FLB: Признание директора департамента экологии и охраны труда компании "Русал" Ивана Ребрика: «Завод самый большой. В Европе заводы подобные были маленькими. Большая часть была перепрофилирована на новые технологии или закрыта. Финансирование, которое позволило бы моментально перестроить наш завод, его просто нет. Нигде и ни у кого. Говорить о том, что завод стал конфетной фабрикой «КрасКон», нельзя. Это будет нечестно, неграмотно».
«В Красноярске открылся третий международный конгресс и выставка "Цветные металлы-2011". Главным экспонентом стала компания "РУСАЛ". Многим посетителям показалось, что алюминщики просто пытаются выставить себя в выгодном свете перед жителями края. Некоторые эксперты и организаторы вслух критиковали и иронизировали по этому поводу, ведь всем известно реальное положение дел в алюминиевом королевстве.
Холл выставочного центра на Взлетке полон людей. Многие приехали из-за границы, чтобы перенять опыт. Не секрет, наш край является флагманом металлургической отрасли страны, поэтому конгресс и выставка "Цветные металлы-2011" проводятся именно в Красноярске. Чаще всего организаторы упоминают о компании "РУСАЛ": алюминщики потратились на яркий пластиковый стенд и привезли свой московский десант. Правда, об алюминиевом гиганте порой говорят не без иронии.
Пётр Поляков, председатель оргкомитета конгресса: «Проходил семинар по инертным анодам. Как Вы знаете, алюминиевое производство - это вредное производство. Сейчас идея есть такая, чтобы возле алюминиевого завода селились люди. Ванны алюминиевые будут выделять кислород, и это будет хорошо. Но это полушутя».
Иностранцам, приехавшим в далекую Сибирь перенимать опыт, трудно понять, почему Красноярский алюминиевый завод до сих пор работает. Построенный в советские годы по технологии Содерберга, он, по словам экспертов, давно не отвечает современным требованиям экологической безопасности. Это подтверждает и само руководство «РУСАЛа».
Иван Ребрик, директор департамента экологии и охраны труда компании "РУСАЛ": «Завод самый большой. В Европе заводы подобные были маленькими. Большая часть была перепрофилирована на новые технологии или закрыта. Финансирование, которое позволило бы моментально перестроить наш завод, его просто нет. Нигде и ни у кого. Говорить о том, что завод стал конфетной фабрикой «КрасКон», нельзя. Это будет нечестно, неграмотно».
Впрочем, не исключено, что дальше будет только хуже, продолжают экологи «Русского алюминия». И это фатальные причины.
Иван Ребрик, директор департамента экологии и охраны труда компании "РУСАЛ": «Основная проблема будет заключаться и впредь в том, что сырьевая база, она меняется. У нас низкосернистые коксы на планете Земля заканчиваются, а это значит, что основная часть поставляемого сырья для анодного производства будет содержать больше серы».
Другие участники выставки цветных металлов не скрывают: в условиях современных экологических реалий КрАЗ легче закрыть, чем заниматься его модернизацией.
Елена Воскресенская, ведущий научный сотрудник лаборатории гидрометаллургии: «Остатки фторидов, летят ароматические вещества, бензопирен, все мутогенные канцерогенные вещества. Но КрАЗ построен таким образом, что «роза ветров» идет на восток. Те посёлки, что находятся прямо под КрАЗом, те находятся в большой опасности».
В это время руководство «РУСАЛа» оправдывается и с позитивной нотой в голосе делится планами развития.
Виктор Манн, технический директор компании "РУСАЛ": «Мы... внутри себя понимаем, что мы делаем. Мы серьезные усилия сосредоточили на развитии компании. Экологическую модернизацию. Но окружающие этого не знают».
Окружающие - жители Красноярска – действительно, об этом мало что слышали, зато чувствуют обратное. Зловонная дымка со стороны алюминиевого завода в Советском районе стала для многих причиной серьезных заболеваний. Вот только об этом опыте на металлургическом форуме никто, по понятным причинам, не упомянул». Сергей Чудинов, Глеб Савицкий, «Седьмой канал/Красноярск», 07.09.11
«Первый класс опасности. Такая степень присвоена заводу, который построят возле Красноярска. Рядом с городом появится производство марганцевых ферросплавов. Жители Солнечного уверены, если рядом с КрАЗом встанет еще один металлургический гигант, им лучше будет вовсе не дышать.
Жительница Солнечного: «Возникают нарушения психики, марганцевое безумие…»
Марганец подкрался незаметно, и о грозящей им опасности жители Солнечного узнали случайно. Если бы не объявление, так и жили бы, не ведая, что в 11 километрах от их домов, на территории бывшего экскаваторного, будет строиться "Енисейский завод ферросплавов", говорят люди. Предприятие - первого класса опасности.
Жительница Солнечного: «Это тяжелый металл практически не выводится из организма».
Жители Солнечного жалуются: жизни и так нет, каждое утро микрорайон накрывает выбросами КрАЗа. Каждый переживает, что на новом марганцевом заводе, как и на алюминиевом, современные очистные сооружения будут эффективны только на бумаге.
Жительница Солнечного: «В администрации заставляют это, как его, делать очистные сооружения. Но как была задымленность, так и есть. Выбросы они не каждый день, но делают».
Жители целого микрорайона уверены: строительство предприятия по переработке марганца вкупе с КрАЗом отравит город окончательно, а первые жертвы этого металлургического тандема живут в Солнечном.
Алексей Логунов, житель Солнечного: «От алюминиевого завода просто прям вот такой туман, что вообще ничего не видно! Вот идешь и теряешься. Может, это вообще смесь смертельная будет, кто знает…»
Несколько лет в интернете обсуждается тема строительства нового металлургического комплекса. Он затронет не только Красноярск. Это целый инвестиционный проект: два карьера и обогатительная фабрика в Кемеровской области, строительство автомобильной гравийной дороги протяженностью 87 километров, возведение перевалочной базы в районе железнодорожной станции в Туиме в Хакасии и, наконец, строительство металлургического завода практически в городской черте, в корпусах бывшего экскаваторного завода. Специалисты говорят: эти предприятия, якобы, позволят государству сэкономить.
Сергей Иванов, генеральный директор компании «Сибцветметниипроект»: «Беда. Эта почему запущена? В Советском Союзе марганец добывался на Украине и в Казахстане. Принято решение возобновить производство марганца, потому что в Украине и Казахстане мы покупаем за валюту».
О строительстве марганцевого завода в Красноярске говорили ещё три года назад на экономическом форуме. Владелец стройки - закрытое акционерное общество «Чек-Су.ВК». Партнеры - 2 банка. Краевые власти сегодня заявили, строить предприятие первого класса опасности возле города без согласия жителей не разрешат.
Денис Пашков, министр промышленности и энергетики Красноярского края: «В том числе обязательны будут публичные слушания с жителями, которые проживают в непосредственной близости к заводу».
Тем временем на сайте компании «Чек-Су.ВК» опубликовано уже принятое название предприятия – «Енисейский ферросплавный завод». Завершение строительства карьеров обогатительной фабрики и запуск металлургического производства самого высшего класса опасности запланировано на 2013 год. На полную мощность комбинат должен выйти в 2016. Жители Солнечного уже называют себя заложниками двух металлургических гигантов. Люди уверены, ничего хорошего такое соседство им не сулит». Захар Письменных, Павел Иваницкий, «Седьмой канал/Красноярск», 07.09.11"