- Здесь живет гражданин Плужников?- этот вопрос задали в 8 утра , настойчиво позвонив в дверь, два милиционера, перебудив всех соседей по лестничной клетке. - Открывайте, мы к нему с приводом, вам повестка на допрос. И уже через 5 минут ничего не понимающего журналиста Сергея Плужникова повезли на допрос в милицейском воронке. Соседи потом долго гадали, что же такого мог натворить Серега, приличный вроде бы с виду человек...
Из сообщений газеты "Завтра" : "Шариатский суд Чечни приговорил журналиста Алексея Челнокова к смертной казни за публикации, дискредитирующие лидеров чеченского народа"
Из информационно-аналитической программы Сергея Доренко: "...служба безопасности Группы Мост отслеживала сообщения, приходящие на пейджер журналиста Сергея Соколова..."
"Веселая жизнь у ребят. Да кто они, собственно, такие и чем занимаются? Да ничем, собственно, заметки пишут. И самое забавное, что статьи свои они публикуют последние полгода не только в многотиражных солидных изданиях, но и в Сети. Той самой непонятной и малодоступной пока для миллионов простых россиян всемирной сети Интернет..На месте Союза журналистов я бы наградила эту троицу какой-нибудь почетной грамотой "За популяризацию Интернета среди руководителей кремлевской администрации, министров, депутатов Госдумы, генералов МВД и ФСБ." Это было бы справедливо, потому что именно благодаря их безшабашным расследованиям многие чиновники и депутаты впервые удосужились заглянуть в свой компьютер, стоящий на рабочем столе, как правило, "для мебели". Да и как не заглядывать, если они там такое пишут про Путина, Березовского, Абрамовича, Рушайло, про всероссийский криминалитет и даже о коммунистах не забывают. Достаточно почитать заголовки их материалов: "Вилла Путина на Комсомольском озере", "Кандидат N1 в президенты не хочет, чтобы его дети жили в России", "Скоро грянет "путингейт", "Уголовное дело Путина", "Шойгу запустил руку в закрома Родины", "Куда Абрамович Свиней не гонял", "Откуда у Березовского ангольская грусть" ( это материал о контрабанде алмазов), "Спецслужбы олигархов", "Правда не продается, она только покупается" (это - о "заказной журналистике), "КПРФ финансировалась на "чеченские" деньги".... Ни в одной нормальной газете, ни один здравомыслящий главный редактор "этого всего" не опубликует. Вернее, в газете, контролируемой Гусинским, с удовольствием напечатают какую-нибудь гадость про Березовского. И наоборот. А так ,чтобы все вместе, всех - без разбору... Вспомните, в какое время теперь живем. Не для того олигархи все последние 5 лет скупали газеты, чтобы теперь в них о них можно было заикаться о ", да еще о свободе слова" и любимой присказке 80-х "гласности". Собственно, из-за этой беды с возрождающейся цензурой в печатных СМИ и начался у Плужникова-Челнокова-Соколова роман с Интернетом.
Бегство в виртуальную реальность
У этих 35-летних парней довольно большой опыт работы в подцензурной печати времен Советской власти. Они помнят такие волшебные слова как "Главлит", "литовать тексты", "УГ" вполне освоили искрометное умение "писать между строк" и знают, что такое "подтекст". Соколова даже два раза пробовали выгнать из "Комсомольской правды" по настоянию ЦК ВЛКСМ и один раз лично по указанию секретаря ЦК КПСС Егора Кузьмича Лигачева . Но дело в том, что за прошедшие годы перестройки и начинающей российской демократии они, как и вся остальная журналистская братия, почувствовали вкус к нормальному "некастрированному" слову и поэтому возвращаться к былому как-то не захотели. Несколько лет они проработали, пожалуй, в самой "отвязной" российской газете "Совершенно секретно". Вполне понимали своего главного - Артема Боровика, который умело и бесшабашно лавировал среди острых политических рифов. Иногда Артем, зная, что тучи сгущаются, говорил: "Ребята, давайте подождем. До следующего номера." С кем-то связывался, кого-то уговаривал, интриговал и ... печатал. А потом получал по полной программе. Но не так сильно, если бы не убеждал и не интриговал. А один раз отдел расследований безоговорочно согласился с его правкой - когда из монументальной статьи "Осень олигархов" о злодеяних Авена, Березовского, Ходорковского, Потанина и др. была вычеркнута глава о главе Инкомбанка Владимире Виноградове. Артем объяснил, что как раз в это время банкир очень тяжело болел и был на грани жизни и смерти. Потом случился дефолт. Отдел расследований "Совершенно секретно" разбрелся по разным газетам, вкусил все прелести олигархической журналистики Потанина, Березовского, Лужкова и Гусинского. Пока, наконец, в их головах не созрела идея уйти в Интернет. Это почти как - "На волю! В пампасы!" Так в декабре 1999 года Рунете появился сайт www.flb.ru - Агентство федеральных расследований FreeLance Bureau.
О борьбе с ветрянными мельницами
В качестве эмблемы своего агентства эта троица избрала знаменитый рисунок Пикассо - Дон Кихот, сражающийся с ветрянными мельницами. Таким образом свою деятельность они оценивают довольно иронично. Известно, что все подвиги рыцаря печального образа всегда заканчивались шишками и зуботычинами, а мельницы и политические жернова как крутились испокон веков, так и вертятся. И это нормально. Не дело репортеров увлекаться политикой, главное, чтобы информация вырвалась из глубин чиновных кабинетов и загуляла по всемирной Сети. А люди -прочтут и во всем разберутся. За полгода своего существования Агентство федеральных расследований FLB добилось главного - влиятельности. Не каждый может похвастаться тем, что его труды внимательно читают в Кремле, Белом доме, на Лубянке и на Житной. Рассказывают, что во время одной из немногих встреч Путина с мэром Москвы Лужковым накануне президентских выборов, кандидат N 1 спросил у тогда еще мятежного лидера "Отечества": "Что это вы, Юрий Михайлович, делаете в Интернете?" Путин имел в виду статьи flb.ru, посвященные его бурному петербургскому периоду. Видимо, ему с умным видом доложили, что вся деятельность журналистского агентства проходит под непосредственным кураторством "Отечества". Иначе откуда возьмется столько документально подтвержденной информации о коммерческой деятельности ВВП? Те же источники рассказали, что Лужков тогда не на шутку испугался и стал заверять, что вообще толком не знает, что такое Интернет . А откуда, в самом деле, столько информации? Все очень просто - поработайте десять лет в жанре репортерского расследования, выпейте столько водки, пива, коньяка и виски со следователями, оперативниками всех спецслужб и "важняками" (это следователи по особо важным делам Генпрокуратуры.), а так же с депутатами, дипломатами, бывшими министрами и т.д. Попадите вместе с ними за эти годы в различные переделки. И у вас все получится. Потому что власти и времена меняются, а нормальные мужики всегда остаются мужиками.
"А вам не страшно?"
Этот вопрос почему-то чаще других задают Челнокову,Плужникову и Соколову. На что Соколов отвечает, что "вроде бы не в Колумбии живем", Плужников повторяет концовку одного из анекдотов:"А меня-то за что?", а Челноков настолько неуловим, что даже товарищи "по компьютеру" не всегда его могут найти. Просто они считают, что главное - не стоит переступать ту хлипкую грань, которая разделяет профессию журналиста от бизнеса и большой политики. Если ты репортер, то и будь им. Мстить журналисту бессмысленно так же как ,например, следователю. Однажды эту мысль за бутылкой супердорогого коньяка выразил бывший начальник "Росвооружения" Александр Котелкин. Бывшим он стал сразу же после публикации Соколова и Плужникова "Как торгуют оружием в России". Каким-то образом (видимо служба безопасности "Росвооружения" работает неплохо) Котелкин узнал, что готовится материал о его достижениях на оружейном фронте . Плужникова и Соколова разыскали и они в результате в чем были ( в довольно затрапезном и небритом виде) оказались в кабинете человека, "стоящего" от 2 до 3 миллиардов долларов в год. Разговаривали про жизнь. Три часа. В приемной ждали два директора крупных оборонных предприятий. Но Котелкин знал, что именно эта публикация, именно эти факты могут стать катализатором его отставки. Так и вышло. Статья попала на стол премьера Черномырдина, который к тому времени давно уже искал повод отставить от торговли оружием "команду Коржакова". А самое интересное для Соколова и Плужникова прозвучало в конце разговора. "Говорят, что за эту статью вы получили 50 тысяч долларов,- сказал Александр Иванович,- Если бы это было так, то, поверьте, мы бы с вами разговаривали иначе, а я - вообще бы не разговаривал." Как говорят "иначе" - всем было понятно.Надо признать, что несмотря на все свои проделки на посту шефа "Росвооружения", Котелкин прекрасно понимал очевидную вещь - парни делают свою работу. Деньги за эту статью журналисты,разумеется, получили: гонорар в 100 долларов. Страшно может быть только в одном случае - если ты являешься единственным обладателем каких-то "убойных" документов. Тогда, конечно, всякая ерунда может случиться. Но в нашей стране все так устроено, что о "сенсационных" для читателя материалах знают зачастую десятки чиновников, даже если на документе стоит гриф "совершенно секретно" , экземпляр единственный.. Если об этом не напишет этот журналист, то напишет другой. Поэтому стоит ли тратить силы и нервы на этих "писак".
Логика жанра
За две недели до выборов один олигарх, прочно, как и все олигархи, связанный с Кремлем, пригласил к себе главного редактора FLB Соколова и сказал: "Сережа, я к тебе хорошо отношусь, вы талантливые ребята, и именно поэтому хочу тебя предупредить - если вы еще раз напишите что-нибудь про Путина, у вас начнутся неприятности. Вы идете по минному полю, пишите что хотите и о ком хотите. Но ты понимаешь, что время уже изменилось. И я тебе по-дружески говорю - вы погорите. Не знаю что будет - прервут аренду и выставят из офиса, от вас откажется ваш провайдер, возбудят какое-нибудь уголовное дело . Все может быть. Думай." Из двух предсказаний олигарха на сегодняшний день сбылись два: Агентство федеральных расследований попросили очистить помещение, которое ребята арендовали в "Литературной газете" и вроде бы началась доследственная проверка с целью возбудить уголовное дело "по клевете" за статью "Скоро грянет "путингейт". Хотя какая там клевета? Впрочем, был бы журналист, а статья найдется. - И что вы теперь будете делать?- поинтересовался я у Челнокова-Плужникова-Соколова? А что делать, сказали они, то же, что и раньше - писать. Понимаешь, это же логика жанра. Представь, приходим мы к какому-нибудь олигарху и советуем ему прекратить его беспрерывное накопление капитала, он бы и рад остановиться, но нельзя, это его работа, это логика его жанра - бизнес. Так же и с нами - или ты пишешь о том, что происходит в стране и что со страной вытворяют отдельные персонажи, или тебе следует переквалифицироваться в фенологи и писать о красках лета и бабочках.
Фрилансеры Сети
Если вы забредете на сайт FLB и нажмете на кнопку "о редакции", то прочтете: "Агентство такое-то, создано для того, чтобы со временем объединить репортеров, работающих в жанре журналистского расследования. Мы открыты для сотрудничества, пора реабилитировать жанр, оскверненный политиками. Агентство не преследует никаких иных целей и задач кроме профессиональных (см. Кодекс профессиональной этики российского журналиста)" Просто, хотя и несколько высокопарно. За полгода существования интернетовские фрилансеры собрали в агентстве неплохую команду. "Наша задача снимать информационные сливки и за это хорошо платить", - говорит редактор отдела расследований Сергей Плужников, а он самый обстоятельный и резонный в этой компании. Сейчас FLB подобрало себе собкоров более чем в десяти городах (Питер, Брянск, Волгоград, Красноярск, Омск, Барнаул, Киев, Рига...) Причем это лучшие журналисты в своих регионах.Критерий простой - у каждого из них огромные неприятности со своим губернским начальством: слишком много всего откровенного они успели написать. Поэтому таким "отпетым" светит лишь одна дорожка - в Агентство федеральных расследований. Вроде бы до Интернета цензура еще не добралась. "Кремлевские читатели это ерунда, - любит хвастаться извечный соавтор Плужникова и по совместительству главный редактор FLB Сергей Соколов.- У нас есть постоянные пользователи даже в Нигерии и даже в Сьерра Леоне. Так что, прорвемся!" "