Благодаря нему все узнали о золотых кроватях для МВД и туалетных ершиках по 13 тысяч рублей для Смольного. И теперь мы его теряем?
"Федеральный закон № 94 — это закон о размещении госзаказа. Когда-то в его создании ключевую роль сыграла Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при поддержке министра экономики Германа Грефа. Был запущен сайт zakupki.gov.ru, после чего массово вскрылись мошеннические тендеры, откаты и приобретение пачками товаров премиум-класса для чиновников. Появились разоблачающие проекты «РосПил» Алексея Навального, zakupki_news газеты «Маркер», премия «Золотой Ёршик» от «Новой газеты» и питерского молодежного «Яблока». Прозрачность стала мешать «государству» и очень понравилась «народу».
На коллегии ФАС, где я присутствовала, глава ведомства Игорь Артемьев отметил: «Каждый гражданин может по сайту госзакупок найти любое безобразие, которое себе позволяют при покупке предметов роскоши государственные служащие. Это хорошо. Я знаю, что многие люди, которые читают сайт госзакупок, очень жестко на это реагируют, и эта реакция имеет свой результат. Если раньше абсолютно безопасно можно было купить все что угодно за деньги налогоплательщиков, то сейчас это становится проблематично».
В 2011 году всему этому может прийти конец.
Пока ФАС по поручению президента Дмитрия Медведева готовила поправки в закон, Минэкономразвития взялось за написание совершенно нового документа, предлагая отправить действующий на свалку истории. Не станет ли это шагом во вчерашний день? «Новая» попыталась разобраться в проблеме вместе с экспертами.
Чем вам плох 94-й ФЗ?
«До момента жесткого регулирования системы госзакупок многие ее участники получали хороший доход. Это одна из самых коррумпированных отраслей деятельности государства, поэтому источники нынешней грызни все отсюда», — уверена руководитель исполнительного комитета «Партнерства профессионалов госзаказа России» Екатерина Лезина.
Кроме сайта, окрещенного в прессе «руский Викиликс», 94-й закон принес в систему госзаказа массу нового и неудобного ворам.
Заработали пять площадок электронных торгов. Расширился список участников аукционов, что привело к увеличению конкуренции и снижению за счет этого стартовой цены. Торги стали открытыми, взяточники задергались. Публично обсмеянные в СМИ чиновники начали отменять заказы на дорогие машины и бриллиантовые часы. Благодаря 94-му закону полным ходом идет формирование независимого регистратора — базы данных, куда стекается вся информация о торгах и хранится там 10 лет.
Закон позволил увидеть, как проходят торги, дал доступ к документам аукционов. Обрисовал ситуацию с ценами, которые, как оказалось, берутся с потолка и прирастают дюжиной нулей. Он открыл нам сделки между родственниками, когда отец покупал у сына, муж продавал жене.
«Я считаю, что 94-й закон — это выдающийся прорыв в сфере размещения заказов, — говорил Игорь Артемьев в интервью «Новой» (см. № 144 от 22 декабря 2010 г.), — но некоторые коллеги действуют абсолютно по-российски. Они говорят <…> давайте разрушим все <…> потом возьмем самый плохой аналог в какой-нибудь западной стране и будем строить что-нибудь похожее на это».
Про демпинг и поправки
Безусловно, есть и минусы у 94-го ФЗ. Те, кто критикует закон, кричат: аукционы — сплошной демпинг, лазейка для жуликов. ФАС соглашается, но только с тем, что недобросовестные участники были и будут всегда. Президент Медведев публично гневается: на закупках ежегодно воруют триллион рублей! И делает вывод: виноват закон.
Закон несовершенен, а виноваты в первую очередь люди, полагают в ФАС, и в сжатые сроки обнародуют концепцию поправок в закон, дающую больше прозрачности. Против золотых «тронов» и «кроватей» придумано обоснование цены и введение запрета на люкс-товары. На коллегии ФАС Артемьев заявил: «Давайте сделаем так, чтобы «Газпром» все публиковал, как публикуют ведомства, давайте опубликует РЖД, любая госкомпания, которая задирает тарифы для наших граждан. Пусть расскажут, что они купили, из-за чего они все это положили в себестоимость и потом — в тарифы. Я почему-то думаю, что у нас значительная часть тарифов завышена из-за этого безобразия».
Федеральная антимонопольная служба представила проект поправок в закон о размещении госзакупок в начале марта. Его можно увидеть на сайте ведомства.
До свидания, мой любимый «Майбах»?
Главная задача поправок, как сказал бы Алексей Навальный, — «ткнуть острой палкой жуликов и воров», запретив им купаться в роскоши.
Как это сделать? По версии ФАС — привести в соответствие качество и цену. Сейчас они существуют независимо друг от друга. Недавний пример — сайт для Роспотребнадзора за 5 млн рублей. Заказ был выполнен за 5 дней, новый сайт почти не отличается от старого.
Второе предложение от ФАС — разобраться со стартовой ценой. Сейчас она берется с потолка. Предлагается прописать в законе алгоритм расчета и обоснования.
В-третьих, ФАС планирует запретить чиновникам покупать предметы роскоши. Никаких «Майбахов», часов с изумрудами, золотых унитазных ершиков. Для этого необходимо установить «верхний порог», который невозможно будет пересечь. Скажем, установить, что предельная стоимость автомобиля для служебных нужд — 300—400 тыс. рублей.
«ФАС и Минэкономразвития едины в борьбе против закупок товаров премиум-класса, — рассказывает Лезина. — Механизмы контроля чиновничьих трат уже заложены в законах РФ. Проблема в низком уровне общественного контроля в нашей стране. Процедура согласования продукции и установление стандартов ее закупки для каждого уровня ведомств, предложенная ФАС, мне кажется необходимой. Но и необходимо повышение общественного контроля. Сайт госзакупок — источник информации для любого заинтересованного гражданина».
С этим соглашается и Кирилл Кузнецов, генеральный директор центра эффективных закупок «Тендеры.ру»: «Сайт — это инструмент, он не сильно зависит от того, какая закупочная политика будет выбрана. Пока он еще в очень сыром виде, но если его доведут до ума, то, какое бы решение ни было принято, сайт останется. У нас бюджет формируется по прошлому году — заказчик получил 10 млн, на следующий год просит 12 млн. Ему выделяют, а дальше он решает, на что они пойдут. А правильнее другая система — заказчик до выделения средств определяет свою программу закупок на этот период и защищает ее, аргументируя необходимость запланированных трат».
Еще одна поправка в закон от ФАС — обязать профильные федеральные ведомст-ва разработать стандартные требования к приобретаемым товарам, в том числе к их инновационности. Имея перед глазами перечень стандартов, проще оценить, есть ли в госзаказе коррупционная составляющая.
Все эти и другие поправки — пока еще проект. ФАС не согласовывала его с иными ведомствами, а только представила общественности. «Поправки, предлагаемые ФАС, — давно назрели. Если бы не было грызни за концепцию развития системы, мы бы уже получили то, что действительно нужно заказчикам для работы на сегодняшний день. При этом мы ожидаем принятия политического решения, что тормозит ликвидацию существующих недостатков, которую и предлагает ФАС», — поясняет Лезина.
Другой закон
Между тем в борьбу за, а точнее против, 94-го ФЗ вступило Минэкономразвития, которое вовсю пишет альтернативный закон — о создании федеральной контрактной системы (ФКС). В идеале система обяжет чиновников обосновывать свои заказы, а также предполагает анализ всех государственных закупок. ФКС отлично работает за рубежом.
Дороги двух ведомств расходятся именно на 94-м законе. То есть на том, что является основой системы.
О том, как оппонент ФАС видит систему госзаказа, «Новой» рассказала Ольга Анчишкина, советник министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной: «Специалисты Минэкономразвития России совместно с экспертным сообществом, с представителями заинтересованных федеральных ведомств, органов власти субъектов РФ, уполномоченных на размещение заказа, и с бизнесом в формате широкой дискуссии готовят концепцию нового закона о закупках. И, по мнению большинства специалистов, этот закон должен заложить правовые основы для формирования и обеспечения функционирования федеральной контрактной системы. Концепцию отличает высокая степень новизны предложений. Необходимо заложить правовые основы для создания в сфере закупок полного технологического цикла: от этапов прогнозирования и планирования обеспечения государственных (муниципальных) нужд, через размещение заказа, мониторинг и контроль исполнения контракта до приемки и анализа его результатов, оценки эффективности обеспечения государственных (муниципальных) нужд и предпринятых закупочных решений».
Также Минэкономразвития предлагает учитывать специфику контрактов по отдельным типам продукции. Поэтому предлагается расширить способы размещения заказов. «Режимов закупки должно быть больше, чем предусмотрено действующим 94-м ФЗ, — объясняет Ольга Анчишкина. — И поручения президента РФ и председателя Правительства РФ о новых способах заключения сделок, об особых порядках контрактования по решению Правительства РФ сложной инновационной техники, о новых процедурах размещения заказов на НИОКР — уже даны».
Как отмечает Кирилл Кузнецов, «мировая практика говорит, что инструментарий у заказчика должен быть гибкий. Есть задачи, когда можно выбрать только по цене, есть — когда только по квалификации. Например, закупка инновационной продукции, когда не только цена важна, но и то, насколько это передовое решение, новые технологии, перспективы использования. Иногда не так важна цена, сколько общеэкономический эффект. В мировой практике много разных вариантов процедур конкурентных закупок. У нас этот список, изначально в 94-м ФЗ и так весьма ограниченный, постепенно сводят к электронным аукционам. Когда мы достроим первый элемент системы — введем дисциплину, жесткие нормы против коррупции, возникнет вопрос — покупать не только дешево, но и эффективно. Здесь нужны будут другие инструменты».
ФКС также предполагает «регламентировать сам выбор режима поставки, ввести персональную ответственность заказчика (закупщика) за принятые закупочные решения». Возможность закупки у единственного источника будет значительно урезана и жестко регламентирована. «Предлагается ряд мер по предупреждению демпинга, по обеспечению надежности поставок, надлежащего исполнения контрактных условий и многое другое».
Ольга Анчишкина говорит: «Реформирование 94-го ФЗ продолжается. За время его применения в закон уже внесено 24 пакета поправок. Готовятся — еще 15. Их необходимость была определена президентом РФ и председателем Правительства РФ. Ясно, что конструкция закона существенно меняется уже сейчас. И новый закон о ФКС — это приведение правовой базы в сфере закупок в соответствие с уже идущими реалиями».
В Минэкономразвития обещают сохранить открытость системы госзаказа, нашумевший сайт получит в помощь пару дополнительных площадок, на которых каждый сможет увидеть не только сам аукцион, но все, что ему предшествовало, а также результат закупки.
Кирилл Кузнецов видит ситуацию так: «Позиции Минэкономразвития и ФАС раньше были достаточно близки — сейчас они разделились. ФАС считает, что тот путь, по которому мы шли ранее, правильный — все свести к электронным аукционам. Минэкономразвития думает по-другому — они говорят, что надо смотреть на всю цепочку: от момента, когда формируется бюджет, дальше на определение стоимости контракта, затем на размещение заказа, то самое звено, которое сейчас выполняет 94-й закон, и дальше — как выполняется контракт, насколько эффективно решена задача. ФАС не возражает против того, чтобы учитывать результаты и начальный этап заказа, но считает, что все это можно решить в рамках 94-го закона. Министерство же говорит, что принципиально нужно пересматривать всю систему и строить ее от начала до конца заново».
То есть «приведение в соответствие с реалиями» не отменило того, что Министерство предлагает «убить» 94-й ФЗ.
Екатерина Лезина пояснила «Новой»: «ФКС на сегодняшний день — это одна большая дыра. Механизмы реализации изложенных в ней предложений — отсутствуют. В ней достаточно нелогичности, противоречивости. Например, в ней предлагается жестко регулировать такие процедуры, как планирование, контроль за исполнением контракта. При этом в свободном полете и во многом на усмотрение заказчика остаются процедуры размещения заказа. То есть двойные стандарты. Либо мы заказчику доверяем, и тогда нам не стоит так регулировать процедуры планирования и контроля за исполнением контракта, либо мы ему не доверяем, но тогда и процедура размещения заказа должна быть не менее жесткой, чем она есть сейчас. Вместе с тем в настоящее время законодательством Российской Федерации уже предусмотрены (Бюджетным кодексом, Гражданским кодексом) процедуры планирования и контроля за исполнением контракта. Но в настоящее время они не работают. Главный минус ФКС, с моей точки зрения, — в ней не предложено механизмов, ясно демонстрирующих, почему завтра вдруг начнет все работать».
То, что сейчас в системе госзакупок не все в порядке, — очевидно. Именно поэтому президент поручил поработать над новой редакцией. «Только предложение Минэкономразвития — уничтожить все то, что было, и делать опять что-то новое (с новым финансированием) — вызывает сомнения в адекватности. Уничтожить все, что наработано, в том числе прозрачную открытую систему. Заказчики уже устали от реформ, они хотят одного — чтобы законодатель дал им просто поработать», — говорит Екатерина Лезина.
Свободная касса!
Пока эксперты прогнозируют, чиновники продолжают закупать. Предлагаем свежий обзор. Все было найдено простым методом просмотра сайта zakupki.gov.ru. Надеемся, что это простимулирует законотворчество и направит его не по пути уничтожения, а на перезагрузку.
В лидерах — запрос котировок на «клубничку»: «Услуга системы спутникового телевидения НТВ-Плюс» (заказ № 0318200017511000002 от 4 марта).
Цена: 495 тысяч рублей за три месяца. Заказчик — Государственное казенное учреждение по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края. В проекте госконтракта говорится: «Исполнитель обязуется <…> оказать услуги системы спутникового телевидения НТВ-Плюс-Базовый расширенный пакет + «Суперспорт» + «VIP-кино» + «Ночной» + HD TV, модель терминала THOMSON 4000 NTV+». Что смутило? Пакет «Ночной» — это три эротических канала: Hustler TV, «Русская ночь» и Playboy TV.
Кстати, после публикации в «Новой» и шума, поднятого в интернете, заказ отменили. Администрация края заявила, что закупка — недоразумение. Отказался от скандальной закупки и дагестанский министр: мы писали о ней 3 марта. Тогда министерство финансов Республики Дагестан объявило открытый аукцион в электронной форме на поставку «легкового автомобиля (номер извещения 0103200001211000002) за 8 млн 500 тыс. рублей. Автомобиль должен был быть бронированный, навороченный различными девайсами и т.д.
Еще один заказ премиум-класса: «Мебель для внутренних войск МВД России, банный комплекс (номер извещения 0373100047311000017). Стоимость контракта — более 2,3 млн рублей. В заказе: коллекционные полочки с резными медведями, столики, стулья, барная стойка из натуральной сосны — всё ручной работы, бильярдный стол, ЖК-телевизоры, тренажеры, диваны и пр.
Наконец, заказ № 0173100009611000013 от 5 марта: «Выполнение работ по изготовлению медальона подарочного настольного». Заказчик — аппарат Государственной думы. Стартовая цена — 189 тыс. рублей за 30 медальонов. Получается — более 6 тыс. за каждый сувенир. Подробности (орфография и пунктуация источника): «Медальон подарочный… должен быть выполнен в технике художественной гравюры на металле и представлять собой декоративную тарель круглой формы. На дне тарели по матовому бело-золотистому фону должна быть изображена круглая детально проработанная панорама основного здания Государственной Думы РФ и окружающих его строений (вид слева от Манежной пл.), выполненная в золотом цвете».
P.S. На сайте «Единая электронная торговая площадка» появилось коллективное обращение участников торгов к президенту и председателю Правительства РФ в защиту 94-го закона. Письмо уже подписали 223 участника размещения государственного заказа."