FLB: Как Корпорация «Майкрософт» обманула независимые российские СМИ. Корпорация «Майкрософт» не спешит исполнять свои обещания по запуску в России новой программы по предоставлению бесплатных односторонних лицензий на свои продукты для неправительственных организаций и независимых журналистов.
"В российском представительстве «Майкрософт» ничего не могут рассказать о новом способе лицензирования программного обеспечения, появление которого в России Старший Вице-президент и Генеральный Юрисконсульт «Майкрософт» Бред Смит анонсировал в своем блоге еще в начале нынешней осени.
Сначала за громкими заявлениями крупных руководителей «Майкрософт», в которых они перекладывали вину за несоблюдение правовых норм в ходе борьбы с пиратством в России на наемных юристов, к деятельности которых в той или иной стране корпорация, якобы, не имела прямого отношения, просматривались лишь попытки уменьшить репутационный вред, нанесенный «Майкрософт» после разгромных публикаций в американской прессе. Но теперь становится ясно, что обещания руководства головной компании по раздаче независимым СМИ и НКО односторонних лицензий на свои программные продукты, были нацелены не только на то, чтобы немного разрядить ситуацию с обвинениями в адрес «Майкрософт», но и на то, чтобы сделать хороший пиар на скандале.
Вынужденное обещание
13 сентября Старший Вице-президент и Генеральный Юрисконсульт «Майкрософт» Бред Смит в официальном блоге компании написал пост под названием «Противодействие пиратству и общественные организации», в котором рассказал, что «Майкрософт разработает для общественных организаций новую одностороннюю лицензию, которая обеспечит их бесплатными легальными копиями наших продуктов». Столь щедрые обещания появились на следующий день после скандальной публикации «Нью-Йорк Таймс», в которой осуждалась лицензионная политика юристов «Майкрософт» в России.
В частности газета писала, что своими действиями официальные представители американского компьютерного гиганта в нашей стране «способствовали подавлению инакомыслия под предлогом борьбы с пиратством» и «часто оказывали помощь правоохранительным органам в России в борьбе против независимых правозащитных организаций и оппозиционной печати».
Статья имела широкий общественный резонанс. Ведь американскую корпорацию обвинили не в чем-нибудь, а в помощи российским властям да еще и против столь любимых грантодателями из США общественных организаций. Таким образом, «Майкрософт» оказался в ситуации, человека, который пытается усидеть сразу на двух стульях, причем у обоих этих стульев явно недостает ножек. С одной стороны – бизнес в России, диктующий свои законы, с другой – репутация компании у себя на родине и в международном сообществе. Из двух зол нужно было выбирать наименьшее. И корпорация выбрала, предоставив за все отдуваться российскому представительству.
Так, в тот же день директор по связям с общественностью головного офиса «Майкрософт» Кевин Катц растиражировал специальное заявление, в котором пояснил, что если действия юристов, которых корпорация нанимает для ведения дел о пиратстве, не соответствуют «профессиональной этике, антикоррупционному законодательству или политике «Майкрософт», компания разрывает с ними отношения».
Также он пообещал, что теперь, «по рекомендациям правозащитников» (на все письма которых в свой адрес до публикации в «Нью-Йорк Таймс» компания не обращала внимания и отвечала лишь отписками), корпорация улучшит обучение своих официальных представителей в России, будет более тщательно следить за исполнением ими своих профессиональных обязанностей, официально опубликует их имена на своем российском сайте, дабы предотвратить возможность проведения проверок лицами, не входящими в этот список, и попытается распространить информацию о своей программе «Инфодонор».
Меры эти даже на первый взгляд вызывают некоторый скепсис. Во-первых, предполагать, что юристы «Майкрософт» до сего дня были плохо образованны, по меньшей мере, глупо. А вкупе с ужесточением контроля за их деятельностью этот пункт выглядит, как очередная отписка и попытка найти крайнего. Поэтому он нужен здесь лишь для того, чтобы дополнить триаду.
Во-вторых, само по себе опубликование имен полномочных представителей на официальном сайте, скорее всего, мало что изменит. Ведь и раньше, наверное, когда в офис той или иной организации приходили липовые контролеры, якобы от «Майкрософт», то они, наверное, имели хоть какие-нибудь бумажки, подтверждающие их принадлежность к корпорации, достоверность которых можно было проверить только одним единственным способом – в самом «Майкрософте».
В-третьих, что касается донорской программы «Майкрософт», то не совсем понятно, что же помешало широко распространить информацию о ней за те полтора года, которые программа уже действует в России, раз неправительственные организации могли получить по этой донорской программе софт и аппаратное обеспечение на выгодных условиях? И вот в такой ситуации, в тот же день, что и заявления Катца, появляется упомянутый выше пост Бреда Смита в блоге на официальном сайте корпорации, в котором он обещает предоставить «общественным организациям лицензию, которая будет действовать автоматически от имени «Майкрософт» и охватывать/покрывать программное обеспечение, уже установленное на компьютерах».
«Мы также сделаем ее доступной для соответствующих организаций журналистов, чтобы включить в нее малые газеты и независимые СМИ. Так как лицензия действует автоматически, им не нужно будет принимать никаких действий для того, чтобы пользоваться ее условиями», - читаем далее по тексту.
Не правда ли, умный ход? Открестившись таким незамысловатым образом от обвинений в свой адрес, компания, казалось бы, вышла из конфликтной ситуации с наименьшими репутационными потерями. Правда, теперь необходимо исполнять взятые на себя обещания.
Где программа зависла?
В том же блоге Бред Смит обозначил и срок, в который сказочное предложение от «Майкрософт» должно начать действовать в нашей стране. «Я попросил нашу группу специалистов разработать новую программу, которая будет запущена в следующем месяце», - обещал 13 сентября Старший Вице-президент и Генеральный Юрисконсульт корпорации.
15 сентября (то есть через 2 дня после заявлений Смита) уже в официальном блоге российского представительства корпорации, появилось заявление президента «Майкрософт» Россия Николая Прянишникова: «Мы полностью поддерживаем инициативу, объявленную Бредом Смитом. Информация о процедурах реализации программы, критериях отбора ее участников будет объявлена в ближайшее время».
На момент этой публикации прошло уже более двух месяцев, а обещания, по всей видимости, так пока и остаются обещаниями. Во всяком случае, попытка FLB получить обещанную лицензию не увенчалась успехом. Оказалось, что в Центре информационной и технической поддержки «Майкрософт», пока что даже не сразу понимают о какой именно программе идет речь. На вопрос, может ли наше издание получить бесплатную одностороннюю лицензию для независимых СМИ и что для этого нужно сделать, оператор озадачил нас встречным вопросом:
- То есть вас интересует, какую программу лицензирования для вашей организации выбрать. Прикреплено ли ваше издание к какой-то государственной организации? - Нет. - В этом случае для частных СМИ нет никаких специальных программ лицензирования, - то есть можно на общих условиях. – еще более озадачил нас оператор.
Когда же мы в общих чертах описали оператору ситуацию сложившуюся вокруг анонсированной Смитом программы, он попросил нас подождать несколько минут и удалился для того, чтобы уточнить информацию. После четырех минут ожидания у нас состоялся следующий диалог:
- В данный момент никаких специальных программ для СМИ не предусмотрено, сейчас только в планах есть, что появится такая программа, но в данный момент она пока еще не введена в эксплуатацию. - А когда она будет введена? - Пока, к сожалению, таких данных нет. - Но ведь в официальном блоге «Майкрософт» указано, что «мы сделаем этот продукт доступным для журналистских организаций, включая малые газеты и независимые СМИ»? - Возможно, в других странах эта программа действует, но в России пока не действует специальной программы никакой, для таких организаций. - Но ведь строчкой ранее в цитируемом мной блоге черным по белому написано «including in Russia», то есть «включая Россию»?
Оператор удалился уточнять еще на 6 минут. А когда вернулся, то вновь поведал информацию, которая мне уже была нам известна из нашего с ним разговора.
Тогда мы связались с менеджером по социальным проектам «Майкрософт» в России Юлией Сарвиро, которая пояснила следующее:
- Дело в том, что программа, которая действует, «Инфодонор» - она рассчитана только на некоммерческие организации. Это глобальная программа, которая реализуется по всему миру. Аналогичной программы для СМИ пока нет. А все, что касается односторонней лицензии, о которой собственно блог нашего Бреда Смита, то о ней будет объявлено дополнительно. - А как будет действовать эта односторонняя лицензия? - Я вам пока не могу давать такую информацию, потому что пока у меня ее нет. Когда она будет объявлена, тогда мы все с вами узнаем, как она будет действовать. Программа разрабатывается корпорацией, а не российским представительством. - Информация о сроках уже известна? - Ну, пока точно нет, речь идет о том, что это должно быть до конца этого года сделано. - Но ведь в блоге не указано, что программы еще нет? Там все выглядит так, как будто программа уже должна быть? - Блог – это неофициальная коммуникация. Блог – это блог нашего руководства, где вообще говорится о позиции, о том, как мы рассматриваем эту проблему и что мы хотим сделать. Официальная коммуникация будет на сайте. Там все будет написано, как это действует, для кого, по каким критериям, - то есть все правила этой программы.
Сложно что-то добавить к последнему высказыванию, особенно когда слышишь его от сотрудника крупнейшей международной корпорации по производству программного обеспечения. Не наше дело учить «Майкрософт», но все-таки когда о введении новой программы заявляют на столь высоком уровне, в статье, которая направлена на разъяснение стратегии компании по противодействию пиратству в отдельно взятой стране, потребители, наверное, вправе ожидать ее выполнения в установленные сроки.
Пиар на скандале
Да и вообще, о столь серьезной программе заявляют чаще всего тогда, когда для ее реализации уже проведена соответствующая подготовка. А иначе вся эта риторика представляет из себя не что иное, как очень своевременно появившийся информационный повод, призванный отвлечь внимание общества от проблем корпорации и введенный именно в тот момент, когда этого требовали обстоятельства. Тем паче, что очень схожая программа «Майкрософт» в России уже действовала, что существенно упрощало схему: одной схожей программой больше, одной меньше, - и не важно, что в установленные сроки обещания можно и не выполнить, важно, что еще более масштабного скандала удалось избежать.
Как известно, обещанного в России три года ждут, правда ситуация складывается так, что трех лет может и не понадобиться: как сказано в том же блоге, «новая односторонняя лицезия будет действовать до 2012 года», а далее ее можно будет только продлевать по стандартной программе (видимо, имеется в виду «Инфодонор»). Правда, сразу же следует оговорка: «что если мы узнаем, что им [общественным организациям и независимым СМИ – FLB] нужно больше времени, мы всегда сможем достичь нужной договоренности».
Учитывая просрочку, с которой односторонняя лицензия уже сейчас вводится в России, а также то, при каких обстоятельствах она была анонсирована Бредом Смитом, интересно сколько еще дополнительного времени понадобится «Майкрософт» для запуска обещанной программы.
Более того, сейчас можно с уверенностью сказать о том, что, посулив бесплатный софт на столь выгодных условиях, которые предлагает односторонняя лицензия, а также включив в число возможных претендентов на него и независимые СМИ, «Майкрософт» заработал хороший пиар для своей основной программы «Инфодонор», которая теперь в России широко известна.
Кроме того, так как продлить одностороннюю лицензию после истечения ее срока действия в 2012 году будет возможно только через «Инфодонор», можно сделать вывод, что щедрость «Майкрософт» в России может принести компании вполне конкретные дивиденды в виде продвижения их основной программы, которая главной своей целью ставит совсем не снабжение всех и вся бесплатным софтом, а борьбу с пиратством. А это уже реализация стратегических целей компании, а отнюдь не благотворительность.
И не исключено, что новые юристы Билла Гейтса с новыми силами продолжат натравливать специально "подогретых" милиционеров на российские общественные организации и СМИ. "
17.11.2010
Роман Гудяков, спец. корреспондент Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB