"Бизнесмен Виктор Батурин потребовал от следственного комитета РФ "провести тщательную проверку преступной деятельности" своей сестры, президента ЗАО "Интеко" Елены Батуриной. Он настаивает, что при разделе бизнеса "Интеко" в 2007 году недополучил как минимум 3,462 млрд руб., причитающихся ему за работу в компании. Последние годы Елена и Виктор Батурины практически не общались, поэтому заявление похоже, скорее, на сведение счетов, считают девелоперы.
Елена и Виктор Батурины основали "Интеко" в 1991 году на паритетных началах. В 2005-м, когда компания зафиксировала значительную прибыль (цементный бизнес был продан "Евроцемент груп" за $800 млн, а ДСК-3 — группе ПИК за $300 млн), отношения испортились. Раздел активов сопровождался судебными исками, в феврале 2007-го брат и сестра подписали второе мировое соглашение: у Елены Батуриной осталось 99% "Интеко" (еще 1% находится на балансе компании; сейчас состояние бизнесвумен оценивается в $2,9 млрд), а Виктор Батурин получил "не обремененные долгами активы на сумму не менее $500 млн" (см. интервью в "Ъ" от 19 ноября 2007 года). "Все немосковские активы, находившиеся в совместной собственности, отошли мне",— говорил он тогда.
Всего в соглашении фигурировали 37 активов, в том числе около 50 тыс. га в Белгородской и Курской областях, недвижимость в Сочи и т. п. Основной его компанией считалась "Интеко-Агро", земельный банк которой на начало 2008 года достигал уже 250 тыс. га.
Но осенью этого года бизнесмен вспомнил старые обиды. 4 октября он направил председателю следственного комитета РФ Александру Бастрыкину заявление, в котором попросил "провести тщательную проверку <...> фактов преступной деятельности" Елены Батуриной и "принять в ее отношении процессуальное решение в соответствии с законом". Он сообщил, что ему "пришлось <...> подписать мировое соглашение", потому что "при спорах с ней (госпожой Батуриной.— "Ъ") никому в Москве не суждено было добиться справедливого правосудия". Сестра "незаконно присвоила" принадлежащие ему 24% ЗАО "Интеко", утверждает Виктор Батурин. Также до настоящего момента "Интеко" не выполнила в его отношении требования трудового законодательства, в частности, не выплатила заработную плату в размере 3 461 969 172,98 руб. (с 18 января 1999 года он был назначен вице-президентом "Интеко", а уволен приказом от 23 декабря 2005 года). "Мы начали серьезно конфликтовать, так как я был против конкретных сомнительных персон, с кем она себя окружила, против сомнительных проектов и против вывода денег за рубеж",— пишет он (авторская орфография сохранена). Весь полученный им ущерб может оцениваться в сумму до $1 млрд, сообщил "Ъ" господин Батурин.
Он не скрывает, что решил добиваться пересмотра раздела активов "Интеко" в связи с отставкой своего шурина Юрия Лужкова. "Куда бы я ни обращался, с учетом московской коррупции и связей Батуриной Е. Н. в правоохранительных органах и судах мне не удалось добиться правды",— отметил он в заявлении.
Представители следственного комитета в четверг поздно вечером сообщили, что пока ничего не знают об обращении Виктора Батурина. В пресс-службе ЗАО "Интеко" заявили, что "бред сумасшедшего нет смысла комментировать".
По словам советника Baker & McKenzie Евгения Рейзмана, по трудовому законодательству работодатель должен выдать работнику при его увольнении всю заработанную, но невыплаченную зарплату и произвести полный расчет за неиспользованный отпуск. Но, говорит господин Рейзман, срок исковой давности, в частности, по истребованию зарплаты и компенсации истекает через три месяца после вручения работнику приказа об увольнении. Претензии по поводу права собственности на акции решаются в арбитражном суде, добавил господин Рейзман.
В этой истории есть имиджевые риски для обеих сторон, считает гендиректор "Пробизнес девелопмент" Дмитрий Ковальчук. "Для Виктора Батурина, который занимался не только девелопментом и сельским хозяйством, но и шоу-бизнесом, очередной скандал будет нелишним пиаром",— поделился один из столичных девелоперов, попросивший не называть его имени. Но он не исключает, что после отставки Юрия Лужкова следственные органы будут придирчиво проверять изложенные господином Батуриным факты. "Было бы удивительно, что при текущей ситуации не нашлись бы недовольные "Интеко"",— резюмирует господин Ковальчук."