«Когда автобус с депутатами городского Совета сделал остановку у административного корпуса Красноярского алюминиевого завода и дверь открылась, все ощутили непередаваемые "ароматы" от деятельности промышленного гиганта.
КрАЗ не только входит в пятёрку крупных налогоплательщиков краевого центра, но и столь же крупный игрок на экологическом поле города, на долю которого приходится 30 процентов всех вредных выбросов. Так что члены постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству и экологии прибыли по адресу, тем более с последней подобной поездки прошло более 4 лет.
"Наш город Красноярск находится в десятке городов России с худшей экологией, - напомнил журналистам председатель комиссии Сергей Литовчик, - поэтому, когда смотрели экологический отчёт по работе за прошлый год, возникло желание посмотреть те предприятия и производства, которые больше других влияют на городскую экологию".
О том, что алюминиевый гигант из их числа, известно не только депутатам, но и рядовым горожанам, таким, как красноярец Владимир Иванович Сорокатый, направивший недавно в редакцию увесистый пакет, в котором находилась не только заметка на тему городской экологии, но и выдержки из "Малой медицинской академии" о вреде для здоровья газообразного фтористого водорода.
"Самым опасным источником загрязнения воздуха в Красноярске по-прежнему является КрАЗ, выбрасывающий в атмосферу летучие фракции пека (каменноугольной смолы) из самообжигающихся анодов и фтор - с электролизными газами, - пишет наш осведомлённый читатель. - Летучие фракции пека являются сильнейшими канцерогенными веществами, вызывающими онкологические заболевания у людей. Ликвидировать этот вид загрязнения можно только путём замены самообжигающихся анодов электролизёров на обожжённые. Фтор, выделяющийся с электролизными газами, вызывает у людей тяжёлые и необратимые заболевания - костный флюороз, остеосклероз, заболевания крови и др. Бытует мнение, что если западный ветер дует с КрАЗа на Песчанку, то Красноярску не стоит беспокоиться, его не накроет отходящими газами. На самом деле воздушные массы переносятся циклоническими вихрями, и, описав окружность, газы обязательно вернутся, как бумеранг. Существует вторичное потребление фтора с овощами Песчанки, Берёзовки, Сухобузимо и Емельяново".
Жалобы на плохую городскую экологию регулярно получают и депутаты. Поездка на завод - это возможность увидеть своими глазами результаты модернизации производства. Но сначала им предстояло услышать о сделанном. Как утверждают представители РУСАЛа, на реализацию программы модернизации в 2004-2010 годах было потрачено 305 миллионов долларов, что позволило внедрить технологию сухого анода, автоматической подачи глинозёма, перейти на сухую газоочистку. В результате удалось добиться снижения вредных выбросов: фтористого водорода - в полтора раза, смолистых веществ - в 2,7, бензопирена - в 2,5. В прошлом году на заводе начата установка новых электролизёров, полная их замена на новый вид произойдёт не раньше 2014 года. Именно к этому сроку объём вредных выбросов на КрАЗе планируется сократить с 30 до 15 процентов, а пока горожанам придётся мириться с выводами территориального Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Среднесибирского УГМС, которые по итогам прошлого года характеризуют средний уровень загрязнения атмосферного воздуха в Красноярске как "очень высокий".
Конечно, винить в этом один лишь алюминиевый завод по меньшей мере не объективно. Сорок пять процентов от общих выбросов по Красноярску принадлежат передвижным источникам, то есть транспорту. Свою лепту в ухудшение экологии вносит компания ОАО - "Енисейская ТГК (ТГК-13)", "Красмашзавод", "Красноярский завод СК", "КЗХ "Бирюса", "Красноярский ЭВРЗ", "Красноярский цемент", и КрАЗ в этом списке - в лидерах, о чём докладывал депутатам на мартовском заседании комиссии по городскому хозяйству и экологии руководитель управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Кирилл Гупалов. В выездном заседании на заводе он тоже участвовал, но от комментария по итогам поездки предпочёл воздержаться. Возможно, не захотел делать это на ходу, дав возможность первым впечатлениям несколько "отлежаться".
Кстати, о впечатлениях. Мне впервые пришлось пройтись, а больше проехаться по знаменитому алюминиевому "городу" постройки 1964 года. Поймала себя на мысли, что, находясь на территории завода с рядами безликих заводских корпусов, легко потеряться во времени, такое ощущение, что оно остановилось. Но невысказанную мысль вскоре опроверг депутат Анатолий Матюшенко, заявивший, что ситуация на заводе меняется: "Надо признать, что само производство тяжёлое, с вредными условиями труда. Я рад тем подвижкам, которые произошли в последние годы на КрАЗе по экологическому оздоровлению. Завод стабильно работает".
Вскоре мы, облачённые в спецовку с надписью "РУСАЛ" на спине, в касках и респираторах, смогли увидеть и некоторые из этих "подвижек". С прошлого года в четырёх корпусах завода реализуется проект внедрения технических решений "Экологического Содерберга". Как рассказывал, не снимая респиратора, автор проекта Виктор Костецкий, в основе технических решений - новое устройство электролизёров. Основное отличие - это новая технология производства и использование анодной массы, так называемая коллоидно-анодная масса. Новая система газоудаления. О необходимости подобных изменений как раз и написал в редакцию наш неравнодушный читатель Владимир Сорокатый (выдержки из его письма мы давали в начале материала). Показали нам и работу модернизированных литейных агрегатов, занятых на производстве сплавов. Перед нами проплыл огромный, свыше 10 тонн весом, алюминиевый "кирпич", из которого изготовят потом банки для любимых "поколением пепси" напитков. Только вот в основном это будут зарубежные заводы, например, Кореи, Франции. В России пока один такой завод, и находится он в Самаре.
Заявленное в программе поездки на КрАЗ знакомство с работой газоочистной установки не состоялось. Выяснилось, что депутатская комиссия и принимающая сторона выбились из графика визита. Но в то, что здесь тоже есть сдвиги в сторону оздоровления экологии, депутатам предстоит поверить на слово. По этой же причине не было возможности пообщаться с другими сотрудниками завода, уже не из числа администрации. Поверим на слово, что средняя зарплата на заводе свыше 30 тысяч рублей, что по социальным программам ежегодно на каждого рабочего тратится по 26 тысяч рублей, текучесть кадров - около 4 процентов в год. На Красноярском алюминиевом трудится 4500 горожан, ещё 5500 человек - это сотрудники 23 подрядных организаций. Санитарно-защитная зона предприятия включает в себя 3700 гектаров, 3078 - в черте города. Несмотря на снижение уровня вредных выбросов, назвать эту зону безопасной для здоровья нельзя. Судя по вопросам, которые задавали депутаты, в частности, об объёмах рекультивации земель, программе озеленения и благоустройства, разговор, начатый в ходе этой поездки на завод, будет продолжен.
- Я был здесь с комиссией в 2007 году и сейчас и могу сказать, что сдвиги позитивные, конечно, есть, но они пока не такие значимые, поэтому планы у завода правильные в части внедрения тех технологических новшеств, которые позволяют снизить выбросы, - сказал под занавес поездки председатель постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству и экологии горсовета Сергей Литовчик. - Сегодня комиссия окончательного решения не выработает, создадим рабочую группу, которая займётся подготовкой постановления. В городе достаточное количество природоохранных предприятий, поэтому обратимся за информацией к ним, чтобы принять решения в интересах горожан, в интересах экологии, и чтобы они не подрывали устойчивую работу завода.
Устойчивой работе КрАЗа пока ничто не угрожает. Напротив, в кризисном 2008 году завод дал самый высокий за последние годы рост производства, но это не придало желаемого ускорения темпам реализации экологических программ.»
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО.На снимках: КрАЗ - лидер по вредным выбросам. "Экологический Содерберг" в действии. Готовая продукция - будущая прибыль предприятия. Нина СЕЛИНА."