"Вокруг Юрия Лужкова, как в принципе и вокруг мэра любого мирового мегаполиса, с первых лет его правления возникали скандалы. Мэра обвиняли в совмещении государственной службы с коммерческой деятельностью, протекции бизнесу его жены, небрежном отношении к памятниками архитектуры и заинтересованности в завладении самыми лакомыми кусками столицы. Практически все эти обвинения были в последствии опровергнуты по решению московских судов.
Кооператив «Оргкомитет»
12 декабря 1990 года Юрий Лужков был избран президентом акционерного общества «Оргкомитет», среди учредителей которого числился ряд служб Мосгорисполкома, Инкомбанк, Московская ассоциация предприятий. Деятельность АО была сосредоточена в основном на проведении аукционов по продаже приватизируемого муниципального имущества. На продажу выставлялись квартиры в домах, находившихся раньше на балансе ЦК КПСС.
25 декабря 1990 года вышло постановление кабинетов министра, запретившее чиновникам работать в коммерческих структурах. 4 февраля 1991 года Юрий Лужков оставил пост в АО «Оргкомитет» по собственному желанию.
17 марта 1992 году в «Независимой газете» была опубликована статья, в которой утверждалось, что Юрий Лужков нарушает закон, занимая помимо поста чиновника должность в АО «Оргкомитет». Лужков подал на издание в суд и выиграл иск. «Независимую газету» суд обязал опубликовать опровержение, так как на момент публикации г-н Лужков не являлся президентом «Оргкомитета».
Гостиница «Рэдиссон-Славянская»
5 ноября 1996 года в Москве был убит американский бизнесмен Пол Тейтум. Неизвестный расстрелял его в переходе около станции метро «Киевская». После чего оставил на ступеньке перехода автомат Калашникова и скрылся.
Пол Тейтум был совладельцем гостиницы «Рэдиссон-Славянская», построенной в 1990 году. Он возглавлял американскую компанию RedAmer, которая владела 40% акций совместного предприятия (СП) «Интурист РадАмер— гостиница и деловой центр». Соучредителями также выступил Госкоминтурист, а позже, вместо него, правительство Москвы.
До 1995 года генеральным директором СП был гражданин Америки. Но в 1995 году у него возникли проблемы с получением российской визы. Тогда на его должность российскими партнерами был назначен предприниматель Умар Джабраилов, что возмутило американцев. Не все потеряно
Компания RedAmer хотела назначить своего управляющего. В 1996 году Пола Тейтума познакомили с Гиви Ахобадзе, который обещал за $1 млн помочь ему стать гендиректором СП «Интурист РадАмер— гостиница и деловой центр». Ахобадзе сообщил, что часть денег якобы причитается вице-премьеру правительства Москвы Иосифу Орджоникидзе, от которого зависит решение вопроса.
Американец обратился в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве взятки. Он просил генерального прокурора РФ принять меры, которые оградили бы его от вымогательства и помогли вступить в юридические права по распоряжению СП «Интурист РадАмер— гостиница и деловой центр». По этому заявлению было возбуждено уголовное дело.
Следователи рассчитывали взять вымогателя с поличным. Момент передачи ему $1 млн был заснят скрытой камерой. Но позже пленка из материалов дела якобы исчезла.
Само уголовное дело было прекращено в ноябре 1996 года в связи с убийством заявителя. Американской частью акций СП «Интурист РадАмер— гостиница и деловой центр» стало владеть Москомимущество.
После убийства Пола Тейтума на два года за незаконное хранение оружия был осужден Гиви Ахобадзе. Следователи продолжали работать с ним и в тюрьме, надеясь получить показания, которые помогли бы раскрыть убийство Тейтума. Но кто являлся исполнителем и заказчиком этого преступления, неизвестно до сих пор.
В 1999 году журналист Сергей Доренко вспомнил в передаче «Время» историю с убийством Пола Тейтума. Он предположил, что к этому преступлению мог быть причастен московский мэр Юрий Лужков. Друг Тейтума рассказал в эфире программы, что тот перед смертью успел сказать своему телохранителю: «Это сделал Лужков, за это отвечает Лужков». По версии друга, Пола Тейтума убили для того, чтобы московское правительство могло контролировать гостиницу «Рэдиссон-Славянская». Кроме громких заявлений подтверждений данной версии до сих пор не нашлось.
Памятник Петру I
5 сентября 1997 года в Москве был открыт памятник Петру I (официальное название— «Памятник в ознаменование 300-летия Российского флота»). Памятник был выполнен скульптором Зурабом Церетели по заказу правительства Москвы.
Расположен на стрелке Москвы-реки на Крымской набережной. Его высота— 98 м— сделала его самым высоким памятником в России. Так же он входит в десятку самых высоких памятников мира.
Установка памятника вызвала яростную критику. Накануне открытия был организован сбор подписей против его установки. Мнение общественности чиновники не услышали. Архитекторы указывали на то, что памятник не имеет никакой ценности для города. Сторонники скульптора говорили о том, что современному городу необходимы такого рода «маяки».
В 2008 году эта работа скульптора Церетели вошла в десятку самых уродливых памятников в мире. Рейтинг составлялся по итогам голосования активистов и экспертной группы сайта «Виртуальный турист». Петр I занял почетное 10-е место.
В 1997 году памятник был заминирован. Взрывное устройство у основания памятника заложили участники группировки «Реввоенсовет». Для этого им пришлось использовать акваланги и подводную торпеду-буксировщик. Акция была сорвана, так как кто-то предупредил правоохранительные органы о готовящемся взрыве.
Участников группировки «Реввоенсовет» суд приговорил к реальным срокам лишения свободы. Примечательно, что среди них был старший оперуполномоченный Главного управления по борьбе с оргпреступностью МВД РФ Владимир Белашев.
Кресла для стадиона «Лужкники»
Первые гневные публикации о жене мэра— Елене Батуриной— появились в прессе в 1998 году. Тогда ее кооператив «Интеко» выиграл тендер и получил заказ на производство 80 тыс. пластиковых сидений для стадиона «Лужники». Сумма контракта составила $700 тыс. То, что контракт достался компании, принадлежащей жене мэра, вызвало волну критики в прессе.
Позже столичный мэр так объяснил победу компании своей жены в этом тендере: «Более выгодных условий не предложил никто». «Я не вижу ничего предосудительного в том, что дирекция „Лужников“ решила закупить пластмассовые кресла у меня, не платить в полтора раза дороже немцам»,— заявляла журналистам сама Елена Батурина.
История с поставкой кресел для стадиона получила свое продолжение в 1999 году. В газете «Московские ведомости» тогда кто-то заказал рекламу на разворот: «Стулья для ЛУЖниКОВ. Звоните. Спросите Лену».
После «Лужников» компания «Интеко» изготовила пластиковые кресла для стадиона «Динамо» и спорткомплекса «Олимпийский».
МКАД
В 1999 году разразился скандал вокруг проведенной реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Тогда Следственный комитет при МВД России возбудил уголовное дело о хищении денежных средств при строительстве дороги в 1992–1997 годах. По предварительным данным, было похищено 256 млрд рублей, что соотносимо с сужением дорожного полотна на 10 см с каждой стороны. Это заявление следователей породило среди москвичей легенду о том, что при строительстве МКАДа украли 20 см дороги.
В 2000 году столичная мэрия заявила, что возбужденное уголовное дело является «политическим заказом», при помощи которого «Юрия Лужкова и его команду профессионально хотят подставить». Вертикаль Москвы
Позже специально произведенные замеры показали, что на всем протяжении МКАДа есть места сужения и расширения, но они укладываются в рамки санитарных норм и правил. На ширине полотна хищения не сказались.
В 2008 году уголовное дело о хищении денежных средств при строительстве МКАДа было прекращено из-за истечения сроков давности.
Военторг
В августе 2003 года в Москве начали сносить здание Военторга на Воздвиженке. К тому моменту оно практически целиком принадлежало Тельману Исмаилову, владельцу ресторана «Прага» и Черкизовского рынка.
Здание Военторга было построено в 1910–1913 годах по проекту архитектора Сергея Залесского. Сам проект в 1910 году получил премию, учрежденную Московской городской думой. Военторг был одним из лучших зданий эпохи модерна в столице. В 1998 году приобрел статус «вновь выявленного памятника», но в 2003 году был снят с госохраны.
В 1994 году здание перешло в собственность Москвы. Практически сразу после этого Военторг был закрыт из-за нерентабельности. Вскоре решено было провести реконструкцию здания в связи с его аварийностью.
В 2003 году появилось распоряжение правительства Москвы № 439-ПП, в соответствии с которым сносу подлежали все строения, принадлежащие ОАО ТД ЦВУМ, «с сохранением наиболее ценных архитектурных элементов фасада». После сноса Военторг должны были восстановить в прежнем виде.
Тогда Михаил Швыдкой, являвшийся министром культуры РФ, отправил телеграммы столичному мэру Юрию Лужкову и президенту Владимиру Путину с требованием отменить решение о сносе здания. 25 августа 2003 года все-таки начался снос, который архитекторы, выступающие за сохранение культурного наследия, назвали преступлением.
В 2004 году москвичи провели акцию прощания с Военторгом. Они пришли к стройплощадке, зажгли около нее свечи, разложили цветы, прикрепили к строительной сетке таблички «памяти Военторга» и ушли.
Реконструкция завершилась в 2008 году. Владимир Ресин, глава столичного стройкомплекса, тогда так говорил о Военторге: «С точки зрения рациональности и внешнего вида здание Военторга— это новодел». После реконструкции здание приобрело 30 тыс. кв. м подземного паркинга, его площадь была увеличена в шесть раз. По мнению архитекторов, он утратил все черты стиля модерн и стал типичным офисно-торговым центром. Трансвааль-парк
14 февраля 2004 года в аквапарке «Трансвааль-парк» на Голубинской улице в Ясенево обрушился монолитный купол из тонкостенного бетона и стеклянные стены. Крыша обрушилась на аттракционы, детскую площадку и бассейны. В результате трагедии погибли 28 и около 200 человек пострадали.
Практически сразу в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости» появилась информация о том, что владельцем парка фактически была компания «Интеко», принадлежащая супруге столичного мэра Елене Батуриной. По информации изданий, в 2003 году владельцем аквапарка стало ЗАО «ТерраОйл», находящееся под контролем «Интеко».
Газета «Коммерсантъ» утверждала, что заем на приобретение Трансвааль-парка компании «ТерраОйл» дали лично Елена Батурина и ее брат Виктор Батурин.
После этих публикаций «Интеко» выпустило заявление о том, что ни сама компания, ни ее акционеры не являются фактическими и юридическими владельцами «Трансвааль-парка». Компания подала иски о клевете к газетам, распространившим подобную информацию. 18 марта 2005 года Тверской суд Москвы удовлетворил иск к газете «Коммерсантъ», обязав издание выплатить компенсацию в размере 30 тыс. рублей. Генплан
5 мая 2010 года Мосгордума приняла Генеральный план развития столицы до 2025 года. Принятию этого закона предшествовали публичные слушания, дебаты в Общественной палате, многочисленные акции протеста москвичей. Даже в день принятия закона у здания Мосгордумы собрались десятки протестующих людей. Их разогнал ОМОН.
У проекта Генплана, едва он вышел в свет в виде двух увесистых томов, появилось множество противников. В частности, москвичи выступали против строительства в черте города мусоросжигательных заводов, прокладки линии метрополитена через Битцевский лес, нежелания учесть 1,5 тыс. ценных исторических объектов, которые были заявлены как памятники и дожидались подтверждения своего статуса.
Проект главного градостроительного документа был представлен горожанам на специальных выставках, проходивших в каждом районе столицы. Однако пришедшие взглянуть на свое будущее москвичи так ничего и не поняли. Проект был представлен таким образом, что разобраться в нем мог лишь весьма узкий специалист.
В августе 2009 года в Москве состоялись публичные слушания по Генплану. Все они проходили под жаркие споры москвичей и представителей столичной власти, а также разработчиков проекта Генплана. По итогам публичных слушаний москвичи высказали около 30 тыс. замечаний. По словам столичных чиновников, более половины из них не имели отношения к документу. Эксперты заявили, что власть учла лишь те пожелания, которые были ей выгодны.
9 апреля обсуждение Генплана в Общественной палате закончилось скандалом. После нападок защитников архитектуры и москвичей главный архитектор города Александр Кузьмин и глава Мосгордумы Владимир Платонов удалились из зала под крики «Позор!» и «Трусы!».
Несмотря на общественное недовольство, Генплан был принят Мосгордумой и уже вступил в силу."