Обмен ударами между генпрокуратурой и следственным комитетом завешается обменом кадрами
"Между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом (СК) идет война. Время от времени ведомства наносят друг другу удары, но очевидных успехов пока не добился никто. Серьезный урон Следственному комитету нанесла история с арестом начальника Главного следственного управления (ГСУ) Дмитрия Довгия в 2009 году. Довгий был обвинен в получении взятки и приговорен к девяти годам лишения свободы. СМИ, дружественные Генеральной прокуратуре, использовали этот случай и создали только что родившемуся комитету репутацию коррумпированного ведомства.
Было очевидно, что Следственный комитет не останется в долгу. Ответный удар СК нанес минувшей зимой, когда сотрудники ФСБ накрыли подпольное казино, хозяин которого, как выяснилось, был дружен с руководством прокуратуры Московской области. Более того, оказалось, что посредниками между игорным магнатом и прокурорами были люди Артема Чайки - сына генерального прокурора.
Набиравшая обороты скандальная история закончилась неожиданно – в кабинете президента Дмитрия Медведева. Глава государства, пригласив к себе Юрия Чайку и Александра Бастрыкина, сказал: «Брейк!»
Отдадим должное администрации президента, которая верно уловила суть взаимоотношений между руководителями Генеральной прокуратуры и Следственного комитета. Взаимная неприязнь глав двух ведомств подменяет то, ради чего, собственно, эти ведомства существуют. В мелкой борьбе главные задачи отодвигаются в сторону, уступая место изощренным интригам.
Сегодня в коридорах Генеральной прокуратуры бурно обсуждают главную новость: сюда на работу переходит нынешний исполняющий обязанности начальника Главного следственного управления Следственного комитета РФ Сергей Маркелов. Кто же этот «перебежчик»?
В свое время, а было это в 2005 году, Маркелов уже занимал в Генеральной прокуратуре весьма ответственную должность – был заместителем начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и одновременно начальником отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности. Его с этих должностей попросили в связи со скандально известным делом о поставках контрабанды из Китая в Россию. Напомню, тогда было возбуждено два уголовных дела, которые затем объединили и передали для расследования в следственное управление ФСБ. Контроль за расследованием дела осуществляло управление, одним из руководителей которого и был Маркелов.
В какой-то момент в ФСБ обратили внимание на то, что по расследуемому делу происходит утечка информации. В этом заподозрили Маркелова, сообщил анонимный источник на Лубянке. В сложившейся ситуации заместитель начальника управления вынужден был из органов прокуратуры уволиться.
Какое-то время Маркелов пересидел в Счетной палате, затем очутился в центральном аппарате МВД России в должности помощника заместителя министра. Там снова возник скандал: обнаружилась утечка секретной информации. Подозрение снова пало на Маркелова, но ему, говорят, вовремя подставил плечо тогдашний заместитель министра Сафонов. Из МВД Маркелову пришлось уйти, но он весьма удачно трудоустроился в Следственном комитете РФ в качестве заместителя начальника Главного следственного управления. А когда начальника ГСУ посадили, Маркелов занял его место.
В правоохранительных органах утверждают, что с именем Маркелова якобы связаны уголовные дела, возбуждение которых, а затем прекращение, происходили по весьма сомнительным мотивам. Один из таких примеров: дело в отношении одного из учредителей «Банка Москва» - странно возбуждено и не менее странно прекращено.
Много вопросов и по уголовному делу, возбужденному в связи с завладением земельным участком в Солнечногорском районе Московской области, на котором расположено более 200 объектов недвижимости. Стоимость земли и объектов, расположенных на ней, оценивается более чем в 500 млн долларов!
Дело тоже было сомнительным образом прекращено, а в результате в выигрыше якобы оказалась фирма «Ист-лайн». Трудно сказать, по какой причине и.о. начальника Главного следственного управления решил покинуть Следственный комитет, но в коридорах Генеральной прокуратуры обсуждают причину, по которой эту неоднозначную фигуру решили принять на Большой Дмитровке. Перебежчик, как известно, всегда ценен сведениями, компрометирующими своих бывших начальников. На войне, как на войне.