Кто скрывается за скандалом вокруг бывших воспитанников приюта Боголюбовского монастыря?
"Сейчас прессу захлестнули сообщения о случаях насилия над детьми, якобы имевших место в детском приюте Боголюбовского монастыря, расположенного неподалеку от Владимира. Этот приют был закрыт еще в середине 2009-го, и, значит, речь могла идти о событиях годичной давности. Год назад подобные обвинения не нашли подтверждения, несмотря на многочисленные проверки разных государственных ведомств, включая Следственный Комитет при прокуратуре. К уголовной ответственности никого не привлекли, да и церковные власти не нашли повода наказать монастырское начальство.
Почему же спустя год повторяются старые обвинения? Почему только через год дети и родители, «выйдя из-под зависимости от монастыря» (как сообщается, в частности, в статье Бориса Клина в «Известиях»), решили изменить свои показания? Попробуем в этом разобраться.
Большая часть обвинений исходит от священника Виталия Рысева, директора школы-пансиона закрытого типа, в которую было передано большинство бывших воспитанников Боголюбовского монастыря. В частности, в интервью информационному агентству "Интерфакс", Рысев зявлял, что "условия жизни детей в боголюбовском приюте были страшными", "что касается девочек, это было страшно", "это было очень жестко и жестоко" Виталий Германович Рысев появился во Владимирской епархии РПЦ в 2001 году. До приезда сюда он проживал в Москве. Будущий священнослужитель любит рассказывать, что искать священного сана его благословил некий «старец» (духовный авторитет у адептов православия), который якобы был знаком с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Судя по всему, этот «старец» – не кто иной, как игумен Сергий Рыбко, известный по своим публикациям в Интернете и деятельности как поклонник и участник рок-движения. Рыбко служил под началом Евлогия будучи монахом в монастыре Оптина Пустынь. Живя в Москве, Рысев был драматургом-авангардистом, занимался литературным творчеством, вел богемный образ жизни. Рассказывают, что он писал пьесы, которые продавал известному в прошлом олигарху В. Гусинскому. Из его «мирской» биографии также известно, что в советские времена он работал в обкоме комсомола, а также был директором музея Павки Корчагина. Не вполне понятно отношение Рысева к «еврейскому вопросу», весьма популярному в кругах адептов РПЦ. С одной стороны, он вырос в семье, где преобладало еврейское окружение, с другой - известно, что в более «зрелые» годы новоиспеченный протопоп любил порассуждать на тему «масонского заговора». Как бы там ни было, получив в 2001 году (видимо, с подачи своего духовника «старца» Рыбко) священный сан, по его же протекции будущий «священновоспитатель» осел во Владимирской епархии. Поначалу о. Виталий, поставленный окормлять верующих Суздальского района Михали, где три храма лежали в руинах, ничем особенным себя не проявил. Более того, с его появлением в епархии связан ряд бурных скандалов. В 2002 году Рысев становится благочинным города Суздаля и директором созданной до него трудами группы энтузиастов православной гимназии. Вскоре инициативная группа была вынуждена собирать подписи под прошением архиепископу с просьбой убрать его с этой должности. Рысева обвиняли в пьянстве, оскорблении учителей, ведении «черной» бухгалтерии и пр. Одновременно из Юрьев-Польского района приходят скандальные слухи о жизни Рысева в дачном доме в с. Небылое. В итоге священника отстранили от руководства гимназией и менее чем через полгода его снимают и с должности благочинного. Был уже подготовлен указ о перемещении Рысева в другой район Владимирской области. Однако сыграли роль связи о. Виталия, его высокие покровители. Неожиданно для всех он назначается директором новой гимназии, спешно созданной в Михалях, и примерно через год вновь становится благочинным Суздальского района. Вскоре на его горизонте появился богатый спонсор – олигарх и депутат Госдумы А. Г. Шишкин, что и положило начало новому этапу в бурной церковной карьере Рысева. В недавнем прошлом Шишкин – стальной король Дальнего Востока, владелец компании «Амурметалл», один из богатейших людей России, входящий в первую сотню журнала «Форбс». В 2008 году его состояние оценивалось в $ 2,3 млрд. Монополист в металлургии в своем регионе, олигарх получил в народе кличку «Саша-металлист». Однако еще сравнительно недавно, в бандитские девяностые, его называли «Итальянец». Подробности коммерческой деятельности г-на Шишкина нас не интересуют. К настоящему моменту 100 % акций «Амурметалла» выкуплены Внешэкономбанком, но Шишкин ныне владеет 38,9 % акций Российского Национального банка. По имеющимся сведениям, с недавних пор бывший стальной король Дальнего Востока стал проявлять пристальный интерес к скупке земель во Владимирской области. Так, считается, что вся земля под отреставрированным на его средства «духовно-просветительским центром» в Михалях, находится в частной собственности. Появление Шишкина во Владимирской области никак не связано с личностью отца Рысева, однако шикарно выполненную на деньги олигарха реставрацию храмового комплекса в Михалях и постройку не менее великолепного школьного здания Рысев вскоре стал приписывать своим личным связям, «умению работать со спонсорами». При этом, по многочисленным свидетельствам, школа-пансион является всего лишь хорошим «щитом». Вначале были сформированы первый и третий классы с общим количеством учащихся в семь или восемь человек. Государственной сертификации гимназия не проходила. Характерно, что когда некоторые родители попросили показать им устав школы, это вызвало довольно нервную реакцию со стороны директора и его жены – «матушки» Натальи, которая, по мнению некоторых, играет заметную роль в деловой активности Рысева. Вся деятельность школы в Михалях является, по словам одного из учителей, «иллюзорной»: нет учителей в необходимом количестве, нет учебной программы. Фактически дети, пребывающие в гимназии, предоставлены сами себе, в школе отсутствует не только полноценное образование, но и какое-либо православное воспитание; посещение церковных служб и регулярная исповедь духовнику (что обычно бывает в учебных заведениях такого типа) необязательны. Таким же является созданное при церковном приходе в Михалях «православное братство», куда в качестве членов вошли окрестные и приезжие лица без определенных занятий. И как следствие - регулярные пьянки и драки с местным населением. Да и сам Рысев по своим нравам не напоминает святого. Часто застолья устраиваются на территории прихода, а также в трактире «Печки-лавочки» на трассе Суздаль – Владимир (чему есть многочисленные свидетели). Досуг Рысева является большим, как говорят верующие, соблазном, так как в Суздале уже живет митрополит так называемой «свободной православной церкви» Валентин Русанцов, в свое время осужденный за педофилию.
Итак, почему же из уст именно этого священника слышатся самые громкие обвинения в адрес Боголюбовского монастыря? По словам родителей, год назад семнадцать мальчиков и семнадцать девочек из бывшего Боголюбовского приюта попали в новую для себя атмосферу школу-пансиона – атмосферу «свободы» и безнадзорности. Многие из них вернулись к вредным привычкам «уличных» детей, от которых начали было отвыкать в монастыре. Заметив это, многие родители предпочли не отправлять своих детей в пансион Рысева. В итоге 1 сентября 2010 года из тридцати четверых детей вернулись в школу семеро. Очевидно, Рысев увидел в Боголюбском монастыре… конкурента. Психологическая обработка некоторых детей и их родителей не представила особых трудностей. Поэтому именно через год некоторые и «вспомнили», что, оказывается, год назад они «ввели в заблуждение» проверявших. Кроме того, на наш взгляд, следует учитывать, что духовными чадами архимандрита Петра, духовника Боголюбовского монастыря, являются некоторые представители российской и местной элиты. Старец может мешать тем, кто сейчас добивается передела власти и собственности во Владимирской области. Нельзя игнорировать и тот факт, что этот скандал, как две капли воды напоминающий прошлогодний, разгорелся накануне принятия законопроекта о правовом положении церковных детских приютов.
Досье:
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации Следственное управление по Владимирской области КОЛЬЧУГИНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ 601785 г. Кольчугино, ул. 50 ЛЕТ октября, д. 1 Тел./факс: (49245)2-20-53
Управляющему Владимирской епархией русской православной церкви Московского патриархата Архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию.
ИНФОРМАЦИЯ по материалу проверки по заявлению Герасимовой Р.А. 03.04.2008 в Кольчугинский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Владимирской области поступило заявление жительницы с. Чёково Юрьев-Польского района Герасимовой Р.А. об изнасиловании Рысевым В.Г. Рысев В.Г. является священнослужителем и проживает в г. Суздале. 11.04.2008 в возбуждении уголовного дела в отношении Рысева В.Г. отказано на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст.131 УК РФ (изнасилование). Однако в ходе проверки установлены многочисленные факты непристойного поведения Рысева В.Г., который имел дачный дом в с. Небылое Юрьев-Польского района и часто посещал его, где распивал спиртные напитки. Так, Герасимова Р.А. рассказала, что 18 апреля 2000 года в с. Чёково она на природе с друзьями отмечала свой день рождения, в том числе там была её подруга Тимофеева Ольга (она уже умерла), мимо ехала машина, в которой находились незнакомые ей мужчины, они остановились, окрикнули Олю, вышли, они познакомились, они с Ольгой пригласили их к себе, так она познакомилась с Рысевым Виталием, который приезжал из г. Суздаля в с. Чёково к Тимофеевой Ольге, а также с Лапиным Денисом и Сергеем Марковым - они все из Суздальской епархии, служат при храме Александра Невского. Как оказалось, Рысев - батюшка Суздальской епархии, в с. Небылое у него есть дача. Они стали с ним общаться - он в тот же день пригласил ее на работу в его епархиальную школу поваром, позвал ее брата Герасимова Николая работать подсобным рабочим, и в тот же день она с братом уехали с ними в Суздаль на работу. Там они ночевали в личном доме Рысева по адресу ул. Михайловская, 57. С утра поехали в с. Небылое, где жили целый месяц, убирались на даче Рысева, копали огород, он их кормил, платит ей деньги еженедельно по тысяче и больше, брату денег не давал, она была сначала довольна таким расчетом. Потом брат уехал, будучи недовольным бесплатным трудом на Рысева. Она работала одна, жила в его доме. Рысев приезжал часто, к ней не приставал, но наедине говорил, что она симпатичная и скоро «докрутится». Потом она поехала с ним в Суздаль, там познакомилось с его женой, стала работать в школе при епархии рабочей, это продолжалось до 2004 года. В июне-июле 2004 года она с Рысевым на его машине, со своим сожителем Лапиным Денисом, который работал у батюшки охранником и помощником в храме, а также с работником храма Гагановым Михаилом приехали в Небылое на дачу к батюшке отдыхать, куда батюшка часто ездил отдыхать. <...> Герасимова Е. А. полностью подтвердила показания своей сестры. Лапин Д.В. пояснил, что неоднократно приезжал с Рысевым В.Г. на дачу в с. Небылое и в с. Чёково Юрьев-Польского района для отдыха, «о. Виталий отдыхал так: прибывали обычно вдвоем, в магазине покупали спиртное (водку, настойки, спирт «Максим». пиво, вино и всё остальное возможное) в достаточных количествах, часто оставались там ночевать. Денег всегда было много. Дача представляет из себя дом с одной комнатой, кухней и террасой. С нами часто бывали Герасимова Раиса, работник нашего прихода и Небыловского монастыря Гаганов Михаил Ильич (я уже его три года не видел), местные юноши и девушки, все они вместе с нами употребляли спиртное <...> Что касается заявления Герасимовой Р.А. об изнасиловании о. Виталием, Лапин Д.В. показал, что действительно, он с о. Виталием, Герасимовой Р., Гагановым М. и послушником о. Виталия приехали на дачу в с. Небылое отдыхать, с ними был также находящийся сейчас в местах лишения свободы брат Герасимовой Р. Была очередная пьянка. Он уехал домой ночью, к тому времени почти все разошлись или разъехались. На даче остались о. Виталий, Герасимова Р., Гаганов М. и вроде бы кто-то еще, точно не помнит. Когда он уезжал, Герасимова была пьяная, была не в состоянии даже ходить. <...> Я отказалась и сказала ему, что мне всего 13 лет. Я испугалась его и вышла на улицу, он меня не удерживал, до тела моего не дотрагивалась. На улице было уже темно. <..> ...я отказалась, он потом встал и словесно выгнал меня из дома. Я вышла, до дома добиралась пешком все 10 км».
М.В. Мосина Старший следователь советник юстиции 2-25-98 (в Юрьев-Польском)
(Документ публикуется в сокращенном виде, без описания половых актов. Полностью этот документ помещен здесь)