FLB: Индустриализация – Африке. Налоги – оффшорам. Экологические проблемы – «региону присутствия», то есть Красноярскому краю
"Почему даже малоизвестная компания «Ванкорнефть», еще ничего не заработав в Красноярском крае, а только вкладывая деньги в строительство, платит в краевой бюджет больше, чем «Русал». Задолженность КрАЗ по и так «оптимизированным» платежам в краевой и городской бюджеты составляет полмиллиарда рублей. Почему Олег Дерипаска вспомнил об экологических проблемах Норильска только после того как не удалось получить дивиденды в размере 115 % от прибыли.
«Неугомонный олигарх в последние дни развил фантастическую активность. Из-под рабочей каски вещает на заводской площадке в телекамеру; не сходит со страниц печатных изданий; даже основал в Интернете сайт по поиску единомышленников для «спасения «Норильского никеля». Не стесняясь, говорит о своих грандиозных успехах в качестве генерального директора «Русала» и требует, чтобы ему дали порулить в связи с этим еще чем-нибудь. Вот тогда покажет, какой он выдающийся менеджер всех времен и народов.
Г-н Дерипаска усердно рекламирует успехи своей алюминиевой империи под его мудрым руководством. Внимательно смотрю цифры, опубликованные в журнале «Эксперт», а главное - на официальном сайте «Русала». Много цифр - и про тонны алюминия и глинозема, и про бокситы где-то в Африке, и про себестоимость, и про электроэнергию. Особенно гордится олигарх тем, что алюминия сейчас производится больше, чем во всем СССР. (Похвально, хотя не помню, чтобы министерство цветной металлургии СССР имело какие-то предприятия за границей.) Хочу задаться вопросом - зачем столько? Что это дает моей стране и мне? В СССР алюминий потребляла отечественная промышленность. Красноярский алюминиевый завод строился в одном комплексе с металлургическим. Рядом, через заборчик. Что сейчас с КраМЗом?
Дерипаске отечественное авиастроение не очень-то интересно. «Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, ряд африканских стран потребуют сумасшедших объемов, - говорит он «Эксперту», - Индия не сможет в будущем ограничиться потреблением алюминия в объеме один килограмм на душу населения. Каждая машина - это 146 килограммов, каждый автобус - это почти 300 килограммов, каждый самолет - это 4,5 тонны. Если потребление в Китае выросло с двух килограммов на человека до 11,5, то и Индия обязательно вырастет».
Я вообще-то не против того, чтобы Малайзия или «ряд африканских стран» делали свои самолеты, пусть даже из красноярского алюминия. Но мне хочется знать - что от этого будет иметь край? Увеличение производства алюминия для меня, добросовестного налогоплательщика (а я исправно плачу налоги здесь, в Красноярске, а не где-нибудь на Джерси), означает лишь появление дополнительных экологических проблем в городе. Меня мало заботит индустриализация в «ряде африканских стран». Поэтому возникает законный вопрос: для чего, кроме обогащения олигарха, производится в моем городе алюминий?
ХХХ
Много цифр приводит Олег Владимирович, а вот интересующую меня - сколько «Русал» платит налогов - почему-то не называет.
В предисловии к только что опубликованному «Социальному отчету «Русала» за 2008 год «Время перемен» Дерипаска пишет: «Производственные успехи должны напрямую влиять на изменение качества жизни сотрудников, населения стран и регионов нашего присутствия, причем не только в области снижения нагрузки на окружающую среду, но и в сфере медицинского обслуживания, образования, развития социальной инфраструктуры в целом. В этом - принципиальное отличие компании-лидера: она превращает в передовые не только свои предприятия, но и регионы, где ведется работа».
Золотые слова. Поскольку мы - «регион присутствия», очень хотелось бы узнать и про медицинское обслуживание, и про образование и социальную инфраструктуру в целом. Последняя, как известно, в первую очередь зависит от налогов. Мне не надо таких социальных программ «Русала», о которых написано в отчете («В 2008 году силами сотрудников удалось собрать 1 882 450 рублей. По условиям программы, сумма, собранная сотрудниками, удваивается за счет вклада Компании. В результате, в качестве благотворительной помощи было направлено почти 3,8 млн. рублей. Среди благополучателей программы - подопечные благотворительного фонда «Здесь и сейчас», общественной организации инвалидов «Творческое партнерство», благотворительного фонда содействия спасению бездомных собак и кошек «Зов предков», Центра поддержки растущего поколения «Перекресток». В ходе ежемесячных акций собираются не только финансовые средства, но и вещи, - например, одежда для выпускников школы-интерната, спортинвентарь, новогодние подарки и др.»). И даже елка КрАЗовская, которая когда-то, в додерипасковские времена была лучшей в городе, не нужна. Заплатите налоги полностью и здесь, где мы дышим гадостью выбросов производства «для индустриализации Африки».
Если бы алюминиевая империя не была прописана в иностранных оффшорах, то по итогам того же 2008 года только с дивидендов Красноярского алюминиевого завода было бы заплачено 2 миллиарда 149 миллионов 200 тысяч рублей налогов (оценка профессора Никиты Кричевского на основе опубликованных показателей). В прошлом году Россия потребляла всего 531 тысячу тонн алюминия - это половина продукции красноярского завода. То есть вся империя Дерипаски - Иркутский, Братский, Саяногорский, Волгоградский и остальные многочисленные заводы - по сути, работала на индустриализацию в Африке. Неужели бесплатно, из желания «влиять на изменение качества жизни населения этих стран»? При самой-то низкой себестоимости алюминия в мире из-за дешевой электроэнергии? Если себестоимость - 1300-1400 долларов за тонну, а цена на Лондонской бирже - 2 130 долларов, то где он, налог на прибыль в российском государственном бюджете?
Размеры налоговых отчислений «Русал» не публикует. Я, по крайней мере, их не нашел. Не делают этого и органы власти, ссылаясь на какую-то непонятную в данном случае «налоговую тайну». Речь ведь идет не о ларьке, принадлежащем частному предпринимателю. При этом другие крупные компании охотно раскрывают такие цифры.
Почему «Ванкорнефть», еще ничего не заработав в Красноярском крае, а только вкладывая деньги в строительство, платит в краевой бюджет больше, чем «Русал»?
Информация о налоговых поступлениях от алюминиевой империи просачивается, конечно, в прессу. Некогда налоги только одного алюминиевого завода, без Ачинского глиноземного комбината и других предприятий «Русала», составляли 35 % консолидированного бюджета края. Сейчас, по некоторым оценкам, эта доля в разы меньше. Когда-то КрАЗ был основным налогоплательщиком в Красноярске. При этом, как в пятницу сообщило агентство НИА, задолженность завода по платежам в краевой и городской бюджеты составляет полмиллиарда рублей.
У меня есть ощущение, что «Русал» никогда и не раскроет эти цифры. По одной простой причине - основные налоги, все, что касается прибыли, компания платит за пределами России. Большая тайна - кто же бенефициар, то есть получатель доходов Объединенной компании «Русал». Она зарегистрирована на Джерси, а в этом островном оффшоре вовсе не требуется раскрывать какую-либо информацию о конечных бенефициарах. Поэтому мало кто кроме самого Дерипаски знает, каковы на самом деле доходы, кто их получает и какие налоги платит.
ХХХ
В связи с этим возникает еще вопрос: неужели г-н Дерипаска всерьез рассчитывает на какое-то неюмористическое отношение к его последним заявлениям о социальной ответственности? Кто в это может поверить? Как учил нас дедушка Карл Маркс, только практика является критерием истины.
Г-н Дерипаска с чего-то вдруг заговорил об экологии. Хотя многие последние экологические скандалы в стране связаны с деятельностью предприятий олигарха. Сейчас он уходит с Байкальского ЦБК. Но разве сложившаяся там ситуация - не результат его владения комбинатом? Чистейшее озеро планеты, одно из главных природных достояний России - под угрозой экологической катастрофы. Когда этот вопрос обсуждался даже на международном уровне - в ООН, ЮНЕСКО - не говоря уже о российской общественности, Дерипаска почему-то не вспоминал о социально-экологической ответственности, а, наоборот, всячески лоббировал запуск комбината. По факту грубых нарушений природоохранного законодательства России со стороны ОАО «Байкальский ЦБК» вынесено 12 постановлений о возбуждении дел. Этого, разумеется, мало; завод надо просто закрывать. Но когда все эти нарушения появились? Когда Дерипаска запускал никому не нужный комбинат.
Да и алюминиевые заводы страны портят воздух вовсе не на Джерси. Регулярно в печати появляются сообщения Ростехнадзора и Росприроднадзора о нарушениях на предприятиях алюминиевой промышленности. Только по итогам последней проверки Ростехнадзора, закончившейся две недели назад, на КрАЗе выявлено 16 несоответствий обязательным требованиям в области промышленной безопасности: нарушена герметизация гидравлической, топливной системы, изношены бандажи и т.п.
Дерипаска говорит об экологической ситуации в Норильске. Но с 2007 года он - главный акционер ГМК «Норильский Никель». До лета сего года у него не было вопросов по составу совета директоров компании, который возглавлял ставленник «Русала» Волошин. В этот период (2007 - 2010) Дерипаска имел возможности и в совете директоров, и в топ-менеджменте, где были и представители «Русала» («Я вас уверяю, что мы знаем о «Норильском никеле» не меньше любого из его управленцев, как бывших, так и нынешних. Мой заместитель Валерий Матвиенко больше года был заместителем гендиректора в «Норникеле», отвечал за операционную деятельность», - говорил на днях олигарх журналу «Эксперт»). Но ни разу он не вспомнил об экологии в Заполярном городе. Почему?
Может, были какие-нибудь предложения «Русала», программы? Отнюдь нет. Было совсем другое - требование платить дивиденды в размере 115 % от прибыли. Даже после того как премьер Путин сказал в Норильске, что и дивиденды в 50 % от прибыли - очень много, поскольку речь идет «о том, как развивать компанию», Дерипаска позицию не изменил. Причем обосновывал он это журналу «Эксперт» весьма своеобразно: «Здесь нет ничего личного. «Норильский никель» - это вам не ларек какой-нибудь, это крупная индустриальная компания, которая должна быть, как я уже сказал, образцом для подражания для всей отрасли, учитывая, что у нее есть для этого все необходимое».
ХХХ
Нет, значит, ничего личного. Тогда, как призывает сам Дерипаска, открывший даже специальный сайт и бесплатную телефонную линию «Спасем «Норильский никель», почему бы не профинансировать за счет «Русала», как крупнейшего собственника «НН» какую-нибудь, хоть маленькую, экологическую программу в Норильске?
Но этого мы вряд ли дождемся: по опубликованным самим «Русалом» итогам за первое полугодие 2010-го, чистый долг компании составил $ 12,152 млрд. Отсюда и желание дивидендов. А так - ничего личного».
Адик Гусман, «Московский комсомолец в Красноярске», № 38, 15 - 22 сентября 2010
Прим. FLB: 2 миллиарда 149 миллионов рублей – это справедливая сумма ежегодного налога для компании «Русал» в Красноярском крае. 500 миллионов рублей – задолженность Красноярского алюминиевого завода по платежам в краевой и городской бюджеты с учетом их «оптимизированного» оффшорного подхода к российской экономике. Не платят вовремя даже этого."