«На прошлой неделе состоялось годовое собрание акционеров ГМК «Норильский никель». Большинство комментаторов в качестве главной неожиданности ГОСА почему-то называли потерю Александром Волошиным статуса председателя совета директоров. Однако для тех, кто пристально следит за акционерным конфликтом в крупнейшей горно-металлургической компании России и за политическим процессом в стране, это событие не стало большой неожиданностью.
Идеологические позиции Дерипаски на собрании оказались слабыми. Уверенно повторять аргументы тех времен, когда ГМК переживала последствия мирового финансового кризиса, он уже не может. Компания работает успешно. У нее лучшие показатели динамики среди всех горно-металлургических компаний мира (включая, разумеется «Русал»). Чистая прибыль по сравнению с предыдущим годом увеличилась вдвое, резко выросла капитализация. В минувшем году „Норильский никель“ ввел новые производственные мощности. На Таймырском руднике - в объеме 300 тысяч тонн руды в год. На руднике „Скалистый-Глубокий“ введен третий пусковой комплекс - рудник вышел на проектную мощность 6 млн. тонн в год. Строятся новые объекты на Октябрьском, Таймырском и Комсомольском рудниках. То есть производственные и финансовые показатели ГМК демонстрируют высокий уровень менеджмента.
Видимо, поэтому Дерипаска достаточно вяло отстаивал свои прежние «подходы» к работе компании, сводившиеся к неудовлетворительной якобы деятельности менеджмента. Главной задачей олигарха оставалось удержание своих позиций в совете директоров. Три месяца назад и менеджмент и главный акционер компании холдинг «Интеррос» пошли навстречу «Русалу» - согласились с переизбранием совета директоров и персоной Александра Волошина в роли председателя. Хотя всем известно об особых отношениях последнего с Дерипаской еще с ельцинских времен, ни «Интеррос», ни менеджмент никогда не объявляли, что Волошин представляет интересы «Русала». Наоборот, его политкорректно именовали независимым директором.
За последние три месяца ситуация вокруг «Норникеля» заметно изменилась, и это нашло выражение в нынешних выборах совета директоров. Формально его состав поменялся несущественно, более того, одно место, принадлежавшее Интерросу (его занимал Андрей Клишас) перешло к независимому директору. Им стал Энос Нед Банда, выдвинутый дочерними предприятиями компании. Раньше он работал в банке HSBC.
Других персональных изменений не произошло. Саму компанию в СД представляет Владимир Стржалковский - генеральный директор, председатель Правления ГМК «Норильский никель». Четверо представляют крупнейшего акционера - ХК «Интеррос» - генеральный директор холдинга Сергей Барбашев и его заместители Андрей Бугров, Марианна Захарова и Лариса Зелькова. От «Русала» в совет вошел сам Олег Дерипаска и его заместитель по стратегии и корпоративному развитию Максим Соков. От холдинга «Металлоинвест» - вновь Ардаван Мошири. Остальные пятеро - независимые директора: кроме Эноса Нед Банда это Лучиан Эрье Бебчук, Александр Волошин, Клод Дофин и Брэдфорд Алан Миллс.
Однако реальная расстановка сил в совете директоров означает, что в акционерном конфликте произошел реальный перелом вовсе не в пользу «Русала». И что интриги алюминиевого магната в самых высоких кабинетах не увенчались успехом. Следовательно, «Норильский никель» медленно, но уверено избавляется от оков «Русала».
ХХХ
Именно это подтвердили итоги годового собрания. Накануне «Русал» руками уже бывшего председателя совета директоров Александра Волошина попытался дать «последний бой». «Независимый директор» неожиданно собрал внеочередное заседание СД и пытался предъявить менеджменту компании, и главным образом генеральному директору Владимиру Стржалковскому, претензии относительно якобы несоблюдения процедуры отчетов перед советом директоров. Вероятно, цель Волошина заключалась в создании нервозной обстановки накануне ГОСА. «Российская газета» на прошлой неделе процитировала по этому поводу «источник, близкий к руководству ГМК»: «При этом все поручения выполнялись в срок, а информация об их исполнении и по сделкам предоставлялась и совету директоров. Поэтому предоставление отчетов вновь по этим же вопросам, равно как и назначение очного совета по надуманным техническим вопросам накануне годового собрания акционеров невозможно рассматривать иначе как попытку осложнить подготовку и проведение собрания. Подобное требование о созыве совета его председателем дает повод усомниться в независимости последнего, а умышленное искажение информации о предоставленных отчетах ставит целью дискредитацию работы менеджмента».
Собрание, однако, прошло спокойно. Акционеры утвердили годовой отчет ГМК «Норильский никель» за 2010 год, годовую бухгалтерскую отчетность, и проголосовали за выплату дивидендов по итогам работы компании в 2010 году в размере 180 рублей на акцию. Это соответствует провозглашенной дивидендной политике. На дивиденды выделено 1,2 млрд. долларов из 5 млрд. долларов чистой прибыли, полученной компанией согласно МСФО за 2010 год. Олег Дерипаска, как обычно, хотел получить больше. Это понятно - надо платить по счетам. Но не за счет Норильского никеля, на что Дерипаске и указали своей позицией другие акционеры: предложение направить на дивиденды не 1,2 млрд., а около 2 млрд. долларов (по 290 руб. на акцию) было отклонено.
Что любопытно. В прошлом году «Русал» настаивал, чтобы дивиденды за 2009 год вообще составили 115 % от прибыли. Абсурдное требование: такого нет и не может быть ни в одной нормальной компании. Тогда премьер Путин высказался в Норильске, выступая перед работниками ГМК, что и 50 % - много.
На этот раз Дерипаска убавил аппетиты. Но все равно хотел больше, чем подразумевает здравая не только дивидендная, но и производственная политика. В противном случае непонятно, за счет чего будет развиваться производство. При этом сам «Русал» ни за 2009, ни за 2010 годы не выплачивал дивиденды своим акционерам. По той причине, что он весь в долгах.
В минувшую пятницу, уже после ГОСА «Норильского» никеля», «Русал» опубликовал официальное сообщение об очередном синдицированном кредите на $ 4,75 млрд. для рефинансирования долга. Дерипаске нужно срочно расплачиваться с пулом международных банков. А есть еще долги перед ОНЭКСИМом, перед Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, ВЭБом... В прошлом году «Русалу» удалось несколько сократить долг. Это произошло за счет трех источников - роста цены на алюминий (2254 доллара за тонну в 2010 году против 1664 доллара в 2009-м), благодаря IPO, а также за счет дивидендов, полученных на принадлежащие «Русалу» акции «Норильского никеля». То есть Дерипаска за счет успешной работы ГМК частично покрывает свои долги и в то же время критикует менеджмент компании за «неэффективную работу», хотя в своей компании не может организовать управление на таком уровне, очевидно, рассматривая ГМК как дойную корову. Но тут олигарх явно просчитался. Борьба за власть и денежные потоки «Норильского никеля» проиграна.
Кстати, в день проведения ГОСА у «Президент-отеля» состоялся пикет, на который вышли люди с плакатами и лозунгами против главы «Русала» Олега Дерипаски. Вероятно, это были пострадавшие от его деятельности как генерального директора и основного владельца алюминиевой компании.
ХХХ
Главное, однако, случилось при избрании председателя совета директоров. Александра Волошина забаллотировали. За него не голосовал даже Ардаван Мошири, считавшийся три месяца назад союзником «Русала» (он просто не пришел). Дерипаска, конечно, раздосадован. Но еще больше его, наверное, разозлило избрание председателем СД Андрея Бугрова, хотя обсуждался вариант Брэдфорда Миллса, который взял самоотвод.
Бугров имеет достаточно интересную профессиональную биографию. С 1977 года работал в Министерстве иностранных дел СССР, потом в Европейском Банке реконструкции и развития, исполнительным директором от РФ в Группе Всемирного банка - МБРР, в Международной финансовой корпорации, Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций... Как экономист имеет мировую известность и завидную репутацию.
Например, глава Минфина Алексей Кудрин, пишут «Ведомости», так отозвался о нем: «Я его знаю как очень профессионального человека, который хорошо разбирается в финансовой системе и много работал с кредитами развития разных отраслей. Я его очень высоко ценю».
Но, похоже, Дерипаску раздражает даже не это. Бугров девять лет является одним из руководителей холдинговой компании Интеррос. Его избрание председателем совета директоров даже в символическом плане означает неумолимо близящееся поражение алюминиевого короля в конфликте акционеров «Норильского никеля».
Времена игр в «равноудаленность» закончились. Это избрание предвещает скорый вынужденный уход «Русала» из «Норникеля». Причем уйти придется, вероятно, не на тех льготных условиях, которые предлагались Дерипаске раньше.
Зная неугомонный характер алюминиевого магната, можно предположить, что он попытается опротестовать избрание Бугрова. Хотя по существу, скажем, в суде, «предъявить» олигарху нечего. Вероятно, пиарщики «Русала» активизируются в СМИ. Однако поезд, похоже, ушел. Надо собирать вещички». Адик Гусман, «МК в Красноярске», №27, 29.06 – 06.07.2011 г."