Бывший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин опроверг утверждение Романа Абрамовича, что Березовский не владел акциями «Сибнефти»
"Бориса Березовского не было в списке акционеров «Сибнефти», но он входил в число ее ключевых владельцев. Об этом в суде сообщил бывший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин. Это свидетельство опровергает утверждение Романа Абрамовича, что Березовский никаких акций «Сибнефти» ему не продавал, так как не имел их, и потому не может требовать компенсации.
Борис Березовский был ключевым акционером «Сибнефти», заявил в пятницу в Высоком суде Лондона бывший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин. Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский лично видел документы, подтверждающие это, сообщил свидетель, дававший показания по видеосвязи из Нью-Йорка.
Суд Лонодона рассматривает иск Березовского к его бывшему деловому партнеру Роману Абрамовичу. Опальный бизнесмен требует с ответчика компенсации в $5,5 млрд. Березовский утверждает, что вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили был вынужден продать в 2000—2003 годах принадлежавшие им активы, среди которых порядка 43% акций «Сибнефти» и доли в «Русале», значительно дешевле их реальной стоимости под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича. Так, за свой пакет «Сибнефти», проданный в 2003 году, опальный бизнесмен получил $1,3 млрд, а в 2005 году нефтяная компания была продана «Газпрому» за $13,1 млрд
Самый важный вопрос — владел ли вообще Березовский акциями «Сибнефти». Абрамович настаивает, что нет. Фактически Березовскому акции «Сибнефти» не принадлежали, хотя тот долгое время и утверждал обратное, заявил еще в начале процесса адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн.
И $1,3 млрд в 2001 году Абрамович заплатил Березовскому вовсе не за акции «Сибнефти», а потому, что ощущал, что имеет «сильное моральное обязательство» перед своим бывшим партнером, и считал себя в долгу перед ним за свою карьеру в бизнесе, пояснял Сампшн.
Имени Березовского в списке акционеров компании действительно не было, но он входил в число владельцев, сообщил Невзлин. Документы, которые видел Ходорковский, говорят о том, что «они (Березовский и Патаркацишвили, Абрамович и экс-президент «Сибнефти» Евгений Швидлер) были 50-процентными акционерами в «Сибнефти», цитируют Невзлина РИА «Новости». То же самое от экс-главы ЮКОСА, по его словам, слышал экс-гендиректор «ЛогоВАЗа» Юлий Дубов.
Ход «Сибнефтью» В конце 2003 года ЮКОС приобрел 92% акций «Сибнефти», заплатив за них $3 млрд и передав во владение Millhouse Capital Романа Абрамовича 26% собственных акций. Но едва ли не сразу после завершения сделки...
«Если Ходорковский не видел этих документов, он не стал бы мне об этом говорить», — отметил свидетель. Невзлин пояснил, что Ходорковский хотел точно знать состав акционеров «Сибнефти» перед сделкой по слиянию ее с ЮКОСом, и был уверен, что его сведения о держателях акций были достоверными.
«Для Ходорковского это было крайне важно, потому что он хотел вести весь бизнес максимально прозрачно», — сказал Невзлин.
По словам Невзлина, Березовский обладал в «Сибнефти» решающим голосом: его участие в компании оговаривалось еще во время залогового аукциона по «Сибнефти» в середине 1990-х годов, поскольку владение компаниями обсуждалось участниками аукциона заранее.
Деньги на приобретение «Сибнефти» на аукционе банкир Александр Смоленский дал исключительно «под авторитет Березовского», добавил свидетель. Его банк «СБС-Агро» предоставил правительству под залог «Сибнефти» кредит около $100 млн, а гарантом по кредиту выступил МЕНАТЕП, акционером которого был Невзлин.
А вот об Абрамовиче, как сообщил Невзлин, он вообще на момент проведения залогового аукциона по «Сибнефти» не знал ничего.
«Я хорошо себе представлял, кто имел вес в России и мог участвовать в приватизации... Тот факт, что я не знал ничего об Абрамовиче, говорит о том, что он был не очень важной фигурой для России тогда», — сказал свидетель.
Один из адвокатов Абрамовича Хелен Дэвис тщетно пыталась оспорить показания Невзлина, сообщают РИА «Новости»: после нескольких попыток вынудить свидетеля признать, что никаких документов Ходорковский не видел, Дэвис сдалась и резко прервала свой допрос.
На предыдущем заседании суд пытался прояснить еще один вопрос: встречался ли Березовский в своем доме на мысе Антиб с Абрамовичем и Патаркацишвили в декабре 2000 года. Именно тогда Абрамович, по мнению истца, вынудил своих партнеров уступить акции, обещая взамен освобождение компаньона Березовского, бывшего топ-менеджера «Аэрофлота» Николая Глушкова, который находился под следствием в России.
В четверг бывший начальник охраны предпринимателя Бориса Березовского Ришар Жиру подтвердил в суде, что ключевая в споре Березовского с Романом Абрамовичем встреча во Франции на мысе Антиб в конце 2000 года имела место, хотя Абрамович это отрицает.
Ранее в своих показаниях подруга Березовского Елена Горбунова, которая якобы тоже присутствовала некоторое время на этой встрече, обвинила Абрамовича в фальсификации штампов в паспорте, чтобы его нахождение во Франции невозможно было установить.
Таким образом, выступления последних свидетелей подтверждают факты, на которых строит свои требования Березовский.
Впрочем, Дэвис заявила, что намерена предоставить суду показания шестерых свидетелей о том, что в это время Абрамович находился в России.
Среди свидетелей на процессе ожидаются также владелец «Русала» Олег Дерипаска, соратник Березовского Александр Гольдфарб, бывший топ-менеджер авиакомпании «Аэрофлот» Николай Глушков, бывший гендиректор «Русала» Александр Булыгин, совладелец «Металлоинвеста» Василий Анисимов, экс-президент компании «Сибнефть» Евгений Швидлер. В ноябре в суде ожидают выступления Абрамовича.
Бизнесмен Михаил Черной, который также был приглашен в суд в качестве ключевого свидетеля со стороны истца, отказался давать показания даже посредством видеосвязи. Причины своего решения Черной не уточнил. Не исключено, что Черной решил не участвовать в процессе из опасений, что это может поставить под угрозу благоприятный исход разбирательства, которое сам Черной ведет в британском суде против миллиардера Олега Дерипаски. "