FLB: «В скором времени Алекперов отойдет от оперативного управления.» Кто станет у руля «Лукойла» - Равиль Маганов? Леонид Федун? Александр Матыцын?
"Как сообщил журнал «Компания» (08.10.2010) в рубрике «Эксклюзив» в одной из самых крупных нефтяных компаний России намечаются существенные кадровые перемены. В кулуарах активно возобновились разговоры о возможном уходе с поста президента «Лукойла» Вагита Алекперова.
«Американский концерн ConocoPhillips ежедневно распродает по миллиону акций «ЛУКОЙЛА», заявил Леонид Федун. И эти бумаги предполагается оставить на свободном рынке. По крайней мере, никто из основных владельцев не собирается серьезно увеличивать свою долю. Сам вице-президент говорит, что намерен довести свой пакет до 10% (сейчас 9,27%), но не больше.
Слова Ленонида Федуна добавили рынку оптимизма и позволили «ЛУКОЙЛУ» в среду закрыться в плюсе, в отличие от большинства коллег нефтяному бизнесу. Впрочем, серьезного роста все же не произошло (0,37%). Причин тому несколько, считают эксперты. По мнению аналитиков УК «Банка Москвы» темпы продажи ConocoPhillips акций «ЛУКОЙЛА», озвученные Леонидом Федуном оказались намного выше (примерно в четыре раза), чем считал рынок, и это может привести к временному перенасыщению рынка бумагами. Впрочем, рассуждают аналитики, чем скорее американцы избавятся от пакета, тем скорее «ЛУКОЙЛ» сможет начать реализовывать фундаментальный потенциал роста своих акций.
Другим сдерживающим фактором на рынке, остаются разговоры о возможном уходе с поста Вагита Алекперова. В СМИ уже появлялась информация о том, что президент компании говорил о том, что собирается покинуть свой пост и возглавить совет директоров после того как ему исполнится 60 лет. 60 лет ему исполнилось 1 сентября, и с тех пор информацию о возможном уходе официально опровергал и «ЛУКОЙЛ» и лично Вагит Юсуфович. Однако рынок со счетов ее не сбрасывает, а, по словам участников рынка, просто ждет, когда это случится.
«ЛУКОЙЛУ» в этом году вообще «везет» на эксцессы.
1.) Февральская авария вице-президента Анатолия Баркова и не могла остаться без того резонанса в СМИ, который в итоге получила. Расследование катастрофы длилось полгода, хотя общественное мнение с самого начала не сомневалось в исходе дела, независимо от результатов следствия. И оказалось правым - главным виноватым в итоге был назначен концерн «Ситроен». При этом сам «ЛУКОЙЛ» в любом случае остался в проигрыше. Даже учитывая, что бойкот его заправок не состоялся (идея, впрочем, изначально абсурдная) скандалы вокруг топ-менеджеров не могут пойти на пользу имиджу никакой компании.
2.) Затем имя «ЛУКОЙЛА» упоминалось в «бензиновом» скандале с волгоградским губернатором Анатолием Бровко. Хотя к самой компании претензий никто не предъявлял, но именно ее «дочка» «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» поставляла волгоградской администрации топливо для сельхозработ по льготной цене, и именно туда обращался губернатор с просьбой проводить поставки через фирму, не имеющую к сельскому хозяйству никакого отношения.
3.) Зато в июне претензии к еще одной «дочке» «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» появились у московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Она выявила, что один из танкеров компании не соблюдал должных правил пожарной безопасности и вообще работал с пророченным свидетельством о годности судна к плаванию. В результате против руководителей фирмы было возбуждено пять административных дел.
Так или иначе, но в связи с тем, что стало очевидно, что в скором времени Алекперов отойдет от оперативного управления, усилилась конкуренция за контроль над компанией в будущем.
Наиболее вероятными преемниками до сих пор назывались вице-президенты Равиль Маганов и Леонид Федун. Однако последнее время к ним добавился вице-президент, начальник Главного управления казначейства и корпоративного финансирования Александр Матыцын.
В отличие от Маганова, непосредственно участвовавшего в создании вертикально интегрированной компании, Федун и Матыцын являются сторонниками превращения группы в финансовый холдинг. Тем более, что они и сейчас фактически могут контролировать денежные потоки в группе, - сообщает журнал «Компания» "