FLB: Природоохранный прокурор по Красноярскому краю Александр Вигель: Против КРАЗа и его сотрудников, ответственных за загрязнение окружающей среды, возбуждено 12 административных дел
" Генератор грязи
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/092/22.html
РУСАЛ получает чистую прибыль, а россияне — отравленный воздух
«Зимой — ледяной дождь, весной и осенью — паводок, летом — пожары в лесах и степях. В последние годы природа словно задалась целью отомстить человеку за, прямо скажем, хамское отношение к себе. Капризы природы и климата, которые порой оборачиваются миллионными убытками и человеческими жертвами, под контроль поставить и впрямь сложно. Однако сфера экологии, связанная с промышленностью, — это совсем другой вопрос. Тут главную роль играет человеческий фактор, а точнее, личное отношение руководства корпораций.
Они, надо сказать, экологическую проблематику не игнорируют. Но улучшать предпочитают корпоративный пиар. На практике же, и это подтвердит, наверное, любой эколог, красочные отчеты, программы и презентации крупнейших промышленных гигантов в части защиты окружающей среды — зачастую обычная имиджевая «фишка» корпораций-загрязнителей, нежели производственная реальность. И в этом смысле одним из «чемпионов-загрязнителей» являются индустриальные мощности, которыми владеет алюминиевый магнат — Олег Дерипаска.
На земле, в воде и в небе
Красноярск не первый год стабильно входит в списки российских городов с самым загрязненным воздухом и сложной экологической ситуацией. («Новая» не раз об этом рассказывала в материалах Алексея Тарасова.) Одно из самых крупных и одновременно самых вредных предприятий города — Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ). На его долю приходится порядка 30% всех вредных выбросов в окружающую среду. Само собой, что такой «генератор грязи» на особом счету у экологов и природоохранной прокуратуры. Самый простой инструмент контроля — комплексная проверка экологических показателей предприятий. И в августе этого года очередь дошла до «мощностей» Олега Дерипаски, о чем и отчитался перед общественностью природоохранный прокурор по Красноярскому краю Александр Вигель.
По его словам, перед контролерами, которые пришли на территорию КрАЗа, предстала жуткая картина, которую передают даже сухие статистические данные: «Разрешенные выбросы вредных загрязняющих веществ в 6 корпусах электролизного производства по оксиду углерода превышают ПДК от 1,5 до 3,8 раза. В атмосферу города Красноярска выбрасывается оксид серы, который идет с превышением в 1,4 раза», — сообщил Вигель. «Проверяли всё — и воздух, и воду, и почву. Проверка выявила многочисленные нарушения. Было возбуждено 12 административных производств как в отношении физических лиц, так и самого предприятия», — резюмировал прокурор. По оценке проверяющих, «оборудование очистки газа не справляется с нагрузкой, и газ, выбрасываемый в красноярский воздух, содержит диоксид серы, в 1,4 раза превышающий предельно допустимый уровень».
Помимо прочего, «с нарушениями экологических требований складируются и отходы, загрязняющие почву, а шлам (рудная пыль), сваленный на землю, постепенно размывается водой, что в итоге отравляет не только почву, но и ближайшие источники воды». За такое прохладное отношение к делу виновных привлекли к «административке» и выписали штрафы — от 3 до 100 тысяч рублей. Кроме того, Енисейским управлением Ростехнадзора административные материалы уже рассмотрены. По ним назначены штрафы от 3 до 40 тыс. рублей. Но что такое копеечные штрафы, если чистая прибыль «РУСАЛ-Красноярска» в первом квартале нынешнего года составила без малого 2,5 млрд рублей? И все это повторяется из раза в раз, от проверки до проверки.
Ни экологии, ни безопасности
Впрочем, какая может быть забота о чужих людях, когда своих-то холдинг не особо бережет. Достаточно вспомнить шокирующие результаты комплексной проверки безопасности предприятий Дерипаски, проведенной Ростехнадзором год назад. Тогда на ОАО «РУСАЛ Саянал» в Хакасии «в ходе контрольных мероприятий было выявлено 141 нарушение соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов». Часть из них устранили, что называется, на месте. Об устранении прочих сообщала пресс-служба ОК «РУСАЛ»: «Техногенные ЧС фактически исключены». Устранили или нет нарушения в реальности — без новой проверки понять невозможно.
К тому же у владельцев холдинга был печальный опыт, когда на фоне бодрой отчетности о том, что все безопасно, 2 февраля 2010 года на заводе в Шелехове в результате взрыва и пожара погиб рабочий, а четырехэтажное здание одного из цехов выгорело дотла. Оказалось, что на заводе — крупнейшим производителе порошков и сплавов из алюминия — элементарно не оказалось специальных средств для тушения алюминиевой пудры, которую запрещено заливать водой во избежание взрыва. И это только один пример, за которым скрываются десятки протоколов об административных нарушениях, выявленных на предприятиях Олега Дерипаски.
Бунт в противогазе
Ладно бы среди предприятий, серьезно нарушающих экологические требования, были только активы Дерипаски в Красноярске. Возьмем Ачинск. Здесь главные «загрязнители» — глиноземный комбинат, входящий в РУСАЛ, и цементный завод, входящий в «БазэлЦемент». По словам главного эколога Ачинска Светланы Кошечковой, одной из причин ухудшения экологических показателей в городе стало увеличение сбросов комбината и качество сточных вод. Поэтому 16 августа на проходную «РУСАЛ-Ачинск» в очередной раз вышел пикет — люди в противогазах. «Это намек для жителей города, что если дела дальше пойдут таким же образом, то каждому жителю придется выдавать свой личный противогаз», — заявили гражданские активисты и экологи. Но ни на людей, ни на плакаты с надписями: «РУСАЛ, пора отчитаться за экологию» и «Слава РУСАЛу за победу над природой», «РУСАЛ — хватить загрязнять Ачинск» — никто из руководства компании внимания не обратил и к людям так и не вышел. Пикетчики, надо сказать, еще легко отделались — в прошлые свои выступления активисты завершали день в отделении полиции, усмирявшей экологов.
Но есть и обратный, не менее показательный пример своеобразного отношения Олега Дерипаски к природоохранным вопросам. Его скандальная борьба с активистами, спасавшими Байкал от «продуктов жизнедеятельности» ЦБК, получила столь мощный общественный резонанс, что олигарх, не сумевший укротить экологов, предпочел избавиться от скандального актива, лишь бы не решать технологические и экологические проблемы.
Разумеется, экологические грехи водятся не только за РУСАЛом. В том же Красноярском крае насчитывается порядка 17 тысяч промышленных предприятий. И, увы, ни одно из них своей деятельностью экологию не улучшает. Но Дерипаска, как ни крути, здесь — среди первых. Хотя бы по объему производства и чистой прибыли, часть которой вполне можно было бы инвестировать в экологические программы и соответствующую модернизацию производства.
Не вместо, а вместе…
Это, видимо, понимают и в самом РУСАЛе. В начале лета представители компании заявили, что «экологическую реконструкцию» производства наметили не только в самом Ачинске, но и на трех уральских заводах — Богословском алюминиевом, Уральском алюминиевом и «СУАЛ-Кремний-Урале».
Сказано, но будет ли сделано, причем должным образом? Этот вопрос не случаен, поскольку у всех на слуху пример модернизации, которую РУСАЛ провел в Братске, где на алюминиевом заводе в 2008 году было объявлено о запуске специальной программы стоимостью 350 млн долларов США. По словам директора по экологии РУСАЛа Ивана Ребрика, внедряемая на заводе производственная система позволит сократить выбросы за счет снижения «анодного эффекта», приводящего к выделению перфторуглеродов — одной из разновидностей парниковых газов. В результате, по прогнозам, к 2012 году объем выбросов завода сократится на 40%.
Местные жители, однако, вспоминают о том, как в 2008 году сотрудники Дерипаски «улучшали» экологию через внедрение новых, более экологичных линий производства. Итогом этой программы стал удручающий результат: по данным Минприроды РФ, в 2009 году средние концентрации бензапирена и формальдегида превышали допустимый максимум в 5—7 раз, диоксида азота — в два раза, было зарегистрировано 183-кратное превышение предельно допустимой концентрации ванадия в почве, а сам Братск уверенно «завис» в лидирующей группе списка самых грязных городов России. Причина такого состояния дел вскрылась быстро. Выяснилось, что да, новые линии производства внедрили. Но они стали работать не вместо, а вместе со старыми! Экономический эффект — понятен. А вот для людей, живущих неподалеку от производства, ситуация только ухудшилась.
Если аналогичные фокусы под вывеской «модернизации и внедрения экологически чистых линий» менеджменту холдинга удалось или удастся провернуть на всех активах, то впору констатировать, что регион семимильными шагами двигают в сторону экологической катастрофы вполне сознательно.
P.S. Мы связались с пресс-службой ОК «Русал», однако на момент подписания номера получить комментарий не удалось». Антон Евсиков, «Новая газета», 22.08.2011"