" Директор ФСБ Николай Патрушев обвинил Бориса Березовского в финансировании чеченских боевиков. В свою очередь, Борис Березовский обещает в феврале опубликовать доказательства участия ФСБ во взрывах домов. За этими перепалками можно не заметить правду. И Березовский, и ФСБ с МВД вели себя одинаково. По отдельности, а иногда — вместе. По крайней мере, при выкупе заложников.
МИЛЛИОНЫ ЗА ВЫКУП ЗАЛОЖНИКОВ
Автору этих строк начиная с 1996 года приходилось заниматься освобождением заложников совместно с Комиссией при президенте России по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, при поддержке и помощи Генеральной прокуратуры, офицеров МВД и ФСБ России.
Способы освобождения заложников были разные: переговоры о безвозмездной передаче, обмен, силовая операция. Ни разу ни за одного заложника мы не платили денег. Такова была позиция руководства «Новой газеты».
В этом были наша сила и в то же время — слабость.
Некоторые заложники, которых не удалось освободить с помощью наших методов, были бандитами казнены. Такие головорезы, как Бараев, Ахмадовы, Итаев, Хархароев… требовали за заложников, как правило, только деньги.
И ФСБ, и МВД с конца 1996 года по сентябрь 1999 года во многих случаях расписывались в собственном бессилии и обрекали похищенных людей на гибель.
Тогда-то и появилась потребность в таких людях, как Борис Березовский. Его активность в освобождении заложников за выкуп — результат неэффективной работы спецслужб.
Вот некоторые факты освобождения пленных и заложников при участии Бориса Березовского:
— декабрь 1996 года — были выкуплены пензенские омоновцы во главе с майором Зотовым;
— февраль 1997 года — выкуп за очень большие деньги корреспондентов ОРТ Романа Перевезенцева и Вячеслава Тибелиуса (полтора месяца в неволе);
— весна 1997 года — участие Березовского в освобождении четверых журналистов «Радио России» и ИТАР-ТАСС;
— август 1997 года — примерно за 1,5 миллиона долларов были освобождены корреспонденты телепрограммы «Взгляд» Ильяс Богатырев и Владислав Черняев;
— в марте 1998 года, по имеющейся у меня информации, в том числе и при финансовом содействии Березовского были освобождены руководители ФСБ Ингушетии Грибов и Лебединский;
— осенью 1998 года Борисом Березовским были выкуплены англичане Камилла Карр и Джо Джеймс.
Были и другие случаи.
И почти всегда деньги за заложников передавались через офицеров МВД и ФСБ. Исключения — лишь когда Березовский или его ближайшие помощники задействовали некоего Балауди Текилова, его друга Адама по кличке Пират и других чеченских посредников.
ФСБ ТОЖЕ ПЛАТИЛА ЗА ЗАЛОЖНИКОВ БАНДИТАМ
Не менее миллиона долларов США за похищенных в 1997 году сотрудников ФСБ Грибова и Лебединского были переданы бандитам именно офицерами ФСБ. Кроме того, офицеры ФСБ посредничали при передаче денег бандитам за гражданских лиц. Это были сотни тысяч долларов, собранные родственниками похищенных.
ВЫКУП ЗАЛОЖНИКОВ ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ МВД
Еще более активно, чем ФСБ, выкупом заложников занималось МВД. В материале «Черный нал за представителя президента», опубликованном в «Новой газете» в январе 1999 года, я писал об участии тогда заместителя министра внутренних дел Рушайло и его ведомства в освобождении за выкуп Валентина Власова, представителя президента России в Чечне. Причем сумма, выданная головорезам Бараеву и Ахмадовым за Власова, многократно превышала деньги, выплаченные за любого из журналистов.
Сотни тысяч долларов были отданы посредниками из МВД бандитам и за сына бывшего председателя Совета министров Республики Дагестан. Это произошло уже в ходе нынешней чеченской кампании.
Среди многочисленных подобных фактов были и курьезные. Осень 1998 года. У подразделения МВД, занимающегося освобождением заложников, не было даже точного списка военнослужащих, похищенных бандитами с территории России. Произошло это из-за конкуренции с Комиссией при президенте России по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести. Итак, точных списков не было, а тридцать тысяч долларов от некоего предпринимателя на выкуп десяти солдат ими уже получены были.
В качестве посредника тогда выступил сам Салман Радуев. Восемь похищенных солдат он собрал по всей Чечне. Но чтобы быть «честным» в этой сделке, он срочно дал задание «одинокому волку» Хизиру, который и похитил в 136-й мотострелковой бригаде в Буйнакске еще двоих солдат. В общем, Радуев за деньги, полученные от МВД России, отчитался сполна.
ЗА ЧТО БЕРЕЗОВСКИЙ ДАЛ БАСАЕВУ 2 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ
В августе 1997 года вице-президент Чечни Ваха Арсанов рассказал мне при двух свидетелях (оба жители Москвы), что Березовский передал Басаеву 2 миллиона долларов якобы на восстановление цементного завода в Чири-Юрте.
По словам Арсанова, 1 млн долларов Басаев отдал Масхадову.
Куда ушли эти деньги, остается только догадываться, но не на восстановление цементного завода — это точно.
Кому принадлежит приоритет в выкупе заложников?
Те, кто заявляет, что Березовскому принадлежит ноу-хау выкупа заложников и тем самым способствование этому бизнесу, говорят неправду.
Еще весной 1996 года по решению первых лиц Чеченской Республики (при Завгаеве Д.Г.) был выкуплен за сумму, эквивалентную 200 тысячам долларов США, министр образования Чеченской Республики Гельман.
Брали взятки за освобождение задержанных граждан Чечни также военнослужащие федеральных войск и сотрудники МВД. Подобное происходило во многих следственных изоляторах и фильтропунктах Чеченской Республики и на блокпостах. Факт взятки в условиях Чечни практически недоказуем. Но я говорю об этом, как о реальности, которую могут подтвердить разные люди, в том числе депутат Государственной Думы Асламбек Аслаханов, Руслан Хасбулатов и его брат, который сам прошел через федеральную яму, а также порядочные следователи военной прокуратуры и прокуратуры Чеченской Республики.
КТО ПРИЧАСТЕН К ВЗРЫВАМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Борис Березовский обещает представить в феврале факты об организации ФСБ взрывов в Москве и других городах. Я думаю, что у него таких фактов нет. Зато известно и доказано, кто организовал и осуществил взрывы в Нальчике в 1996 г. (Руслан Хархароев), в Пятигорске в апреле 1997 года (Ваха Джафаров — начштаба радуевской армии) и в Буйнакске 4 сентября 1999 года.
Что касается ФСБ, то лично у меня есть основания утверждать, что похищение корреспондента радио «Свобода» Андрея Бабицкого в январе 2000 г. и миссионера голландской организации «Врачи без границ» Кеннета Глака в январе 2001 г. было организовано ФСБ с участием других спецслужб.
В настоящее время «Новая газета» проводит журналистское расследование о роли ФСБ в бесследном исчезновении сотен граждан Чеченской Республики во вторую чеченскую кампанию.
"