколько слов о "Мабетекс". Что пишет о нас пресса". Ода Беджету Паколли - человеку, сделавшему самого себя. На каждой странице издания фото Паколли с влиятельными людьми: Виктором Черномырдиным, занимавшим в то время пост премьер-министра, Борисом Ельциным, Павлом Бородиным, управляющим делами Кремля, Михаилом Николаевым, президентом Якутии, или - вот еще: в Тичино он сфотографировался с мэром Лугано Джорджо Джудичи и с государственным советником Джузеппе Буффи. Иными словами, с "друзьями", закрывавшими глаза на это быстрое восхождение.
Свои первые шаги в бизнесе Паколли сделал в "Интерпластике" - фирме, зарегистрированной в Лугано, специализировавшейся на торговле со станами Восточной Европы с 60-х годов. История этой фирмы закончилась в 80-х годах в связи с разразившимся финансовым скандалом и исчезновением ее директора Макса Гигакса (Max Gygax).
В июне 1990 года косовар решил заняться собственным делом и создал "Mabetex Project Engineering SA". Согласно легенде, он с трудом собрал необходимые 100 тысяч франков для образования начального капитала. Но очень скоро ситуация изменилась. Он подписал крупный контакт с директором огромного промышленно - добывающего комплекса в районе Старого Оскола, расположенного в 700 км от Москвы. В 1992 году он уже открывает филиал своей фирмы в российской столице. У него появляется бизнес в Якутии, республике, территория которой в 80 раз больше территории Швейцарии. В недрах Якутии скрыты залежи алмазов, золота, нефти и природного газа. Именно здесь произошла важная встреча с бывшим в то время мэром столицы Якутии Павлом Бородиным, который в 1993 году становится главой управления делами президента. Именно ему поручено заниматься делами имущественной империи Кремля. Настоящая находка для молодого предпринимателя Паколли. Самым чудесным образом он получает один контракт за другим: в 1993 году, обновление интерьеров Белого дома в Москве, в 1994 году - Совета Федерации, в 1995 году - Государственной Думы, наконец, в 1995-1996 годах - работы в Кремле.
Паколли строит все и повсюду: гостиницы, больницы, заводы. Он основывает и скупает целую сеть фирм в Швейцарии и в других странах. В докладе, подготовленном в марте 1999 года, Управление федеральной полиции отмечает, что "Мабетекс" является основным звеном империи, созданной в короткое время при участии компании "Diamond Air SA", зарегистрированной в Цюрихе. В течение пяти лет, говорится в докладе, Паколли создал или купил около 20 фирм, переживавших финансовые трудности или оказавшихся на грани банкротства. Спектр деятельности этих фирм, имеющих один юридический адрес - Виа Ванони 2 - довольно широк: от дубляжа фильмов до покупки и продажи ценных бумаг, от проектирования промышленных предприятий до салонов-парикмахерских, от организации обслуживания дипломатов до ремонта и обслуживания самолетов. Бернская полиция интересовалась происхождением этих фондов. Речь не шла о Тичино. Визитная карточка косовского эмигранта еще не жгла руки.
Человек, посланный самим провидением
В середине 90-х местная пресса с восхищением рассказывала о его контактах в России и странах бывшего СССР и превозносила динамизм "тичинского Берлускони". В 1996 году группа, имеющая филиалы в 12 странах (на сегодняшний день уже в 16) представляет данные о том, что ее ежегодный оборот составляет 1,5 млрд. долларов, и что в ней работают 800 постоянных и около 6000 временных сотрудников по всему миру. Паколли постоянно принимает высоких гостей: Павла Бородина, президента Якутии Николаева, двух министров из Башкирии, делегацию республики Коми. Главное Федеральное управление полиции рассказывает о "сотнях выходцев из стран бывшего СССР", приглашенных "для работы". И Тичино был ему благодарен за это. "Бывший СССР, мы здесь", такой заголовок был напечатан в местной газете в связи с проведением большой презентации, организованной "Мабетекс" специально для представителей деловых кругов кантона. "Стратегия группы "Мабетекс" полностью гармонирует с экономической политикой нашего государства. Опыт и знания такого предпринимателя, как Беджет Паколли представляет огромный интерес для наших тичинских фирм. Участие в проектах "Мабетекс" - это возможность внедрения на международные рынки", - заявил Серджио Морицоли, занимавшийся вопросами экономических проектов и налаживанием партнерских связей в "Мабетекс". В то время на призыв "Мабетекс" откликнулась 31 фирма, действовавшая в кантоне. Беджет Паколли так объясняет свой успех: "В основе всего - энтузиазм", - скромно говорит он в своих интервью. Вне всякого сомнения. Но не только. В его распоряжении была солидная база.
Тичинская крыша
Паколли и его империя заставили обратить внимание на тичинцев? Косовар извлек из этого пользу и привлек к сотрудничеству многих местных личностей. Бывший руководитель управления полиции по работе с иностранцами Лучано Морелли, занимавшийся предоставлением виз, был назначен начальником управления кадров "Мабетекс".
Франко Фенини, бывшему заместителю директора Банк дю Готтар, предъявлено обвинение в вымогательстве, злоупотреблении доверем и фальсификации документов.
Известен факт существования тесных связей между Паколли и влиятельным Банк дю Готтар. Вместе с его директором Клаудио Дженерали глава "Мабетекс" летал на частном самолете в Москву.
Он наладил тесные контакты с мэром Лугано Джорджо Джудичи, разрывающимся между муниципальными делами и работой в своей архитектурной мастерской. В 1995 году он даже участвовал в реконструкции здания Думы. В 1997 году эти двое затеяли новый крупный проект: реконструкция терм Акваросса, в деревушке Валь ди Бленио, закрытых последние 20 лет, и превращения их в роскошную термальную водолечебницу. Для финансирования этого проекта, стоимостью 60 млн. франков, они создали компанию "Centro Benessere Terme Acquarossa SA Lugano". Ее президентом является Паколли, вице-президентом - Джорджо Джудичи.
Настал час славы Паколли. Он открывает второй офис - некое подобие мраморного шестиэтажного куба, на улице Каттори, в привилегированном районе Парадиз, дарит себе виллу в Порца, площадью 800 кв. м, на берегу озера, стоимостью 5 млн. франков. Он даже открывает телеканал, вещающий на Албанию, а также комплекс зданий "Резиденца Романтика" в Мелиде.
Пока не разразился скандал "Рашагейт" и имя Паколли не появилось на первых полосах газет всего мира, глава "Мабетекс" мог рассчитывать на солидную поддержку со стороны политических и экономических кругов Тичино. Когда Федеральный департамент по иностранным делам в конце 1997 года отказал ему в предоставлении звания почетного гражданина Казахстана, где он подписал масштабные контракты (в период с августа 1996 года по июнь 1998 года он построил около 100 тысяч кв. м в Астане, новой столице страны: резиденцию президента, дворец правительства, министерство иностранных дел, парламент, аэропорт), Государственный Совет Тичино решительно выступил в защиту предпринимателя и потребовал от Департамента объяснений. В письме, адресованном Флавио Котти, опубликованном 21 февраля 1998 года в газете "La Regione" под заголовком: "Если Вам что-либо известно, расскажите об этом и нам!" местные власти говорят о своей обеспокоенности. "Паколли обижен ответом Берна и намерен покинуть Швейцарию. Это поставит под удар не только реализуемые в кантоне проекты, но и рабочие места, предоставление которых гарантировала эта компания". Причины этого отказа излагаются в докладе Федерального управления полиции: информация о негуманной эксплуатации нелегальной рабочей силы, которая была доведена почти до рабского состояния, которую "Мабетекс" использовала на строительстве в бывшем СССР. Но об этом политикам ничего не было известно.
Языки за зубами
Насколько влиятелен Беджет Паколли сегодня? "Он известен, но не обладает влиянием", - говорит один журналист. "Люди проявляют осторожность", - говорит другой обозреватель. После проведения 22 января 1999 года сотрудниками прокуратуры обысков в офисах "Мабетекс" его прежние "друзья", кажется, его оставили. Неожиданно они стали более разговорчивыми. Президент Банк дю Готтар Клаудио Дженерали сообщил через свое агентство в Милане, что встречался с Паколли лишь однажды. Что касается мэра Лугано, он стал просто недосягаем, он вынуждает жену играть роль посредника: "Я его видела лишь по телевидению. Он всего лишь клиент моего мужа". Забыты термы Акваросса, забыта свадьба Беджета и итальянской певицы Анны Окса, на которой в сентябре прошлого года присутствовал мэр.
Любимец провидения неожиданно стал неудобным, а правосудие в Тичино не слишком пристально интересуется компанией "Мабетекс". Оно также мало интересуется и "Мерката Трейдинг", другой компанией, оказавшейся в центре скандала "Рашагейт". Расследования проводятся в Женеве. Этот факт вызывает удивление у некоторых чиновников в Берне: "В Тичино ничего не делается! Это маленький мирок, где все друг друга знают".
В Беллинзоне, в своем кабинете, заваленном внушительными горами документов, нервничает прокурор Жак Дюкри, которому поручено заниматься русскими досье: "Я занимаюсь этим 15 лет и я могу вас заверить, что судебные власти обладают независимостью!" Немного позднее он говорит, вздыхая: "Можно критиковать за то, что никто не занимается делом "Мабетекс". Но надо быть реалистами. Наша прокуратура отстает на 5 лет, в подвешенном состоянии находятся от 6000 до 7000 дел, что делать?" Прокурор вытаскивает доклад, составленный в 1997 году и представленный на рассмотрение в парламент. На 200 тысяч населения в Баль-Вилле приходилось 29 прокуроров. Нас 12 на 300 тысяч жителей". Тревожные данные появились еще в 1997 году. Два года назад дискуссия в правительстве о целесообразности увеличения числа судей завершилась следующим резюме: "Слишком рано". Не изменилась эта позиция и через три года. 6 июня как ожидалось, парламент должен был проголосовать за назначение трех новых прокуроров. Однако обсуждение в этот день было отложено. Причина: председатель уголовного суда Франко Верда был обвинен в разглашении служебной тайны некоему торговцу сигаретами, с которым он поддерживал отношения. "