Претензии к Банку Москвы уличили Лужкова в коррупции
"Миноритарные акционеры Банка Москвы могут продать свои доли ВТБ, однако акции будут выкупаться по той же цене, что была заплачена московскому правительству, заявил глава ВТБ Андрей Костин. Между тем в СМИ появилась информация о том, что крупный акционер, президент Банка Москвы Андрей Бородин, уже продал свой пакет ВТБ за полтора миллиарда долларов. Причем бывший мэр Москвы Юрий Лужков теперь требует от Бородина половину этих денег. Подробнее – корреспондент "" .
Структура собственности Банка Москвы достаточно запутана. По официальным данным, на начало года в собственности столичного департамента имущества находились 46,5% акций банка. Еще 17% город контролировал через "Столичную страховую группу". Нынешний основной владелец кредитной организации, банк ВТБ, выкупил акции московского правительства, а также блок-пакет "Столичной страховой группы" и получил за 103 миллиарда рублей почти 51% в капитале Банка Москвы. Еще примерно 4% акций ВТБ достанется по соглашению с американским банком Goldman Sachs. Согласно открытой информации, президент Банка Москвы Андрей Бородин вместе со своим советником Львом Алалуевым владеют 20-процентным пакетом акций.
По данным СМИ, доля Бородина в банке больше – 26%. И как раз этот пакет, по данным интернет-портала Life News, Бородин на прошлой неделе смог продать ВТБ за полтора миллиарда долларов. Но тут на банкира обиделся Юрий Лужков. Life News сообщает, что бывший мэр Москвы уверен, что ему положена половина денег от продажи акций банка. Причем в частных беседах он якобы называл Бородина чуть ли не "кидалой". По этой информации, Лужков всегда относился к банкиру, как к собственному сыну, а именно - поставил его во главе Банка Москвы и помог превратить банк в один из крупнейших в России.
По словам научного сотрудника Центра развития ВШЭ Дмитрия Мирошниченко, Андрей Бородин действительно многим обязан Юрию Лужкову.
"Не секрет, что подобного успеха в плане обретения имущества Бородин никогда бы не добился, если бы ему это не было позволено бывшим мэром Москвы. А какие у них были неформальные договоренности - об этом знают только они", - уточняет Мирошниченко.
Эксперты считают, что Юрий Лужков оказался заложником собственной системы. Если даже у него есть какое-то соглашение с Андреем Бородиным по поводу акций Банка Москвы, то, придав его гласности, бывший мэр фактически признается в коррупции, говорит Дмитрий Мирошниченко.
"Хватит ли духу Юрию Михайловичу, если есть какие-то документы, их предъявить? Тогда ведь будет понятно, на каком основании проходили такие теневые сделки и как он, будучи главой города Москвы, фактически совершал сделки в пользу своего кармана", - отмечает Мирошниченко.
С другой стороны, маловероятно, что у Юрия Лужкова и Андрея Бородина вообще были какие-то письменно зафиксированные соглашения, отмечает председатель наблюдательного совета компании "2К Аудит – Деловые консультации" Анатолий Кабанов.
"Человек, который планировал работать до конца своих дней, исходя из его менталитета, не должен фиксировать какие-то договоренности на бумаге. Соответственно, если они и были, то это на уровне: я тебе дал, ты подержи, потом когда-нибудь отдашь", - рассуждает эксперт.
Андрей Бородин возглавляет Банк Москвы более 15 лет. При нем банк вошел в пятерку крупнейших в стране. Однако решающую роль во взлете этой кредитной организации сыграло распоряжение Юрия Лужкова перевести бюджетные счета столицы для обслуживания в Банк Москвы."