Олег Дерипаска «утопил» главу «Трансстроя» в сочинской волне
" Владелец компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска со скандалом уволил своего проворовавшегося топ-менеджера, возглавлявшего «Трансстрой». Растративший миллионы Иван Кузнецов не только остался с волчьим билетом, но и оказался перед угрозой уголовного расследования. Не исключено, что увольнение Кузнецова стало платой за сохранение «Базэла» в пуле строителей олимпийских объектов.
Как сообщила пресс-служба компании «Базэл», 6 сентября 2010 года генеральный директор «Трансстроя» Иван Кузнецов отстранен от занимаемой должности. Данное решение было принято советом директоров «Трансстрой» на основании фактов «крайне неудовлетворительной работы Кузнецова И.Н. и его участия в незаконном выводе денежных средств акционера», которые исчисляются сотнями млн. рублей.
Имеющиеся материалы были сразу же направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и привлечения Ивана Кузнецова к уголовной ответственности по ст. 160 ч. 4 Уголовного кодекса РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой лиц либо в особо крупном размере— до 10 лет лишения свободы). На место Кузнецова был назначен Алексей Баранцев, который одновременно возглавляет весь строительный сектор компании «Базовый Элемент». Спрятался под крыло
Компания «Базэл» 7 сентября 2010 года сообщила об очередном кадровом решении: глава финансового блока авиационного сектора ООО «Компания Базовый Элемент» Алексей Зудин назначен первым заместителем генерального директора по экономике и финансам авиакомпании Sky Express, недавно приобретенной структурами Олега Дерипаски. Также Алексей Зудин назначен заместителем генерального директора в авиакомпании «Авиалинии Кубани», которая принадлежит ООО «Базэл».
Как украсть миллионы
Как сообщил GZT.ru представитель компании «Базэл» Виталий Королев, Иван Кузнецов начал свою работу в старой команде «Главстроя», а найденные эпизоды хищений касались его деятельности в инжиниринговой корпорации «Трансстрой»— директором головной структуры ООО ПСК «Трансстрой» Иван Кузнецов стал в начале 2009 года. «Все началось с простой проверки результатов по поставленным планам: они становились не лучше, а хуже. Мы стали изучать финансовую и производственную деятельность компании, и нелицеприятные факты начали всплывать. Увольнение топ-менеджера такого уровня— это первый случай в нашей компании»,— говорит Виталий Королев, признавая, что махинации сегодня существуют в любой крупной компании и стали правдой нашей жизни. Его должны знать в лицо
Иван Кузнецов начал свою работу в компании «Трансстрой» в 2003 году. В марте 2007 года был назначен гендиректором ЗАО «Инжтрансстрой» (входит в «Трансстрой»), а в марте 2009 г.— гендиректором ООО «ПСК „Трансстрой“.
«Мы сознательно пошли на увольнение г-на Кузнецова, так как он являлся значимой фигурой в „Трансстрое“. До него были и другие уволенные сотрудники, в отношении некоторых из них уже возбуждены уголовные дела, но этот конкретный факт мы предали публичной огласке. Именно по причине того, что он занимал высокий пост: принципиальная позиция „Базэла“ состоит в том, что подобные вещи не должны присутствовать в нашей компании. Это, по сути, сигнал рынку, что мы не хотим быть такими»,— заявил Королев.
Максим Авдеев – генеральный директор группы ГАЗ, уволен в 2006 году за отсутствие внятной стратегии развития группы ГАЗ и упущение возможности по госфинансированию проектов ГАЗа по примеру «АвтоВАЗа».
Александр Юшкевич – глава совета директоров группы ГАЗ, ушел в июне 2006 года ради организации собственного бизнеса и, в том числе, по состоянию здоровья.
Эрик Эберхардсон – глава правления группы ГАЗ, ушел в декабре 2007 года в ОАО «Русские машины». По неофициальным данным, уволен из-за отсутствия внятной стратегии развития группы ГАЗ.
Гульжан Молдажанова – давняя соратница Олега Дерипаски, работавшая с ним с 1997 по 2009 год, возглавляла холдинг «Базэл». Уступила пост генерального директора «Базэла» самому Дерипаске, который попытался спасти бизнес от кризиса и накопленных долгов. Ушла на пост генерального директора в группу ЕСН Григория Березкина.
Александр Булыгин – в январе 2009 года уступил пост генерального директора «Русала» Олегу Дерипаске. Сейчас является председателем совета директоров группы En+.
Анатолий Масликов – генеральный директор «Базэлцемента», Пикалевского глиноземного предприятия, в мае 2009 года был дисквалифицирован мировым судом Бокситогорского района Ленинградской области на 1 год за задолженность по зарплате перед работниками завода. После снятия дисквалификации занял должность исполнительного директора «Базэлцемента».
Ольга Зиновьева – заместитель генерального директора «Базэл», уволенная в июле 2009 года после трех месяцев работы по завершению ряда необходимых проектов. Сегодня занимает пост первого заместителя генерального директора «Интерроса», где курирует финансовые и инвестиционные блоки.
Сергей Занозин – вице-президент группы ГАЗ, уволен в апреле 2010 года по причине разногласий с акционерами компаний-структур Олега Дерипаски.
Валерий Лукин – гендиректор «Русских машин», ушел в августе 2010 года в связи с усталостью от работы в компании и разногласий с иностранными топ-менеджерами группы ГАЗ.
Иван Кузнецов – гендиректор ООО ПСК «Трансстрой», с позором уволен 6 сентября 2010 года из-за крайне неудовлетворительной работы и его участия в незаконном выводе денежных средств акционера.
Как пишут «Ведомости», консолидированная выручка холдинга в 2009 г. составила около 38,8 млрд руб., чистая прибыль— 212 млн руб. За семь месяцев 2010 г. компания зафиксировала убыток в 1,4 млрд руб. при выручке в 15,3 млрд руб. А в 2008 году Кузнецов, как гендиректор «Инжтрансстроя», заключил несколько контрактов на консалтинговые услуги с ЗАО «Экогазинформ» на общую сумму более 120 млн руб. В итоге оказалось, что стоимость услуг была завышена в несколько раз, тендеров на заключение контрактов не проводилось, частично работу за ЗАО выполнили сами специалисты «Инжтрансстроя».
Рассадник коррупции
«Строительный комплекс, безусловно, является одним из самых коррумпированных в российской экономике, хотя и не в исключительном качестве. Коррупция является бичом всей экономики в целом и всех ее отраслей, вся наша экономика завязана на систему откатов, размер которых в начале десятилетия составлял около 10%, а сегодня достигает уже 50–60%. На мой взгляд, отсутствие уголовных дел в этой отрасли свидетельствует о круговой поруке. Всем известно о совершаемых преступлениях, но никто не заинтересован в том, чтобы предавать их гласности»,— считает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский.
Согласно исследованию, произведенному Интернет-библиотекой СМИ Publiс.ru, строительный бизнес так или иначе входит в число наиболее коррупционных в России— так, по данным портала, за то, чтобы получить в аренду земельный участок в Подмосковье надо заплатить около 1,5–2,6 млн руб. Оформление этого участка в собственность обойдется уже в 3,5 млн руб. Коррупцию признают и сами московские чиновники: еще в мае 2010 года глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин стал главой антикоррупционной комиссии, которая была им создана.
В ее состав включили главу департамента городского строительства Александра Косована, руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александра Левченко, главного архитектора города Александра Кузьмина, а также ряд других высокопоставленных чиновников. Антикоррупционная комиссия собирается заседать в поисках очередных коррупционеров раз в полгода. Также они должны будут принять участие в рассмотрении столичным парламентом законопроекта «О системе мер противодействия коррупции в городе Москве».
А вот коммерческий директор девелоперской компании «Пионер» Дмитрий Отяковский не спешит обвинять стройкомплекс в коррупции: по его мнению, речь идет лишь о длительном этапе согласования документации, прохождения всех необходимых этапов (их 160) и получения подписей. «Только на официальное согласование некоторых документов могут уходить пятизначные суммы. Деньги могут выплачиваться и за ускорение процесса согласования»,— говорит Отяковский. Пахнуло морем
По мнению президента ФСК «Лидер» Владимира Воронина, слишком сильного отрицательного эффекта на работу «Трансстроя» увольнение его директора не окажет. «Скорее, эта мера будет носить назидательный и даже положительный характер и для сотрудников компании и для рынка: будешь воровать— уволим! Кроме того, увольнение в „Трансстрое“ интересно прессе, хотя это не компания, продающая жилье»,— размышляет Воронин.
Более того, как считает анонимный источник GZT.ru в крупной девелоперской компании, Ивана Кузнецова вообще можно считать практически кристально честным человеком, если он за 7 лет работы в компании с миллиардными оборотами украл «всего» 200–300 млн. рублей.
Однако Станислав Белковский склонен видеть несколько другую подоплеку в увольнении гендиректора «Трансстрой». «Я думаю, что для „Трансстроя“ это был единственный способ спастись и остаться в системе олимпийского строительства, так как проблемы, связанные со строительством порта в Сочи в устье реки Мзымты, высветили чрезвычайно высокий уровень коррупции, как и исчезновение бюджетных денег, ассигнованных на олимпийское строительство. Таким образом, для Олега Дерипаски было важно „сдать“ генерального директора „Трансстроя“, чтобы сохранить свою компанию и самого себя для дальнейшего строительства олимпийских объектов. Идеальный шторм
Как напоминает Белковский, 14 декабря 2009 года на участке побережья Нижнеимеретинской низменности близ устья реки Мзымты разыгралась катастрофа, ставшая следствием шести- или даже семибалльного шторма, разыгравшегося в тот день на Черном море. Трагедия привела к гибели четырех человек, серьезным разрушениям строящихся гидротехнических сооружений олимпийского грузового порта и потере множества строительной техники. Как посчитали члены комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, гидротехнические сооружения строящегося порта не выдержали атак стихии, так как не были достроены. Хотя после сдачи в эксплуатацию они должны были противостоять и более высоким волнам— свыше 12 метров, в то время как 14 декабря волны достигали высоты порядка 10 метров (по данным Министерства транспорта РФ, на период строительства конструкции порта рассчитывались на противодействие волнам высотой до 7,5 метра).
В итоге, по разным данным, сумма ущерба составляет от 500 млн руб. и свыше $60 млн. И в-третьих, говорят члены комиссии, строители порта не были вовремя предупреждены о надвигающемся шторме. Новый сочинский грузовой порт, который считался важнейшим олимпийским объектом, строился рядом с будущими спортивными площадками и должен был принимать суда со стройматериалами для объектов будущей Олимпиады, . Его грузооборот составляет 5 млн тонн строительных материалов в год. Предполагалось, что первые три из восьми причалов порта начнут принимать грузовые суда в конце 2009 года, а к концу 2010-го весь порт с соответствующей инфраструктурой будет сдан в эксплуатацию.
Строительство этого порта в устье Мзымты почти в равных долях по 6 млрд руб. финансируют холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски и государственный бюджет. «Базэл» оплачивал строительство причалов, а государство в лице ФГУП «Росморпорт»— молов, защищающих акваторию порта от штормов. Оказалось, что наибольшие потери понесло государство, так как были разрушены юго-западный и западный молы: длина разрушенных конструкций превышает 300 метров. А то, что осталось, повреждено так, что, как заявлял в прошлом году представитель генерального подрядчика ЗАО «Инжиниринговая корпорация „Трансстрой“, „все это теперь проще снести и отстроить заново, чем восстанавливать“.
«После того, как построенный „Трансстроем“ порт был смыт, стало очевидно, что либо средства, выделенные на строительство этого порта, были использованы нерационально, либо порт не строился и стихийное бедствие стало оправданием исчезновения денег, миллионов на его строительство. Можно предположить, что поэтому Олегу Дерипаске пришлось найти ответственных на уровне менеджмента»,— рассуждает Станислав Белковский. По его словам, с одной стороны, уровень коррупции в сфере олимпийского строительства очень высок, а с другой, смета строительства олимпийских объектов уже сейчас оценивается приблизительно в $50 млрд— беспрецедентная сумма, превосходящая общий бюджет всех прошедших Олимпийских игр.
По мнению Алексея Курасова, руководителя управления корпоративных финансов ИК «ФИНАМ», историю с увольнением Ивана Кузнецова нельзя назвать типичной, так как компании редко выносят сор из избы.Но, в данном случае, иного способа вернуть похищенные средства не было, поэтому «Базэл» вынужден был передать дело в правоохранительные органы.
«Версия „козла отпущения“ не представляется убедительной, поскольку обязательств компании по выполнению работ факт хищения не отменяет, а вот для ее репутации является негативом, и это огромный минус при дальнейшем получении госзаказов. Так или иначе, средства, якобы похищенные г-ном Кузнецовым, похищены у „Базэла“, а не у государства. И, кроме того, сам факт проведения расследования повышает вероятность выявления злоупотреблений компании, если они имели место, так что будь у „Базэла“ возможность избежать публичности, компания ее использовала бы»,— не разделяет версию Белковского эксперт."