Набережная в центре Ижевска, недавно возведенная президентом Удмуртии за миллиард рублей, сползает в пруд
"Склон набережной Ижевского пруда, которую заслуженный строитель РФ, президент Удмуртии Александр Волков с прошлого года считает главным достижением властей и новой визитной карточкой столицы Удмуртии, обваливается буквально на глазах. В настоящий момент зарытый здесь миллиард бюджетных рублей неконтролируемо и довольно быстро сползает в направлении пруда. Местные власти знают о происходящем, но сделать ничего не могут, потому что сделать ничего нельзя. Пока можно только наблюдать.
Все началось с Площади оружейников. В пятницу, 8 апреля, там колесом в брусчатку провалился школьный автобус с детьми. В образовавшемся круглом провале примерно метр на метр (и глубиной с полметра) два дня плескалась вода, пока в минувшие выходные яму не засыпали песком. Куда делось более кубометра земли из-под покрытия площади, так никто и не понял, но было ясно, что в склоне над тем местом, где девять месяцев назад под давлением президента и премьера Удмуртии Волкова и Питкевича в обход закона было снесено историческое здание правления «Ижстальзавода», началось движение.
В эти дни, несмотря на бессолнечную и холодную погоду, быстро таял последний снег. Исчезавшие заносы открывали все новые и новые сюрпризы: оказалось, что на набережной, перезимовавшей после реконструкции всего лишь один сезон, фактически нет живого места. Пройдясь пешком от Площади оружейников до монумента, корреспондент «Д» обнаружил многочисленные разрывы подмосковного дерна, уложенного на склонах, и искривление стальных оградок над историческим зданием бывшего завода Бодалева, вызванное медленным сползанием насыпи. Новые провалы в асфальте, смещение бетонных бордюров, щели и «волны» на брусчатке были обнаружены буквально через день, и ситуация продолжает меняться. На общегородском интернет-форуме «Марк» (а затем и по местным информационным лентам) начали гулять фотографии, посвященные этим дефектам, а в тот же день (понедельник, 11 апреля) в обед за Бодалевским заводом нашлось и место оползня – иначе это не назовешь.
Вид этого участка «ижевской Ниццы» сегодня вызывает оторопь. Пропитанный родниковой и талой водой склон под собственной тяжестью уплыл вниз, превратив в кашу металлическую ограду, дерн и брусчатку пешеходной дорожки, которая там проходила. Движение продолжается: наступая на фрагменты дерновой «расчлененки», ты физически ощущаешь, как они сползают еще на сантиметр-два под ногой. Из разрушенного склона бьют ручейки воды, промывающей себе разветвленные русла и скапливающейся в углублениях.
Самый верхний «ярус» набережной, прилегающий к Летнему саду, тоже пострадал. Кое-где там просто поехали вниз оторвавшиеся пласты дерна, но самое серьезное произошло примерно метрах в сорока к северу от ротонды. В этом месте несколько вертикальных трещин неизвестной глубины прорезали склон, как бы отсекая от парка им. Горького всё, что было там в прошлом году искусственно насыпано. Хуже всего, что эти трещины расширяются.
Прогноз строителя-проектировщика Геннадия Никифорова, члена Союза строителей СССР, самый неблагоприятный. По его словам, все это нельзя списать на естественную и неизбежную усадку, и шансов на то, чтобы начавшийся оползень сам собой остановился, не имеется. Главная проблема, о чем он предупреждал на страницах «Д» еще прошлым летом, заключается в отсутствии данных о гидрогеологии этого участка. Проще говоря, никто до сих пор ничего не знает о грунтовых водах на набережной, где они пролегают и куда выходят. До того, как президент Волков полез туда со своей реконструкцией, естественную защиту от оползня создавали корневые системы деревьев, которых там было много. Деревья все вырубили, и теперь в силу гравитации земля стремится занять наиболее устойчивую позицию.
Правильное гидрогеологическое исследование набережной Ижевского пруда могло бы встать бюджету Удмуртии в круглую сумму. Это многие десятки миллионов рублей: на склоны накладывается воображаемая сетка с ячейками примерно пятнадцать на пятнадцать метров, после чего в углах каждого квадрата пробивается скважина. Глубина может варьироваться от 6-8 до 20 и более метров. Стоимость каждой скважины – от 20 тыс. рублей. Далее исследование ведется в двух направлениях: геологи извлекают изнутри грунт и анализируют его качества на предмет «цепкости», а гидрогеологи изучают исход воды. В самых проблемных местах частота ячеек «сетки» должна увеличиваться, чтобы не пропустить родник, который может «потеряться» между скважинами.
Обобщенные результаты такого исследования должны лежать в основе строительного проекта. При этом задача водоотведения, грубо говоря, заключается в том, чтобы соединить маленькие родники в большой родник и вывести его через трубу в естественный водоем. Поскольку при реконструкции набережной Ижевского пруда ничего этого не было сделано, то воде, про которую ничего не известно (помимо того, что ее много), ничего не остается, кроме как ломать склоны.
В понедельник, 11 апреля, в администрации Ижевска было проведено совещание, которое не попало в официальные информационные сводки. По словам начальника производственного отдела муниципального учреждения «Горстрой» Неклюдова, представители УССТ №6, реконструировавшего набережную, «Удмуртгражданпроекта», проектировавшего ее, и городских властей пешком прошли от Площади оружейников до монумента и приняли решение собраться еще раз через неделю. Анатолий Макаров, руководитель информационно-аналитического управления аппарата Гордумы Ижевска, во вторник подтвердил корреспонденту «Д», что сейчас никаких экстренных мероприятий на объекте не ведется, так как не позволяет сезон. В то же время, по его словам, подрядчик (УССТ №6) в любом случае имеет обязательства по «приведению склона в то состояние, в котором он был на момент сдачи объекта». Еще один источник в администрации Ижевска, пожелавший остаться неназванным, утверждал, что «ситуация штатная», поскольку «все известно». Самый известный из ижевских специалистов в данном вопросе, руководитель «Удмуртгипроводхоза» Владимир Своекошин, сообщил, что не был извещен о проблеме (хотя должны были), и поэтому добавить что-то к официальным сведениям не может. Словом, пока что единственный видимый результат деятельности чиновников заключается в том, что в начале этой недели вокруг провалов на набережной появились сигнальные ленты-ограждения.
Главная проблема строителя – это его заказчик. Так считает еще один специалист, работавший на реконструкции набережной в прошлом году. По его словам, мнение Геннадия Никифорова насчет ближайшего будущего «юбилейной стройки» абсолютно справедливо, поскольку переделывать на берегу Ижевского пруда нужно вообще все. При этом бывший работник Спецстроя отвергает обвинения в «недобросовестности» строителей УССТ-6, указывая на то, что строители «сделали то, что на чертежах было нарисовано». К сожалению, исполняющий обязанности главного инженера УССТ-6 не смог ничего к этому добавить, попросту отказавшись от комментария. «Значит, давайте – никакого ЧП там не было, - высказался он в беседе с корреспондентом. – Все, заканчиваем»… К слову, бывший работник УССТ-6 рассказал корреспонденту «Д», что задолго до памятного визита премьера Владимира Путина в Ижевск в мае прошлого года это имя стало для строителей набережной главным местным пугалом. В последние два месяца перед сдачей объекта всё делалось в крайней спешке.
Осенью прошлого года набережная Ижевского пруда была передана на баланс муниципального выставочного центра «Галерея». Через расчётный счет этой организации на «благоустройство набережной» в конце прошлого года успел пройти последний 91 млн руб. из бюджета Удмуртии. На что были потрачены деньги, неизвестно. Все это произошло уже после назначения Дениса Агашина на должность главы администрации Ижевска.
Оправдываться за последствия своих решений заслуженные строители не спешат. Когда появились первые симптомы обвала набережной, президент Волков в эфире местных телекомпаний безапелляционно заявил: «Ничто в пруд не поплывет, уверяю вас». Это было 4 апреля. Тем не менее набережная, вышедшая из-под контроля президента Удмуртии, продолжает плыть. В отличие от республиканского руководства, затеявшего здесь в 2007 году грандиозную реконструкцию, чтобы было «как в Ницце», вода всегда находит выход. Или сама его создает. "