"Президент Дмитрий Медведев внёс на утверждение Московской городской думы кандидатуру нового мэра Москвы — Сергея Собянина. Пять лет назад Собянин сменил Медведева на посту руководителя президентской администрации, а весной 2008 г. руководил предвыборным штабом нынешнего главы государства. Однако 52-летнего Собянина всё-таки называют «человеком Путина», а не «медведевским выдвиженцем». Да и с прежним мэром Москвы у него тоже, оказывается, есть кое-что общее.
В большую политику Сергей Собянин пришёл в начале 1996 года — его, в то время председателя Ханты-Мансийской окружной думы, делегировали в Совет Федерации. Тогда губернаторам и спикерам региональных парламентов сенаторские кресла полагались по должности.
Собянин вошел в состав комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В правовом комитете заседал и тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. В июле 1998 г. Собянин стал председателем этого комитета. Лужков же остался рядовым сенатором — но, конечно, только с формальной точки зрения. Буквально пару месяцев спустя мэр Москвы на пресс-конференции в Лондоне объявил, что будет бороться за пост президента России на выборах 2000 года, если не увидит достойного кандидата. А в конце 1998 года возглавил политическое движение «Отечество», в которое вошли многие сенаторы.
Разумеется, Совет Федерации после этих событий встал в оппозицию к президенту Борису Ельцину. Конфликт между верхней палатой парламента и главой государства обострился весной 1999 года, когда Ельцин внёс в Совфед представление об увольнении генерального прокурора Юрия Скуратова (тот примкнул к политическим противникам Ельцина и пытался возбудить уголовные дела против людей из президентского окружения). Сенаторы трижды отказались отправить генпрокурора в отставку, хотя уголовное дело уже было возбуждено против самого Скуратова.
А мотивировали они свой отказ аргументами, подготовленными комитетом во главе с Собяниным. Да он и сам тогда подчеркивал, что в российском законодательстве не сказано, как отстранять генпрокурора от должности в связи с уголовным преследованием — поэтому, дескать, уволить генпрокурора можно только по собственному желанию последнего.
Однако вся эта казуистика не помешала комитету Собянину принять очередное президентское представление об отставке Скуратова в апреле 2000 г. Президент-то был уже другой — Владимир Путин.
«Человек Путина»
Не зря Собянин в 1980-е сделал хорошую карьеру сперва в Челябинске по комсомольской линии (был завотделом в одном из райкомов ВЛКСМ), а потом в родном Ханты-Мансийском округе (дорос до начальника Когалымской налоговой инспекции, а при новой власти стал мэром Когалыма). Умение колебаться вместе с генеральной линией партии, свойственное советским аппаратчикам, не раз пригодилось ему в дальнейшем.
В 1999 г. в разгар скандала с отставкой генпрокурора Скуратова спикер Ханты-Мансийской думы входил в руководство губернаторского блока «Вся Россия», которое вскоре объединилось с лужковским «Отечеством». В начале 2000 г., после отставки Ельцина, он уже член инициативной группы по выдвижению Путина на пост президента России. В 2000 г. стал первым заместителем президентского полпреда на Урале — причем, говорят, гордился тем, что на эту должность его назначил лично президент (случай и впрямь редкий). А в 2001 г., сразу после победы на губернаторских выборах в Тюменской области, выступил с предложением увеличить президентский срок с четырех лет до семи.
Путин, кстати, перед выборами в Тюменской области заявил, что поддерживает тогдашнего губернатора Леонида Рокецкого, но и препятствовать решению Собянина баллотироваться в губернаторы не будет. Собянин победил, набрав 52,2% голосов (у Рокецкого получилось 29,29%). В феврале 2005 г. Собянин одним из первых региональных лидеров поставил перед президентом вопрос о доверии — получил положительный ответ и был вновь назначен на свой пост. Но в губернаторском кресле продержался на сей раз недолго.
В ноябре 2005 г. Путин произвёл одну из своих внезапных и, как тогда казалось, таинственных кадровых перестановок. Руководителя своей администрации Дмитрия Медеведева он назначил первым вице-премьером, ответственным за национальные проекты в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и жилищном строительстве. А на освободившееся место поставил тюменского губернатора Собянина. Назначение получилось действительно эффектным: когда в Кремле началась рядовая вроде бы встреча президента с членами правительства, Собянин тихо стоял за дверью и зашёл в помещение только после слов Путина о новом назначении. Нацпроекты для Медведева оказались проверкой на зрелость.
Спустя два года Путин официально объявил его своим преемником на президентском посту — и пообещал, что готов возглавить правительство при новом президенте. Собянин же стал руководителем предвыборного шатаб Медведева. А когда провёл выборы (его подопечный набрал 70,28% голосов), ушёл к Путину — руководить аппаратом правительства в чине вице-премьера. Вполне закономерно, что многие собеседники «Ведомостей», комментируя нынешнее назначение Собянина, называли нового мэра Москвы «человеком Путина».
Солдат-бюрократ
«[В правительстве] он курирует программу “Информационное общество”. Он — мотор перевода всех госуслуг на электронную форму», — напоминает министр финансов Алексей Кудрин. Кроме того, Собянин возглавляет правительственную комиссию по проведению Всероссийской переписи населения — 2010. Ещё он — заместитель председателя президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию России (председательствует в ней президент Медведев). «Для него это не простая формальность, он вникает в тонкости обсуждения, темы ему ясны, он активен и инициативен на этом посту», — говорит знакомый Собянина.
Когда Собянин в 2008 г. возглавил аппарат премьер-министра Путина, он сразу занялся изучением основных направлений деятельности правительства, рассказывает бывший его коллега по аппарату правительства. «Мы буквально за два месяца проделали такую работу, которую до нас не делал никто. Мы разослали анкеты во все министерства и ведомства, которые в цифрах должны были прислать, что они считают важным в своей деятельности и каких целей собираются достичь», — рассказывает он.
В результате у Собянина получился сорокастраничный документ «Основные направления деятельности правительства», который лег в основу 42 так называемых «карт проектов» для министерств и ведомств. В каждой карте были видны цели, задачи и бюджет ведомства. «Никому в правительстве до Собянина (а этим ранее занимались другие вице-премьеры — Дмитрий Козак и Александр Жуков) не удавалось посчитать и измерить деятельность министерств. Это был поистине уникальный проект», — восторженно рассказывает бывший коллега Собянина.
При этом сам Собянин, несмотря на инновации в документообороте, «в душе не бюрократ и ненавидит бумажки», рассказывает другой его коллега. Просто «он долбит в одну точку до упора» — такой у него стиль. В жизни сдержан, но своих целей умеет добиваться, добавляет другой. Он занимался реформой бюджетной системы, не потому что любит рутинную работу, а потому что ему нужен порядок, говорит сотрудник аппарата правительства: «Он понимает, что хаос в бюджетной системе съест любого руководителя, поэтому первым делом он всегда зачищает эту площадку».
Главное качеcтво Сергея Собянина — он хорошо разбирается во всех сферах регионального хозяйства, от ЖКХ до здравоохранения и социалки, делится впечатлениями коллега по президиуму правительства. К репутации Собянина добавляет вес то, что он является автором нескольких законов: по полномочиям субъектов (ФЗ 184) и муниципалитетов (ФЗ 131), а также автономным бюджетным и новым бюджетным учреждениям (ФЗ 83). Он считался одним из лучших губернаторов страны, провел в Тюменской области все ключевые реформы, рассказывает собеседник «Ведомостей». В последние два года в правительстве он контролировал исполнение программы социально-экономического развития России до 2020 года, обеспечивал координацию правительства и администрации президента. В 2008 г. достаточно жестко, без раздумий, сократил штат аппарата правительства.
На заседаниях правительства он, как правило, молчал и только в исключительных случаях делал какие-то ремарки. «Солдат-бюрократ. Надо — сделал. Не надо — не сделал. Дисциплина — высший класс. Сам такой и ко всем относится соответственно», — характеризует сотрудник аппарата правительства.
Ближний круг человека в футляре
Он никогда за собой не тащил большую команду, считает его коллега по правительству: «Так что когда он станет мэром, он вряд ли станет сильно перетряхивать команду [в правительстве Москвы]». Руководитель его секретариата Андрей Кротов работал в аппарате правительства задолго до прихода туда Собянина. И даже когда уволился его ключевой заместитель Кирилл Андросов, он не стал назначать на это место своего ставленника, а на работу был приглашен никому не известный Сергей Гапликов из Чувашии, который там возглавлял правительство. Выбор на Гапликова пал потому, что Чувашия показывала лучшие показатели при мониторинге регионов, объясняет коллега Собянина по аппарату. Разве что Анастасию Ракову опрошенные «Ведомстями» чиновники в один голос называют соратницей Собянина. Она трудится вместе с ним с 1998 г. (тогда ей было 22 года). Ее карьера абсолютно повторяет все перемещения Собянина. Сначала она работала в аппарате думы Ханты-Мансийского автономного округа, председателем которой был Собянин. Когда он стал губернатором Тюменской области, Ракова была его помощницей. Собянина назначили руководителем администрации президента — Ракова стала его замом. Сейчас Ракова — замглавы аппарата правительства. Все коллеги Раковой, с которыми удалось поговорить, о ней отзываются нейтрально.
Собянин не любит давать интервью, комментировать принятые решения, всегда старается держаться в тени. Впрочем, знакомый с ним предприниматель замечает: «Когда он на работе, то кажется закрытым, такой человек в футляре. Но это стиль поведения в официальной обстановке. В неофициальной обстановке он раскован, его закрытость спадает, он легко общается, любит и пошутить, и посмеяться. Его лучший друг — Леня Тягачёв [Леонид Тягачёв, президент Олимпийского комитета России]. Когда они встречаются, то весело проводят время, как обыкновенные люди, получая удовольствие от общения». А вот с бизнесменами Собянин держит дистанцию, добавляет собеседник «Ведомостей». Самым близким к нему предпринимателем он называет основателя и владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова (по иронии судьбы, Евтушенков, бывший высокопоставленный чиновник московской мэрии, был дружен и с Юрием Лужковым).
Впрочем, в разгар конфликта между российскими и британскими акционерами ТНК-BP «Сергея Семеновича [Собянина] часто видели в приемной исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана», вспоминают бывший менеджер ТНК-ВР и источник, близкий к акционерам компании. У Собянина были хорошие отношения с руководством ТНК, и он помогал улаживать конфликт ТНК с ВР, подтверждают они оба. Ведь, будучи тюменским губернатором, Собянин возглавлял совет директоров ТНК, которая в то время только-только перешла под контроль «Альфа-груп». Но в последние годы Собянин в руководство частных компаний не входил — он возглавляет наблюдательный совет «Первого канала», а также советы директоров госкорпораций «Росатом» и «Автодор».
Собянин женат на двоюродной сестре бывшего министра топлива и энергетики Александра Гаврина. В 1993 году тот сменил его на посту мэра Когалыма, а сейчас представляет Тюменскую область в Совете Федерации. В 2001 г., во время губернаторской кампании, Ирина Собянина рассказывала в интервью газете «АиФ — Западная Сибирь», что в Когалыме она с будущим мужем и познакомилась — приехала туда по распределению как инженер-строитель. Баллотируясь в губернаторы, Собянин в интервью той же «АиФ — Западная Сибирь» говорил, что оберегает семью от политических перипетий: «Что касается вопросов службы, то тут я с супругой не советуюсь. Порой она из газет или из телевизионных новостей узнает о моих новых назначениях. Конечно, это как бы не в духе российской ментальности. Но после трудного рабочего дня дома нужно говорить о домашних делах, а не о работе». И полушутя добавлял: «Когда меня избрали мэром Когалыма, мать схватилась за голову: “Сынок, ну куда ты попёрся в эти мэры — там же одни проблемы, ты все здоровье положишь на этой работе”. Но, видно, такой уж я непоседливый».
«Вообще, я оцениваю его как более эффективного управленца, чем Лужков. В случае его назначения Москва узнает, какие скрытые возможности есть в городе , — заявил “Ведомостям” министр финансов РФ Алексей Кудрин. — С его приходом можно ожидать реального превращения города в ведущий экономический и финансовый центр. Это позволит осуществить прорыв за несколько лет».