FLB: Маркетинговые и управленческие ошибки Группы «ГАЗ».
"У Группы «ГАЗ» - гиперцентрализованное управление. Решения принимает единственный человек - лично Олег Дерипаска. Остальные выполняют. В ситуации, когда ты рулишь десятками разнообразных бизнесов - не до мелочей. Они же имеют свойство вырастать в гору проблем.
Почему я не верю в «Фольксваген-на-Волге»?
"А почему, собственно, в это нужно верить? Только потому, что премьер-министр РФ Владимир Путин сказал, что это возможно? Даже дважды - во время встречи с топ-менеджментом «Фольксвагена» в Москве и несколько дней назад в Нижнем Новгороде, на межрегиональной конференции единственной правильной и единственно верной партии. И что? Объективная реальность, данная нам в ощущениях, размышлениях и анализе, показывает, что ВВП (человек и показатель) одним только словом ситуацию не изменит. Нужно дело. Причем - как со стороны «жениха» (в данном случае - «Фольксвагена»), так и со стороны «невесты» (группа «ГАЗ»). Вот тут и начинаются сложности. Невеста-то, как говорится, с прошлым. И весьма тяжелым настоящим.
Весь modus operandi Олега Дерипаски после его захода в лучших рейдерских традициях на ГАЗ в 2010 году состоял из простых, как валенок, движений - отжать досуха актив. Отдохнуть - и еще отжать. Даже не обращая внимания на чехарду с генеральными директорами, которые менялись со средней скоростью два CEO в год, можно констатировать: разрушив «порочную», как ему казалось, систему работы ГАЗа и Группы в целом, собственник так и не создал ничего эффективно работающего. А все кайдзены, шестьсигмы и прочие лин-производства остались не более, чем вишенками на изрядно прокисшем торте.
Оставим в стороне все остальные проблемы Группы ГАЗ и сосредоточимся только на Volga Siber. Именно на мощностях этого провалившегося проекта предложено «Фольксвагену» организовать совместный выпуск легковых автомобилей. Причем в планах - именно полноценное производство, а не отвёрточное.
На чем основан оптимизм? Неясно. Убив порядка $300 млн на закупку и пуск в эксплуатацию завода «Крайслер» на площадях ГАЗа, итоговый продукт так и не довели до ума. Фактически, нет никакого производства Volga Siber. Всё, что сошло с конвейера - это собранные из поставленных с американских берегов машинокомплектов автомобили. Кончились машинокомплекты - кончилось и «производство». Всего же было выпущено порядка 3000 Volga Siber, с сентября 2008 года. Причем первый раз конвейер остановили уже через полгода - в марте 2009. Из-за отсутствия спроса. И потом конвейер Volga Siber останавливался не раз. Самый свежий пример - с 29 июля по 8 августа, когда вообще вся Группа «ГАЗ» ушла в таинственный корпоративный отпуск как раз в разгар роста спроса на продукцию (если верить официальным пресс-релизам). Не говоря уже о том, что несколько раз вставал вопрос о прекращении выпуска автомобиля. Даже один раз президент Группы «ГАЗ» Николай Пугин официально объявил об этом. Заявление было дезавуировано, но ситуация такова, что ГАЗ «выпускает» машину лишь номинально. Реально - это не производство. Его даже мелкосерийным не назовешь.
Вся выпущенная на сегодняшний день партия Siberов, за редким исключением, была куплена по госзаказу для муниципальных и региональных гаражей. Средний выпуск автомобиля в месяц - 400-450 штук. Тогда как по планам, в первый год с конвейера должно было сойти 45.000 авто, в 2009 - 65.000. Более того, автомобиль не спасло даже снижение цены, проводившееся три раза - с 600.000 рублей до примерно 496.200 рублей в комплектации comfort (самый бюджетный вариант, с механической коробкой передач). При этом мальчики из пресс-службы Группы «ГАЗ» яростно отрицают наличие проблем. Причем трансфер из Дженерал Моторз Бо Андерсона, который был преподнесен как «великий и ужасный» ничего не решила системно. Он, кстати, этим летом первый начал туманно рассуждать о возможности выпуска иномарки на мощностях Volga Siber. Уже после провала с покупкой Oпель.
Кстати, хвост неудачного сотрудничества ГАЗа с иностранными производителями будет подлиннее, чем у динозавра. Да что там говорить, если единственный успешный пример - это постройка и запуск завода ГАЗ с помощью инженеров с заводов Генри Форда. Всё остальное - провал и позор (и не надо про Магну - она всего лишь акционер, мы говорим про реальное производство).
Вспомним героев былых времён. 1.) «Нижегородмоторс», СП с Фиат. 2.) Дизель «Штайр» с одноименной австрийской компанией. 3.) Вежливые улыбки японцев с Nissan и Toyota, отметивших, что в Автозаводском районе очень красивые и умные дети. (Это из советского анекдота, если кто забыл. Японскую делегацию спрашивают: «Как вам Советский Союз?». Ответ: «У вас очень красивые и умные дети, а всё, что вы делаете руками - никуда не годится!»). 4.) Украинский «Богдан» даже смотреть газовские мощности не стал. 5.) Опель консорциуму инвесторов, куда входил и ГАЗ как «техническая площадка» так и не продали. 6.) Планы по выпуску лицензионной индийской «Махиндры» канули в Лету. При этом собственные разработки были сняты с конвейера, сейчас еще и конструкторский корпус фактически разогнан.
Ошибки маркетинговые наслаивались и наслаиваются на ошибки управленческие. У Группы «ГАЗ» - гиперцентрализованное управление. Решения принимает единственный человек - лично Олег Дерипаска. Остальные выполняют. В ситуации, когда ты рулишь десятками разнообразных бизнесов - не до мелочей. Они же имеют свойство вырастать в гору проблем.
Так что, при всем уважении, с «Фольксвагеном» тоже вряд ли что получится. Хотя я готов станцевать гавайский танец на Большой Покровской, если ГАЗ выйдет на промышленное производство «Фольксвагенов»."
21.09.2010
Константин Барановский «АПН-Нижний Новгород», 21.09.10