FLB: «Новый собственник прописал сибирское предприятие в оффшорной зоне - на далеком и благополучном острове Джерси. Такая схема позволяет платить минимальный налог на прибыль», считает экс-руководитель Красноярского алюминиевого завода Анатолий Быков
«Чужой для красноярцев. Так сегодня охарактеризовал КрАЗ его бывший владелец Анатолий Быков. В эксклюзивном интервью «Новостям 24» (Седьмой канал, Красноярск) он рассказал, сколько на самом деле может платить предприятие в краевой бюджет.
Он был у руля КрАЗа около 14 лет, поэтому о зарплатах, доходах и вредности этого производства знает больше многих. То, что сейчас происходит с предприятием, ставит Анатолия Быкова в тупик. Будучи депутатом законодательного собрания и присутствуя на сессии по обсуждению бюджета, он был и удивлен и возмущен. Для сравнения: раньше налоги от КрАЗа составляли 28% краевой казны, сегодня цифра уменьшилась почти в 20 раз. В результате регион получил дефицит в 18 миллиардов.
Анатолий Быков, экс-руководитель Красноярского алюминиевого завода: «На сегодняшний день, смотрите, на КрАЗе четыре с чем-то тысячи человек работает, налоги сократили в казну. Сегодня 1,2 или 1,5 процента. Зарплаты уменьшили, социалки нет. Наоборот, они должны жить в золотом яичке! Всё для них должно быть! Значит, эта разница пошла кому-то в карман. Куда она делась? Алюминия меньше не стало. Даже больше».
Алюминия, действительно, сегодня вырабатывается больше, чем в 1990-е годы. Например, в 2008 на заводе был зафиксирован рекордный показатель в один миллион тонн. Однако парадокс - несмотря на колоссальные доходы, КрАЗ в жизни города практически не участвует, хотя 10 лет назад у предприятия находились деньги и на строительство детских садов, и на новые школы, не говоря уж про Дни Металлурга со всеми звездами и новогодние праздники. Раньше именно КрАЗовская ёлка, а не главная городская, считалась самой роскошной и самой зрелищной.
Анатолий Быков: «Я даже не замечал, что это такое, когда мы содержали свои больницы, свои санатории, свои детсады, свои дома культуры, а для предприятия такого, как КрАЗ у нас в Красноярске, ну, я даже этого не замечал, это капля в море. …Мы премии выдавали машинами. Машинами! Может это сегодня дико звучит, но по итогу это так. Мы на 8- марта, на праздновании, я помню - я женщинам квартиры дарил, тем у кого больше 3 детей.»
Красноярский алюминиевый вошел в состав «РУСАЛа» в 2000 году. Новый собственник прописал сибирское предприятие в оффшорной зоне - на далеком и благополучном острове Джерси. Такая схема позволяет платить минимальный налог на прибыль. Однако депутаты подсчитали: если бы КрАЗ ежегодно отдавал полноценные суммы, то самые острые проблемы в городе удалось бы полностью решить.
Анатолий Быков: «Ну, я думаю, что хотя бы дороги построить. И дороги, и детсады, и больницы – те, которых у нас сегодня не хватает. … В 90-ые годы Красноярский алюминиевый помогал городу строить детские сады, школы, поликлиники. КРАЗ регулярно устраивал масштабные праздники, а его ёлка и ледовый городок ежегодно были самыми богатыми и зрелищными в Красноярске. Сегодня - из-за регистрации предприятия в оффшорной зоне мы не можем получить не то, что зрелищ, но и даже полноценный налог от доходов РУСАЛа. Зато экология Красноярска загрязняется регулярно»
Выход один - вернуть КрАЗу красноярскую прописку. Депутаты поднимают эту тему даже в Госдуме. Ну, а пока горожанам остается только ждать. Правда, при этом дефицит в бюджете меньше не становится.» Марина Мышко, Павел Иваницкий, «Седьмой канал»(Красноярск)
«Миллионы на социальные программы и миллиарды на экологию. С такими громкими лозунгами «РУСАЛ» начал пиар-компанию в Красноярске. Если верить рекламе, то Красноярский алюминиевый завод является образцовым предприятием, однако краевые депутаты сегодня высказали свое мнение относительно этой пропаганды.
С легкой руки рекламщиков КрАЗ превратился в достояние края! Если верить баннеру, то завод намерен потратить 82 миллиона на социальные программы. Экологии должна достаться вообще астрономическая сумма - 9 миллиардов рублей! Правда, о сроках получения этих денег не говорится ни слова. Что касается достояния, то это описание завода у некоторых краевых депутатов вызвало и смех, и удивление, и возмущение. Предприятие, которые ежегодно снижает бюджетные отчисления, зато регулярно наносит вред экологии, достоянием точно не назовешь, уверяют народные избранники.
Юрий Данильченко, депутат законодательного собрания Красноярского края: «Дерипаска, ему надо быть более внимательным, тем более, он наш земляк, и смотреть на эти вещи, и вкладывать в этот завод надо, а мы помним те времена, когда завод звучал».
Времена, когда завод звучал, хорошо помнит и другой депутат - Валерий Сергиенко. Он не раз бывал на заводе и признает: производство очень вредное. По его мнению, сегодня собственники КрАЗа фактически используют Красноярск, получая здесь миллиардные доходы и практически ничего не давая взамен. Бюджету и работникам предприятия достаются копейки.
Валерий Сергиенко, депутат законодательного собрания Красноярского края: «Работа электролизника, вот та атмосфера, в которой он трудится, мягко говоря, требует куда более высокого, на мой взгляд, денежного эквивалента его труда и ущерба его здоровью. Я знаю, что в советские времена электролизник на КрАЗе получал зарплату больше, чем председатель крайисполкома - нынешний губернатор».
Сегодняшняя зарплата российских губернаторов составляет порядка 100 тысяч рублей в месяц, так что можно легко посчитать, сколько недополучают сейчас кразовцы со средней зарплатой в 30 тысяч.
Учитывая, что в последнее время «РУСАЛ» звучит все чаще в негативном свете (снижение зарплат, налогов, плохая экология), то депутаты расценили новую рекламу не иначе, как попытку словом, а не делом поднять свою репутацию.
Однако народные избранники уверяют: плакатами здесь не поможешь. Лозунг о достоянии края хоть и звучит красиво, но на благосостоянии работников завода или на строительстве, например, детских садов никак не сказывается. Заработали лишь рекламщики.» Марина Мышко, www.trk7.ru"