«Не имей сто рублей, а имей сто друзей…» У Владимира Путина и рублей, и друзей значительно больше. Но если с деньгами у премьера все в порядке (его немаленькая зарплата регулярно индексируется, ну, и вообще…), то вот старых друзей вместе с рейтингом он стал потихоньку терять.
Нет рядом с премьером банкира Сергея Пугачева, который не так давно считался придворным. Едва не лишилась кресла сенатора Людмила Нарусова, вдова политического отца Путина – Анатолия Собчака. В прошлом году получил израильский паспорт Семен Вайншток, при президенте Путине сидевший на нефтяной трубе.
– Решение о назначении Вайнштока главой «Транснефти» стало одним из первых решений путинского кабинета министров в сентябре 1999 года (сам Путин был назначен премьером 16 августа 1999 года). Исполнение этого решения сопровождалось невиданными даже по тем бурным временам скандалами – два автобуса с милиционерами приехали к офису «Транснефти» и вскрыли кабинет ее предыдущего президента пилами-болгарками, – вспоминает лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов. – В конце концов именно Путин позволил Вайнштоку спокойно уехать в Израиль, несмотря на горящую под ногами землю после того, как Вайншток «поураганил» и на строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), и в «Олимпстрое».
Но если Путин такой всесильный, почему так не везет его друзьям? Близость к премьеру становится плохой приметой.
Путингоф
Неудачным прошлый год оказался и для Николая Шамалова. Простому читателю это имя ничего не говорит – оно говорит премьеру. Вместе с Путиным Шамалов еще в 90-е был соучредителем дачного кооператива «Озеро», а сегодня знаком с премьером уже не просто по-соседски.
В декабре в Интернете появился сайт «Россия без коррупции» с единственным сообщением. Деловой партнер Шамалова – питерский бизнесмен Сергей Колесников в открытом письме президенту признался, что на Черном море под видом частного особняка Шамалова строят резиденцию для Путина (фото в «Собеседнике» №3 от 26.01.11). Об этой стройке мы уже упоминали несколько месяцев назад («Собеседник» №19 от 25.05.10). Тогда в редакцию позвонил человек из Прасковеевки, где возводят Путингоф, и тоже пожаловался на строителей:
– Говорят, поместье строят не просто для какого-то олигарха, а для Путина. Работы ведет «Спецстрой», которому доверяют лишь объекты особой государственной важности.
Звонивший представился тогда Сергеем. После недавнего открытого письма «Собеседник» попытался уточнить у Колесникова, не он ли тот самый Сергей и почему он вдруг решил выйти из общего с Шамаловым бизнеса, но Колесников на письмо не ответил. Сейчас он прячется за границей.
Николай Шамалов – еще в России, но для связи тоже недоступен. Бизнесмена можно понять. В ноябре другой его партнер – экс-глава «Дирекции единого заказчика – застройщика Росздрава» Вадим Можаев был арестован за вымогательство взятки (миллион долларов) у компании Toshiba. Тогда арест одобрил лично Дмитрий Медведев.
Зуб на Зубкова
Окопалась оппозиция Путину и в Газпроме. В №48 «Собеседника» за прошлый год мы писали, что компания собирается подлатать кабинет председателя совета директоров монополии Виктора Зубкова, установив там камин и джакузи. Сразу после той публикации Газпром от ремонта решил отказаться.
– При объявлении конкурса превышены полномочия сотрудниками администрации компании и нарушены процедуры его организации, – пояснили в компании. Зубков остался без джакузи, притом что он – не просто газовик, но еще и вице-премьер, да к тому же первый.
Заодно под раздачу попал министр обороны Анатолий Сердюков, женатый на дочке Зубкова. Тоже – верный путинец. На днях появилась утечка, что близкие к Сердюкову бизнесмены Артур Позов и братья Усовы не только прибирают к рукам объекты Минобороны, но и занимаются сносом исторических памятников в Питере. Тут же пошли старые разговоры об установленных испанской полицией связях Сердюкова с «русской мафией»… Словом, Зубкова обложили со всех сторон.
Да и у другого знакомого Путина – тренера по дзюдо Аркадия Ротенберга не все так радужно, как на татами. С санкции Медведева уже подготовлен закон, обязывающий госкомпании публиковать свои тендеры на сайте госзакупок. А то из семи конкурсов на поставку труб, которые в прошлом году проводила фирма «Газпром комплектация», пять выиграл «Торговый дом «Трубопровод», связанный с семейством Ротенбергов. Да и в прошлом месяце «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга выиграл очередной подряд Газпрома (3,5 млрд $). С принятием нового закона такие бонусы станут более редкими. А тут еще над дзюдоистом нависла угроза потерять столичный ресторан «Гусятникоff», за здание которого ведет (и успешно) тяжбу экс-депутат Владимир Семаго. Плюс конфуз вокруг трассы через Химкинский лес, которую строит Северо-Западная концессионная компания, связанная с Ротенбергом – в ее размахе усомнился лично Медведев…
Путин попал под машину
А ведь есть еще нефтетрейдер Геннадий Тимченко: вокруг его компании Gunvor в последнее время участились скандалы, он лишился дружественного ему Сергея Богданчикова на посту руководителя «Роснефти», а сейчас его обвиняют еще и в срыве сроков запуска Юго-Западной ТЭЦ в Петербурге. Есть преданный Путину (по крайней мере, на словах) Юрий Лужков, которого Медведев убрал из столичной мэрии, заменив политически инертным Собяниным. Есть питерская коллега Лужкова Валентина Матвиенко, для которой нынешняя коммунальная зима может стать на нынешнем посту последней. Есть друг Путина олигарх Валерий Коган из Домодедово, на которого Медведев взъелся после теракта в аэропорту… Карта Путина еще не бита, но «бить» его людей уже начинают. Совпадение или подготовка к президентским выборам?
– О-хо-хо, Олег, ну и вопросики у вас… Тут думать долго надо… До марта 2012 года, боюсь, – осторожно прокомментировала гендиректор Института прикладной политики Ольга Крыштановская. Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, работавший в Кремле, вообще только многозначительно улыбнулся. Зато президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский оказался более откровенен:
– Думаю, это такие намеки Путину, чтобы выдвигал Медведева, а не себя.
– Сейчас необходимо обеспечить фон для выдвижения Медведева в президенты, – считает и президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. – Последнее время Путин вообще несет имиджевые потери одну за другой. Это не только проколы пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, который допустил встречу Путина с главой Росмолодежи Василием Якеменко сразу после того, как стало известно о связях того с ОПГ. Или вручение правительственной благодарности «Транснефти» после информации о воровстве там на 4 миллиарда $. Против Путина сейчас работает вся машина администрации президента, включая тех людей, которые до последнего времени Путину были верны. Премьер теряет свое окружение. В этой ситуации максимальные шансы на переизбрание главой государства в 2012 году сохраняются именно у Медведева."