Как у Тейтума вымогали $1 млн. для Лужкова и Орджоникидзе
"Пола Тейтума хладнокровно расстреляли из автомата Калашникова в самом центре Москвы, на глазах у многочисленных прохожих.
3 ноября 1996 года около пяти часов вечера Тейтум, в сопровождении двоих охранников, вышел из гостиницы "Славянская" и направился к станции метро "Киевская", где у него была назначена встреча. Убийца, поджидавший американского бизнесмена в подземном переходе, расстрелял его в упор. Выполнив заказ, киллер положил оружие на ступеньки перехода и удалился.
Одиннадцать пуль, выпущенные с расстояния в 5 метров, прекратили долгую тяжбу Тейтума с московским правительством из-за гостиницы "Рэдиссон - Славянская".
Американских бизнесменов, согласитесь, в Москве убивают не каждый день.
Однако об убийстве Тейтума пресса забыла уже через два дня, а родственники покойного не удосужились даже забрать гроб с телом покойного на Родину. Тейтума похоронили на Кунцевском кладбище в Москве и долгое время о нем никто не вспоминал.
Впечатление такое, что кто-то накинул платок на роток столичной прессы. Этим "кто-то", скорее всего, было ближайшее окружение московского мэра Юрия Лужкова. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из заявления Пола Тейтума в Генеральную прокуратуру, которое он написал за семь месяцев до своей смерти.
Генеральному прокурору
Российской Федерации
Скуратову Ю. И.
От гражданина США
Пола Эдварда Тейтума
Москва, Бережковская наб.,
Д. 2, комн. 852
Заявление
В 1990 году, возглавляемая мной фирма вощла соучредителем компании "RedAmer Partnership", которая стала соучредителем СП "Интурист - Радамер Гостиница и Деловой центр", в состав которого вошла гостиница "Славянская". С российской стороны участвовали Госкоминтурист, а в последствии - правительство г. Москвы. 80 процентов пакета акций их 50 процентов, принадлежащих американской стороне, принадлежат контролируемой мной компании. В тот период генеральным директором СП был избран гр-н Америки, и предприятие функционировало нормально. В январе 1995 г. у американской стороны возникли проблемы в связи с тем, что ее генеральный директор не получил визу в России и исполняющим обязанности генерального директора был назначен У.А. Джабраилов, имевший связи в правительстве Москвы и инициировавший свое назначение на должность. Несмотря на неоднократные заявления в различные государственные инстанции о нарушении закона российской стороной, никакого решения до настоящего момента не было принято. Американская сторона понесла значительный ущерб.
В конце февраля 1996 года мой знакомый по имени Саша представил мне Гиви (965-75-28), который в разговоре сообщил, что хорошо знает Орджоникидзе, и пообещал оказать содействие в решении проблем, возникших у фирмы по гостинице "Редиссон - Славянская". В начале марта состоялась очередная встреча с Гиви, на которой он сообщил мне условия, при выполнении которых наша фирма получала возможность назначить своего генерального директора и практически решить все проблемы по гостинице "Редиссон - Славянская". Со слов Гиви, правительство Москвы, в лице Орджоникидзе, обещает предоставить письмо, в котором ходатайствует перед мэром об избрании генеральным директором совместного предприятия представителя американской стороны.
Со своей стороны, со слов Гиви, я должен перечислить 1 миллион долларов на счет вновь создаваемого "Дипломатического клуба", который возглавит Гиви. Якобы, по данным Гиви, впоследствии, фактически на условиях попечительства, клубом будет руководить правительство Москвы, при этом поддержку будут оказывать различные руководители правоохранительных структур, включая трех Куликовых. Гиви пояснил, что 1 миллион долларов, перечисленный на счет клуба, будет передан И.Н. Орджоникидзе. Из указанной суммы, 500 тысяч долларов останется в распоряжении Орджоникидзе, а 500 тысяч будут переданы Джабраилову, который, якобы, со слов Гиви, ранее передавал деньги в Правительство Москвы и указанная сумма пойдет в погашение его расходов, т.е. практически это отступные Правительства Москвы Джабраилову.
При выполнении указанных условий с моей стороны, американская фирма восстанавливала свои юридические права.
Гиви пояснил, что его личная заинтересованность состоит в возможности зарабатывать деньги, владея "Дипломатическим клубом".
Учитывая изложенное, прошу Вас принять меры, которые позволят оградить меня от вымогательства взятки, с одной стороны и вступить в юридические права по распоряжению СП "Интурист - Радамер гостиница и Деловой центр", с другой стороны.
В настоящее время, без передачи взятки, указанный вопрос не решается.
15 апреля 1996 года.
Если верить написанному, то получается, что некий представитель члена московского правительства Иосифа Орджоникидзе просил у Тейтума взятку в 1 миллион долларов, что бы перекрыть взятку предыдущую, в 500 тысяч долларов, которую ранее выплатил Умар Джабраилов. Судя по всему, Тейтум платить отказался, а предпочел обратиться в правоохранительные органы. Чем все это закончилось, известно. Умар Джабраилов окончательно утвердился в кресле ген.директора "Рэдиссон - Славянская", а Пол Тейтум оказался на Кунцевском кладбище. Связь между этими событиями, на наш взгляд, самая непосредственная.
Здесь стоит вкратце напомнить, как молодой и весьма энергичный Пол Тейтум начинал свой бизнес в России.
В1987 году, приехав из Калифорнии предприниматель открыл первый бизнесс-центр для зарубежных фирм и компаний в Москве. Затем он создает компанию "Америком Интернэшнл Корпорэйшн". Ее соучредителем выступает бывший глава администрации Белого дома при президенте Никсоне Боб Халдеман.
В 1989 году "Америком" находит себе партнеров в лице менеджерской компании "Рэдиссон Хотел Корпорейшнз" и заключает контракт с Госкоминтуристом о строительстве в Москве американского отеля и создания на его базе совместного предприятия, которое впоследствии получило название "Интурист - РадАмер гостиница и деловой центр". 50 процентов акций СП принадлежало американской стороне, другой половиной владел Госкоминтурист. При этом сам отель находился в федеральной собственности. СП выступало только как арендатор здания.
В августе 1991 года, как раз накануне путча, отель "Рэдиссон - Славянская" принимает первых постояльцев. Именно в эти дни Тейтум приобретает связи в российских политических кругах. Говорят, что во время переворота Тейтум находился в осажденном Белом доме, а соратники Ельцина активно пользовались его спутниковым телефоном.
Спустя год у бизнесмена начинаются проблемы на родине. Многочисленные акционеры компании "Америком" подают на него в суд, обвиняя в растрате средств фирмы. Взяв у различных инвесторов в США кредиты, Тейтум никак не мог расплатиться.
В 1992 году Госкоминтурист был ликвидирован и "Славянская" досталась городу. Через два года между двумя американскими партнерами возникает склока на почве приватизации доли СП, ранее принадлежавшей расформированной государственной организации. Тейтум предполагал часть акций раздать работникам отеля, а часть продать, чтобы покрыть взятые ранее кредиты. Представители же "Рэдиссон" требовали от Тейтума пересмотра долей в СП. По их мнению, Тейтум развалил всю бухгалтерию, присвоил часть доходов и, по сути, обманул партнеров, в то время как они сделали из "Славянской" пятизвездочный отель.
Пока американцы сорились, русские, в лице Москомимущества, завладели пакетом бывшего Госкоминтуриста. Исполняющим обязанности генерального директора отеля был назначен Умар Джабраилов. Так у Тейтума появился еще один враг.
Одновременно Москомимущество решило продать "Славянскую", а заодно, раз и навсегда покончить с беспокойным совладельцем. Затея не удалась. У Правительства Москвы оказались слишком большие аппетиты. Потенциальным покупателям чиновники выдвинули, по сути, невыполнимые условия. Помимо того, что они должны были выложить за отель более пятидесяти миллионов долларов, с них еще требовали внести в городскую кассу 100 миллионов, расплатиться с долгами СП, стереть с лица земли примыкающее к гостинице здание ДК им. Горбунова, и, наконец, перечислить 100 тысяч долларов на развитие детского досуга в Москве. Надо заметить, что желающих принять подобные условия не нашлось до сих пор.
Выгоняя Тейтума из "Славянской", Джабраилов потребовал с него 300 тысяч долларов за проживание в отеле и аренду офиса. Тейтум денег не отдал. Зато у него появилась навязчивая идея, что Джабраилов хочет его убить, о чем он не раз говорил журналистам.
Жизнь и борьба по понятиям
"Дело Тейтума" было похоронено на четыре долгих года. А всплыло обратно в самый разгар предвыборной кампании, когда команда Лужкова объявила войну "семье" Ельцина.
Доренко нес имя Тейтума словно боевое знамя, под которым народ должен был пойти войной на "московскую семью". За ним семенила родня покойного предпринимателя, пытаясь воспользоваться моментом и завладеть трофеями после победы. Команда Доренко объяснила членам семьи Тейтума, что они могут легко сорвать, с помощью суда, с Лужкова 36 миллионов долларов или на крайний случай конфисковать роскошную квартиру в Нью - Йорке, которой якобы владеет Лужков.
После выборов, когда стало ясно, что московский мэр со своим "Отечеством" фактически сошел с дистанции, о Тейтуме опять забыли.
Так же быстро затих и скандал с обвинением Лужкова родственниками Тейтума в причастности к убийству бизнесмена. Суд в штате Аризона, куда был подан иск к столичному мэру, так и не провел ни одного заседания.
Казалось бы, все предельно ясно. "Дело Тейтума" использовали в политических целях и снова о нем забыли. Но на самом деле здесь и начинается все самое интересное. Главный вопрос: откуда Сергей Доренко получил материалы по Тейтуму? Кто подкинул телеведущему идею с подачей иска к Лужкову в американский суд?
Вернемся к посланию Тейтума Генеральному прокурору. Вопреки обыкновению, оно не осталось незамеченным. Бумага попала в Службу безопасности президента, которая провела проверку по данному факту.
Из материалов проверки фактов изложенных в заявлении Пола Тейтума
28 мая текущего года состоялась запланированная встреча с директором гостиницы "Редиссон - Славянская", гражданином США Полом Тейтумом. Последний сообщил, что у него состоялись ряд встреч с известным гражданином по имени Гиви, который, с его слов, является посредником в передаче денежных сумм Орджоникидзе И.Н.
Гиви настоятельно просил ускорить передачу денег, так как уже в течение продолжительного времени Тейтум не решает оговоренные вопросы. Со своей стороны Тейтум выбрал путь проверки надежности Гиви, через своего знакомого, бывшего сотрудника посольства России в Америке (известен). Последний действительно, с его слов, встречался с доверенным лицом "О", который подтвердил полномочия Гиви. Приближенный "О", в свою очередь, запросил 5000 долларов наличными от Тейтума с целью передачи письма за подписью Лужкова, где оговариваются детали передачи Тейтуму гостиницы.
Как пояснил Тейтум, с Гиви оговаривались вопросы передачи в ближайшее время денег в сумме 1 миллион долларов. Из разговора следует, что передачу можно осуществить в два этапа. Сначала можно передать путем перечисления по безналичному расчету 500 тысяч долларов, после чего Тейтум получит документы, подтверждающие серьезность намерений Правительства Москвы в отношение Тейтума. После передачи платежки, со слов Гиви, "О" соберет комиссию, на которой будет принято решение утвердить генеральным директором гостиницы П.Т. После этого можно будет перечислить и остальные 500 тысяч.
Со слов П.Т.,Гиви дал ему понять, что сейчас "О" очень осторожен, и если деньги не будут перечислены, то дело остановится, и решения по нему не будет.
Тейтум действительно намерен настаивать на передаче требуемой суммы, так как продолжительное время ему приходится обманывать Гиви и искусственно откладывать передачу денег. Далее, когда документы будут предоставлены П.Т., вступает в действие второй этап передачи гостиницы в пользование американской стороне. П.Т. намерен выкупить гостиницу и предоставить Правительству Москвы 74 миллиона долларов США.
Фактически П.Т. заплатит указанную сумму, но 10 миллионов будут переданы в качестве взятки. Как пояснил П.Т., если будет выполнена первая половина договоренности, и та сторона проверит, что правоохранительные органы не подключены к этому, то "О" сразу же вступит в прямой контакт, и будет решать все проблемы напрямую с П.Т.
Из полученной информации следует, что в настоящее время лица, заинтересованные в получении от П.Т. денег, заняли выжидательную позицию и ждут от последнего конкретных шагов.
К указанному делу, со слов П.Т., подключаются посторонние люди, как, например, космонавт Волков, который усиленно ищет контакты с П.Т. Из анализа полученной информации следует, что С. Борульник проявляет "самостоятельность", и, скорее всего, в тайне от своего начальника, пытается получить денежное вознаграждение от П.Т. в размере 5000 долларов США.
28.05. 1996
А теперь, вспомните хронологию предвыборных событий. В самый разгар войны Лужкова и Ельцинского окружения бывший глава Службы безопасности президента Александр Коржаков делает неожиданное заявление о том, что в свое время Борис Березовский уговаривал его убить не только Гусинского, но и Лужкова с Кобзоном.
Заявление вызвало широкий резонанс в прессе. По сути, Коржаков подарил мэру Москвы дополнительный козырь в его предвыборной борьбе. Но что делает Лужков? Он тут же заявляет, что и Березовский и Коржаков друг друга стоят. Они люди одного полета. После этого у Доренко и появляются материалы по Тейтуму.
Отсюда следуют два вывода. Во-первых Березовский должен выразить глубокую признательность Коржакову. А, во- вторых, Лужкову нужно еще раз подумать, о том, что с людьми нельзя обращаться как с подручным строительным материалом.
Из заявления Тейтума в Генпрокуратуру и последующих материалов проверки видно, что ближайшее окружение Лужкова живет по своим законам, по своим понятиям. При выполнении определенных условий (выплата миллиона долларов) они готовы подарить Тейтуму его же гостиницу, задвинуть обратно Джабраилова и не требовать ста тысяч долларов на развитие детского досуга.
Наивный Тейтум поступил неразумно. Он стал искать защиты у спецслужб и правоохранительных органов. Вышел на Лебедя, возглавлявшего тогда Совет Безопасности. В общем, развил такую бурную деятельность, что стал слишком опасен.
Такие люди, как Гиви не могут подводить таких людей, как "О". Иначе сплоченная, годами функционирующая система может рухнуть. "