FLB: Производители электродвигателей малой мощности требуют от государства защитных
"В последние десять лет многие российские предприятия противостоят жесткой восточной экспансии. Особую активность на рынке РФ демонстрирует китайский бизнес, выдавливая и занимая ниши местных производителей. В такой ситуации оказались заводы по производству электродвигателей, один из которых находится в Марий Эл. Еще несколько лет назад он поставлял электродвигатели малой мощности для бытовой техники во все регионы страны. Сегодня почти все заказы перехватили китайские фирмы. В этой связи промышленники все чаще поднимают вопрос, как защитить российского производителя, которому, по их мнению, пока еще можно помочь.
Владимир СОЛОВЬЕВ, заслуженный машиностроитель Республики Марий Эл:
Проблема, с которой столкнулись многие предприятия, приобретает острый характер. В чем же она заключается, и почему следует говорить об угрозе для российского производителя? Например, несколько лет назад марийский завод освоил выпуск двигателей для холодильного оборудования и бытовой техники, которые пользуются огромным спросом. Рынок холодильных устройств в России, по оценке экспертов, составляет около 1 миллиарда долларов США. Отмечу также, что при производстве такого товара требуется около 2 миллионов двигателей в год. Процент российских электродвигателей в этом объеме составляет не более 10-15%.
Но наши партнеры один за другим отдают предпочтение товару китайской сборки. И дело, как выясняется, не столько в качестве, сколько в цене. У нас хорошая технология, поэтому нареканий по качеству нет. Двигатели китайского производства стоят дешевле, и этот фактор становится решающим при выборе производителя и поставщика продукции. Цена, которая формируется у нас, к сожалению, не может конкурировать с той, что предлагает Китай.
Освоение российского рынка восточными соседями идет методично и быстрыми темпами. И причин тому несколько. В нашей стране цены на металл - сталь и медь - не только выше китайских, но и поднимаются с завидной регулярностью. Равно как и расценки на электроэнергию. Китайские машиностроители работают совсем в других условиях. Они удивляются, когда узнают, сколько российские предприятия платят за электричество. Примерно такая же ситуация складывается с газом, а расходов на тепло в силу определенных климатических условий в Китае и вовсе не предусмотрено. Поэтому наши восточные конкуренты могут оперировать скидками и различными льготами. Если потребитель соглашается на долгосрочное сотрудничество, они предлагают отсрочку платежа до 40 и более дней. У нас такой возможности нет. При таком развитии событий российским производителям грозит только разорение.
Однако есть пример решения данной проблемы. Сейчас на территории таможенного союза действуют защитные пошлины на ввоз трехфазных электродвигателей от 160 ватт и выше. Эта пошлина составляет 20 евро для одного двигателя. Целесообразно было бы ввести аналогичные пошлины на электродвигатели малой мощности – короткозамкнутые и асинхронные от 5 до 250 вт. Размер пошлины специалисты рассчитают. Так можно снять напряженность в сфере производства и сбыта этого типа электродвигателей в России. Как следствие увеличились бы налоговые отчисления в бюджет, количество рабочих мест, повысился бы уровень зарплаты и так далее.
Таким образом, единственным выходом из сложившейся ситуации можно считать использование государственных рычагов. Во многих цивилизованных странах государство идет на такие шаги, помогая предприятиям остаться на плаву. А в условиях быстрого завоевания российского рынка восточными компаниями это просто необходимо, причем принимать меры нужно экстренно.
Комментарий руководителя бюро FLB в Израиле Марка Арона:
Попав в условия полу стихийных рыночных отношений многие промышленные производства не в силах конкурировать с более успешными и современными идентичными производства многих стран. Неудачные попытки интеграции, во многих случаях связанны с приобретением морально устаревшего импортного оборудования и квалификаций персонала. И в этот момент как раз и раздается привычный вопль – где наш административный ресурс и давайте поможем отечественным производителям.
Впрочем, когда мы говорим о производстве отечественных, мало мощных электродвигателей, применяемых для бытовой техники отечественного производства, то проблема возникла даже не вчера, а позавчера. Разрешить её пытался еще будучи вице-премьером Борис Немцов. Во всяком случае, я сам обсуждал с ним этот вопрос. Ну и как все, чем занимался г-н Вице, вопрос завис, а потом и совсем утонул в архивной пыли… . "
21.06.2011
Отдел новостей Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB