Изучение вопроса о возможной причастности сына омского губернатора к закупке медоборудования по завышенным ценам растянулось во времени
"Следствие по делу о закупке томографов по явно завышенным ценам, одним из фигурантов которого является сын омского областного главы Константин Полежаев, продлится на неопределенный срок.
Может ли губернатор Леонид Полежаев (или кто-либо из членов его семьи) совершить уголовное преступление? Если задать такой вопрос местным жителям — пользователям омского форума, большинство ответит на него утвердительно. Больше того, это же большинство, судя по его высказываниям, не сомневается в том, что такие преступления совершаются. Как и не сомневается в том, что никто из высочайшей семьи ни за что и никогда не понесет уголовной или иного рода ответственности.
«Кто же его посадит — он же памятник», — метко подметил один форумчанин. Да, губернатор Омской области — это вам не какой-нибудь президент и даже не премьер-министр РФ. Президенты и премьеры уходят, а Леонид Константинович остается — правит областью уже больше 20 лет.
Вот почему небывалое оживление вызвало среди местных жителей сообщение Следственного управления Следственного комитета о запросе в банках сведений о счетах, вкладах и кредитах ряда должностных лиц, в том числе Константина Леонидовича Полежаева, старшего сына областного главы. «Новая» сообщала об этом 8 апреля.
Напомним, проводит расследование СУ СК РФ по факту приобретения учреждением здравоохранения «Областная клиническая больница» (главный врач К.Л. Полежаев) магнитно-резонансного томографа Achieva по явно завышенной цене. Контракт был заключен в июне 2010 года с ФГУП «Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента РФ» на сумму 136, 5 млн рублей. Месяцем ранее комиссия облминздрава отказала фирме «Каэстра», предлагавшей тому же медучреждению аналогичную технику по цене 98,8 млн руб. Разница между купленным томографом и отвергнутым в том, что у первого гарантия качества составляет 12 месяцев, а у второго — 24.
В интервью российскому телевидению областной министр Ерофеев довольно смело прокомментировал этот выбор (сюжет, правда, в эфир так и не пошел, но видеозапись у «Новой» есть), дословно сказано было так: «Президент заблуждается — он просто плохо разбирается в томографах. На самом деле мы купили очень хороший томограф. Есть томографы, у которых одна компьютерная программа стоит 20 миллионов рублей». Константин Полежаев от комментариев отказался.
Уголовное дело возбуждено по ст. 293 ч. 1 («Халатность»), которая выразилась «в неисполнения служебных обязанностей при проведении аукциона на поставку медицинского оборудования по государственным контрактам» — заключены они были без мониторинга цен.
Как известно, по фактам закупки томографов проводились доследственные проверки еще в более чем 40 регионах РФ, в 33 из них обнаружился состав преступления — по одной и той же статье, по которой, за редким исключением, предусмотрено условное наказание. Это вызвало недоумение в Генеральной прокуратуре РФ. Заместитель генпрокурора Виктор Гринь указал прокурорам субъектов Федерации на «недопустимость необоснованной квалификации действий виновных лиц» и поручил «принять все меры для обеспечения проверки версии о наличии в действиях организаторов торгов признаков хищения бюджетных средств, злоупотребления служебным положением».
В связи с чем, по всей вероятности, областные следователи запросили в омских банках информацию о счетах, попросив предоставить ее не позднее 4 апреля с.г. Так что, надо полагать, она давно уже есть в распоряжении Следственного управления, но когда узнает о ней население Омской области — трудно сказать.
По информации нашего источника в правоохранительных органах, по предварительной версии следствия, главный врач областной больницы в этой истории совсем ни при чем, т.к. бумаги на закупку томографа подписывал его зам — сам он в подробности не вникал, видимо, не интересовался рынком медицинского оборудования: что там почем и какого качества.
На вопрос нашего корреспондента: «Каковы результаты предварительного расследования?» — старший следователь по особо важным делам Максим Суриков предложил обратиться в пресс-службу СУ СК. Ее начальник, полковник юстиции Лариса Болдинова, ответила, что результаты эти разглашению не подлежат, поскольку их преждевременное раскрытие может повредить тайне следствия. А срок его истекает 31 мая, но уже можно сказать, что оно наверняка будет продлено — на сколько месяцев, неизвестно. Возможно (это наше предположение) — еще на год, до того времени, когда истечет срок полномочий губернатора Полежаева. А к тому времени окончательно устаканится и политическая ситуация в стране.
До сих пор ни омский глава, ни его близкое окружение ответственности практически ни за что не несли. К примеру, за последние 8 лет его правления численность населения во вверенном ему регионе, по данным переписи, сократилась на 101,7 тысячи человек (4,9%), в то время как в соседней Новосибирской — на 25 тысяч (1%), а в Томской (тоже рядом) — осталась без изменений, в Тюменской — даже увеличилась (на 1,2%). Выходит, демографическая впадина в Омской области образовалась на ровном месте. У социальной объяснения тоже нет: зарплаты омских бюджетников, например, намного ниже, чем в названных регионах, в то время как доходы высших должностных лиц (не отвечающих практически ни за что) — одни из самых высоких в стране. За прошлый год супруги Полежаевы заработали 9,8 миллиона рублей — в 3 раза больше президентской четы.
"
16.05.2011
Георгий Бородянский наш соб. корр., Омск Новая газета