Вечером 10 июля интернетное Агентство федеральных расследований, известное также как FreeLance Bureau (FLB), закончило публиковать базу компрометирующих материалов на 150 российских политиков, бизнесменов и журналистов.
" Публикаторы переработали "сырье" объемом 90 Мб (что равно 56 томам собрания сочинений В.И. Ленина) и предъявили публике около 30 Мб отредактированного текста. Однако и в этом виде "база данных" многократно превышает все публиковавшиеся ранее компроматные выбросы. Теперь все желающие могут ознакомиться с личной жизнью не только политиков и олигархов, лишивших себя права на приватность самим выбором профессии, но и лиц более-менее частных - журналистов. В той степени, в какой сами журналисты якобы становились объектом интереса спецслужб.
Глава агентства Сергей Соколов заявил, что его сотрудники сделали все, чтобы не дать информации к размышлению "для киллеров". Они несколько дней забивали "звездочками" номера домов, квартир, паспортов и телефонов героев своих публикаций. Однако вряд ли эта "недосказанность" станет утешением для чьей-нибудь жены, которая узнает из "секретных материалов", что ее муж снимает где-то квартиру и приводит туда девушку. Правда, большинство попавших в "базу" журналистов, с которыми разговаривали корреспонденты "МН", уверяли, что сведения об их жизни - "чистой воды туфта", и даже не в "компроматной" своей части, а в том, что касается обычной жизни и бытовых привычек.
Любопытно происхождение "базы". В анонсах и рекламе она представлялась как "база данных Департамента безопасности группы "Мост" Владимира Гусинского". Однако на пресс-конференции в конце прошлой недели сотрудники агентства признали, что, обрабатывая информацию, обнаружили следы работы как минимум четырех спецслужб, причем не только частных, но и государственных. Первым, к примеру, вряд ли по силам вести наружное наблюдение, которое считается самым дорогим. По словам Сергея Соколова, этим - часто по заказу со стороны - занимаются в основном государственные спецслужбы, а готовые сведения просто перепродаются в другие руки.
Тем не менее Соколов горячо опроверг предположение, что "база данных" представляет собой обычный "слив", инициированный властью, которой сильно хочется "замочить Гуся", то бишь скомпрометировать в общественном мнении Владимира Гусинского. "Во-первых, мы купили эту "базу" за деньги, а во-вторых, за ее публикацию нам уже несколько раз угрожали по телефону. Одна надежда на поддержку коллег", - обиженно полемизировал с журналистами Соколов.
В любом случае эта публикация говорит о том, что в России сложился весьма развитый рынок покупки и продажи компромата. Некоторые эксперты, опрошенные корреспондентами "МН", уверяли даже, что "выброс имени Моста" свидетельствует о застое на этом рынке и превышении предложения над спросом: "зерна информации, представляющие общественный интерес, оказались перемешаны с массой "мякины", и все это было продано за сравнительно небольшую сумму".
Основные каналы "рынка компромата" и расценки на него утвердились примерно к середине 90-х годов. Компроматом наловчились торговать представители частных спецслужб, сохранившие связи со своими коллегами на госслужбе. Между "частниками" и "государственниками" сложились своего рода "симбиотические" отношения, поскольку сотрудники госучреждений лично старались не вступать в контакт с потенциальными покупателями.
Самым распространенным и дешевым товаром стали оперативно-аналитические материалы. Однако они пользовались не слишком большим спросом у журналистов, поскольку опирались на данные "оперативных источников": материалы наружного наблюдения, "прослушки" и тому подобное. Получив такую папку, журналист, как и следователь (официальный адресат информации), оказывался перед нелегкой задачей добывания доказательств: поиска документов, свидетелей и пр. Потому "оперативки" не стоили почти ничего - или 100 долларов (дешевле не бывает), или же отдавались "своим" журналистам бесплатно. Кстати, по мнению специалистов, информационная база якобы Департамента безопасности группы "Мост" сверстана большей частью именно из таких материалов и, не будучи подкреплена документами, могла быть буквально "сочинена" продавцом.
Куда большую ценность представляют материалы уголовных дел. Их стоимость может доходить (в зависимости от объема и заинтересованности покупателя) до 600 долларов. Рассказывают, что для человека со связями не представляет проблемы купить материалы следствия с показаниями... на себя самого. Кто "настучал", можно выяснить непосредственно "в процессе".
Ценность для журналистов представляют, как известно, и исторические материалы. Недавно "по рынку" ходило уголовное дело Берии - торг за него шел от суммы 300 условных единиц. Между тем с подобными архивными документами имеют право знакомиться только родственники или специалисты, и то с оформлением допуска и без права копирования.
Еще один вид "продукции" - это материалы служебных расследований, "уплывшие" из разных министерств и ведомств. Происходит это чаще всего в результате реорганизации. Чем чаще реорганизовывается структура, тем больше "беспризорных" архивов и жаждущих заработать отставников. Не так давно были проданы несколько "дел" с кучей секретных грифов и пометок типа "после прочтения сжечь" на бывших высокопоставленных чиновников Администрации президента. Впрочем, цены на них не превышали 1000 долларов, а порой были и вовсе символическими: 20-30-50 долларов. Это "устаревший компромат", касающийся тех, кто давно покинул авансцену российской политики и бизнеса, а значит, почти перестал интересовать как врагов, так и журналистов.
Между тем именно враги (конкуренты по бизнесу или политике) и журналисты являются главными покупателями компромата. По мнению экспертов, чаще в этой роли выступают именно бизнесмены: они либо сами скупают компромат, либо по их заказу это делают РR-структуры. Заказчик называет только "цель" пропагандистской кампании, а что и как пустить в дело - это уже решают пиарщики. Любопытно, что при не слишком высоких ценах на сам компромат стоимость кампании, начинаясь с 10 тысяч долларов, может доходить до 150 тысяч. Масс-медиа используются как канал "слива". А уж купят ли они эту информацию, получат ее бесплатно или просто опубликуют за деньги, - это вопрос везения пиарщиков и интереса "объекта разработки" для широкой аудитории.
Как на любом рынке, и продавцы, и первичные - "оптовые" - покупатели заинтересованы в завышении цен на "продукт". На пресс-конференции сотрудники Агентства федеральных расследований рассказывали, что "так называемая база данных "Моста" выставлялась на рынке еще в 1998 году за... 350 тысяч долларов, а через год за нее просили уже 50 тысяч". Агентство же якобы купило ее за еще меньшие деньги - "по демпингу". Что поделаешь - лето, и "деловая активность" почти на нуле.
Впрочем, как ехидно заметил один из собеседников "МН", пока зарплата полковника ФСБ будет эквивалентна 100 долларам США, вряд ли рынку компромата грозит полное "увядание". "
11.07.2000
Анна Остапчук, Евгений Красников Московские новости