"Владимир Киселев, выступающий от имени нашумевшего благотворительного фонда "Федерация", не согласен с тем, как СМИ описывают его трудовую биографию. Радио Свобода выяснило новые подробности деятельности шоумена в 90-е годы в Санкт-Петербурге.
Басманный суд удовлетворил иск Владимира Киселева о защите чести и достоинства к "Новой газете". Издание должно выплатить 200 тысяч рублей компенсации морального вреда, еще 50 тысяч - суд постановил взыскать с автора оспариваемых публикаций Нины Петляновой и опубликовать опровержение (адвокат "Новой" собирается обжаловать решение суда).
Ранее Владимир Киселев выиграл иски против "Московского комсомольца" и журналиста Александра Минкина, газеты "Коммерсант" (адвокат "Коммерсанта" заявляет, что будет обжаловать решение суда).
Фонд "Федерация" также обратился в суд с иском к актрисе Чулпан Хаматовой, возглавляющей фонд "Подари жизнь". По ходатайству Хаматовой рассмотрение этого иска отложено до 10 октября. По словам адвоката фонда Константина Козлова, еще один иск готовится к радио "Эхо Москвы".
Басманный суд 12 сентября обязал "Новую газету" опровергнуть несколько фрагментов из двух статей издания, вышедших в марте и апреле 2011 года. Фрагмент первый рассказывал о том, в 1994 году Владимир Киселев задерживался правоохранительными органами. Фрагмент второй - о том, что "в фирме Киселева разнорабочим числился Александр Малышев, известный питерский криминальный авторитет". В ходе разбирательства председатель Басманного суда большинство ходатайств "Новой газеты" отклонила.
Так, суд отказал в допросе свидетеля - следователя Вадима Глушанина, который утверждает, что Владимира Киселева задерживали по делу, которое он вел. Судья отказала в прослушивании аудиозаписи разговора с бывшим заместителем Киселева в ассоциации "Фестиваль Белые ночи Санкт-Петербурга" Сергея Драпкина, который также помнит о задержании обоих - себя и Киселева. Судья Ольга Солопова заявила ответчику Нине Петляновой, что "попасть в Басманный суд да еще к председателю будет уроком на всю жизнь". На процессе был единственный зритель: мать тяжело больной Лизы Ольга Кузнецова, вскоре после письма которой в СМИ фонд "Федерация" оказал обещанную благотворительную помощь. Ольга Кузнецова выслушала нотацию от адвоката Владимира Киселева.
В этой ситуации Радио Свобода считает необъходимым еще раз вернуться к некоторым страницам биографии Владимира Киселева.
Итак, 18 марта 1994 о задержании Владимира Киселева сообщила газета "Коммерсант Daily" со ссылкой на пресс-службу ГУВД Санкт-Петербурга (газета приобщена к делу по иску к "Новой газете" Владимира Киселева). Никаких исков в 1994 году ни к газете "Коммерсант", ни к пресс-службе ГУВД Владимир Киселев не предъявлял. То есть, содержание коммерсантовской публикации никем не оспаривалось.
Как заявил в ходе прений 12 сентября адвокат Киселева Константин Козлов, его подзащитный сам явился к следователю и дал показания в качестве свидетеля. Однако Владимир Киселев занимался в то время (1994 год) избирательной кампанией партии "Наш дом - Россия", и политические оппоненты через СМИ попытались опорочить его, представив дело так, что допрос Киселева выглядел как задержание.
Вернемся к событиям тех дней. Радио Свобода обратилось к архивным материалам уголовного дела, возбужденного в 1992 году против Александра Малышева, Геннадия Петрова и других. Из дела следует, что в 1993-1994 году следствие подозревало: в качестве спонсорской помощи фестивалю "Белые ночи Санкт-Петербурга", которым руководил Владимир Киселев, поступил краденый товар, добытый членами малышевской преступной группировки.
Как следует из материалов уголовного дела, в 1993 году из него в отдельное производство был выделен эпизод о видеоплейерах на сумму четыре миллиона рублей, бесплатно переданных фирмой "Ист-Маркет" фестивалю "Белые ночи Санкт-Петербурга" якобы в обмен на рекламу "Ист-Маркета". Следствие же подозревало, что речь идет о вымогательстве "малышевскими" товара у предпринимателей и его дальнейшей реализации через фестиваль "Белые ночи".
Судьба этого выделенного из "малышевского" дела не ясна. В любом случае, до суда оно не дошло. По воспоминаниям одного из руководителей следственной группы, работавшей по делу Малышева, следователя Вадима Глушанина то, что руководители "Белых ночей" знали о сомнительном происхождении поступивших к ним видеомагнитофонов, было "очень трудно доказать".
С 1995 года по 2011 год фестиваль с названием "Белые ночи Санкт-Петербурга" не проводился.
Но в 2011 году фестиваль неожиданно возродился. Некоторые из голливудских звезд, выступавших на концерте фонда "Федерация" на Воробьевых горах в начале июля, успели съездить и в Петербург, чтобы выступить в Ледовом дворце на обновленных "Белых ночах". Попасть на это мероприятие прессе было так же сложно, как и на концерт "Федерации". Получить комментарий по телефону о фестивале "Белые ночи" корреспонденту РС не удалось. Организаторы попросили прислать факс в "Продюсерский центр массовых мероприятий" (номер совпадал с номером фонда "Федерация"). Ответа не поступило.
На своей фейсбук-странице организаторы "Белых ночей-2011" не скрывают, что фестиваль ведет свою историю начиная с 90-х.
Фестиваль "Белые ночи Санкт-Петербурга" упоминается не только в уголовном деле Александра Малышева, о чем уже сообщало РС, но и в акте проверки Контрольно-ревизионного управления Минфина (1997 год), находящемся в распоряжении РС:
"… При отсутствии неиспользованной прибыли и других источников собственных средств АООТ "Корпорацией Двадцатый трест" заключен договор без номера от 25.01.94 с генеральным представителем Ассоциации "Фестиваль Белые ночи в Санкт-Петербурге" в г. Лос-Анжелесе, Калифорния, США (В.В. Киселев)…. По этому договору Корпорация обязалась обеспечивать финансирование фестиваля "Белые ночи" в размере 250 000 долл. США…", - говорится в акте проверки.
Далее в документе поясняется, что по заявке президента Ассоциации "Фестиваль Белые ночи" В.В. Киселева были оплачены проезд и проживание гостей, а также концертный зал. А уже по заявке Корпорации "Белые ночи" и В.В. Киселева ("ассоциация" и "корпорация" были разными юридическими лицами) были перечислены денежные средства в США на световую аппаратуру и гонорары звездам.
Ревизоры КРУ выразили сомнение, что указанные цены на услуги были оправданы, не говоря уже об обоснованности финансирования "Белых ночей" строительной корпорацией "Двадцатый трест", получавшей, в свою очередь, кредиты из бюджета Петербурга. "Двадцатый трест" был зарегистрирован в 1992 году в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, которым тогда руководил Владимир Путин.
Эпизод со спонсированием "Белых ночей" (сумма была оформлена как убыток корпорации) стал лишь одним из многих нарушений уставной деятельности АООТ "Двадцатый трест", зафиксированных КРУ. Как пишет главный контролер-ревизор КРУ Минфина по Санкт-Петербургу В. Кабачинов, Корпорация "Двадцатый трест" под руководством заместителя руководителя бюджетной комиссии правительства Санкт-Петербурга Сергея Никешина в 1993-1996 гг. отличилась "невыполнением договорных обязательств по полученным ссудам", "необеспечением сохранности залога", а также "необоснованным перечислением валютных средств за пределы государства". Общий причиненный ущерб, упоминаемый в документе - 16,7 миллиардов рублей. Об акте проверки КРУ в отношении "Двадцатого треста" писала, в частности газета "Коммерсант" еще в декабре 2000 года в статье "Алексей Кудрин остался без дел".
Вот фрагменты акта проверки КРУ:
"...За счет средств бюджета города, предназначенных на проведение оздоровительных мероприятий среди детей, Корпорация возместила средства, вложенные в акции АОЗТ...."
"Для выполнения работ по технико-экономическому обоснованию реконструкции здания по Владимирскому пр., 19... на счет испанской фирмы "Twentient trust company" было перечислено валютных средств в сумме 260000 долл. США"...
Контрольно-Ревизионное Управление Минфина по Санкт-Петербургу провело эту проверку по требованию УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга. Спустя 2 года, в 1999 году, против корпорации " Двадцатый трест" было возбуждено знаменитое уголовное дело №144128 (знаменитое тем, что в нем в качестве доказательств фигурирует документ с "визой" Владимира Путина о выделении денежных средств "Двадцатому тресту" мэрией Петербурга; факсимиле документа 23 марта 2000 года опубликовала "Новая газета"). О деле вспоминает один из руководителей следственной группы, бывший старший следователь по особо важным делам ГУВД Санкт-Петербурга Андрей Зыков:
- Дело было возбуждено в июне 1999 года прокуратурой Петербурга, а затем передано во 2-й экономический отдел ГУВД. Проверка КРУ Минфина проводилась за два года до этого - по запросу, которые тогда имел право делать УБЭП. Запрос отправлялся по инициативе сотрудника УБЭП Олега Калиниченко (ныне Олег Калиниченко находится в монастыре и не дает интервью – РС).
- И материалы проверки были переданы в УБЭП?
- Да, а затем в Следственный отдел ГУВД и в Прокуратуру. Что касается Владимира Киселева, руководившего Ассоциацией "Фестиваль" Белые ночи", то в период расследования дела я попросил Олега Калиниченко предоставить оперативную справку на него. В этой справке многие вызывало вопросы. Упоминалось, например, о взаимоотношениях Киселева, в частности, с Геннадием Петровым. Но мы эти факты не расследовали: на том этапе (составления справки) информация не была добыта следственным путем. То есть, Калиниченко ее рассказали источники, имена которых мы не могли раскрывать.
- Расследовали ли вы в рамках дела "Двадцатого треста" эпизод с переводом денег этой компанией в Калифорнию фестивалю "Белые ночи"?
- Нет, мы не успели этого сделать. Нам толком и не дали расследовать это дело. Хотя мы подготовили международное следственное поручение и надеялись на помощь Интерпола. Еще ряд запросов у нас был подготовлен к США, Израилю, Финляндии и другим странам по поводу "Двадцатого треста". Однако направить запросы мы не успели.
Мы расследовали дело до начала октября 2000 года, пока нам не сообщили, что еще в августе Генеральная прокуратура закрыла дело за "отсутствием состава преступления". Уголовное дело, хотя и было возбуждено в отношении деятельности корпорации "20-й трест", но в нем был документ с "визой" Владимира Владимировича... Не это ли стало причиной закрытия? -
На всю мою следственную группу распространяется подписка о не разглашении. Мне позвонили из Москвы, из Следственного комитета и сказали, что дело представляет серьезный интерес: "Не хотелось бы, чтобы информация просочилась к журналистам. Вы должны взять подписку о не разглашении со всех членов группы". Но мне не сказали: "и сами дайте такую подписку". Я буквально выполнил приказ руководства Следственного комитета. Поэтому, после того как дело закрыли, я пообещал, что пойду к журналистам и выполнил это, - сказал Андрей Зыков."