Нарушения в мэрии Юрия Лужкова найдены аудиторами всех уровней
"Одновременно два аудиторских госведомства нашли серьезные финансовые нарушения в столичной мэрии. Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин вчера оценил в 230 млрд руб. "многочисленные нарушения" в транспортном комплексе мэрии. До половины нарушений зафиксировано в системе транспортных госзакупок, в результате чего 1 км построенного метро обходится бюджету в сумму до 6,9 млрд руб., а 1 км автодороги — до 4,8 млрд руб. У контрольно-счетной палаты Москвы претензии к завышенным тратам на содержание чиновников — расходам на арендную плату за офисы, телефонную связь и служебные автомобили.
"Счетной палатой России в результате проверок в Москве выявлены многочисленные финансовые нарушения, сумма которых, по предварительным оценкам, может достигать 230 млрд руб.",— заявил вчера глава федерального аудиторского ведомства Сергей Степашин. По его словам, нарушения в столичной мэрии выявлены по итогам ее деятельности за последние два года. Имен ведомств-нарушителей и конкретных чиновников господин Степашин пока не назвал, а в пресс-службе Счетной палаты заявили, что это будет сделано на завтрашней коллегии ведомства, где будут представлены окончательные результаты аудиторской проверки.
В конце 2010 года аудиторы Счетной палаты РФ уже называли схожую цифру нарушений в столичной мэрии — 232 млрд руб. Напомним, что в ноябре 2010 года столичный мэр Сергей Собянин просил Сергея Степашина провести аудит всего транспортного комплекса города. Проверка была поручена аудитору Сергею Рябухину, который заявлял о нарушениях в "Мосгортрансе", "Мосметрострое", столичной подземке и шести департаментах мэрии по итогам их финансовой деятельности в 2008-2010 годах. По словам господина Рябухина, нарушения были обнаружены именно на сумму 232 млрд руб., причем больше всего (на 122 млрд) их было найдено в системе транспортных госзакупок в Москве. Нарушения на 85 млрд руб. были найдены в порядке предоставления бюджетных инвестиций. Еще 15 млрд и 6,9 млрд руб. аудиторы признали неэффективным и нецелевым использованием бюджетных средств соответственно. Конкретных примеров нарушений Сергей Рябухин не называл. Напомним, что в декабре 2010 года Генпрокуратура РФ потребовала уволить главу столичного метрополитена Дмитрия Гаева из-за подозрений в незаконном присвоении 112 млн руб. Как уже сообщал "Ъ", в качестве замены господину Гаеву Сергей Собянин рассматривает кандидатуры глав Калининградской железной дороги — Ивана Беседина и Октябрьской железной дороги — Виктора Степова ("Ъ" сообщал об этом 25 января).
В пресс-службе Счетной палаты "Ъ" пояснили, что речь идет об одной и той же проверке. В приемной аудитора Рябухина результаты проверки вчера представить отказались. О некоторых ее деталях рассказал глава контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы Виктор Двуреченских (его ведомство участвовало в данной проверке). По его словам, аудиту подверглись бюджетные расходы на метрополитен, наземный транспорт, улично-дорожную сеть, переходы, светофоры, парковки и гаражи. По словам господина Двуреченских, в результате проверки было выяснено, что, например, стоимость строительства 1 км линии метрополитена обходится городу — 3,4-6,9 млрд руб., а 1 км автодороги — 1,5-4,8 млрд руб. Начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев комментировать претензии Счетной палаты отказался, пояснив "Ъ": "Моя фамилия Гаев, а не Степашин".
Между тем накануне заявления господина Степашина стало известно, что нарушения в мэрии найдены и другой аудиторской структурой — контрольно-счетной палатой Москвы. Это ведомство провело проверку расходования бюджетных средств в 2008-2010 годах на обеспечение деятельности самих чиновников мэрии. Проверка 58 госорганов Москвы, около 300 подразделений мэрии и 873 бюджетных организаций (копия отчета есть у "Ъ") показала финансовые нарушения на 138,2 млн руб. (в том числе неэффективное использование бюджетных средства на сумму 90,9 млн руб.). Претензии у аудиторов имеются к расходам на арендную плату за офисы, телефонную связь и обслуживание служебного автопарка.
Так, в отчете КСП говорится о том, что средние годовые расходы на стационарный и мобильный телефонные номера составляли соответственно 5,7 тыс. и 31 тыс. руб. Но при этом обращается внимание на то, что телефонные услуги правительству Москвы предоставляют и компании, аффилированные с самой мэрий: ОАО "Олимп Телеком" и ГАУ "Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы". У первой компании, например, тарифы на стационарные телефонные номера в 6,1 раза выше расценок ОАО МГТС. А услуги мобильной связи, закупаемой в ГАУ "ФХУ мэрии Москвы", обходится столичному правительству "значительно выше стоимости услуг операторов сотовой связи". В частности, эта компания, предоставляющая телефонные номера, например, депутатам Мосгордумы, выставляла счета на 87,9-154,3 тыс. руб. в год. Кроме того, аудиторы обращают внимание на ГУП "Автохозяйство ФХУ мэрии Москвы", с которым в 2008-2010 годах, "минуя конкурсные процедуры", заключались контракты на обслуживание служебных автомобилей чиновников. Наконец, в отчете упоминается принадлежащее департаменту имущества мэрии ОАО "Олимп", которое "в отдельных случаях" устанавливает ставки арендной платы за офисы, занимаемые столичными чиновниками, в 12,5 раза выше рынка. В качестве примера офисов, арендуемых городом у ОАО "Олимп", приводится здание мэрии на Новом Арбате, где ставки арендной платы варьировались от 25 тыс. до 49,9 тыс. руб. за 1 кв. м в год. В КСП вообще ставят под сомнение "используемую в городе практику предоставления коммерческими организациями нежилых помещений госорганам в пользование на праве аренды", считая ее не просто неэффективной, но и незаконной.
В приемной аудитора Бориса Киселева, чья подпись стоит под отчетом, комментировать итоги проверки отказались. Глава КСП Виктор Двуреченских заявил, что "никто никаких миллиардов", как заявили некоторые СМИ, "в мэрии не крал", а сама проверка была проведена еще в июле 2010 года. Впрочем, до настоящего времени ее итоги опубликованы не были. На официальном сайте КСП информация о 20-страничных результатах аудита ограничена одним абзацем, в котором говорится лишь, что система финансирования расходов на содержание чиновников "недостаточно эффективна". Вместе с тем на сайте КСП делается вывод, что правительство Москвы приняло "меры по оптимизации и сокращению расходов" на содержание чиновников и именно они "позволили обеспечить в 2008-2009 годах стабильность в финансовой системе". Вчера вечером Виктор Двуреченских передал "Ъ" через свою приемную, что сегодня палата опубликует на своем сайте "более подробную информацию" о данном отчете, "так как пошли разночтения и разногласия в СМИ". "