Доля в Альфа-банке — не главный актив его президента Петра Авена. Он также владеет 7% телекоммуникационной группы Altimo, и этот пакет стоит больше, чем его финансовые активы
"Авен через гибралтарскую Dendar Investment Fund владеет 7,021% акций Altimo, в которую собраны телекоммуникационные активы «Альфа-групп», рассказал «Ведомостям» источник в окружении бизнесмена и подтвердил его знакомый. О том, что Dendar владеет 7,021% Altimo, говорилось в документах Vimpelcom Ltd. (контролирует «Вымпелком» и украинский «Киевстар») для ФСФР, но владелец этого офшора не раскрывался. Одно время Dendar была акционером Альфа-банка. Авен говорил «Ведомостям», что входит в число акционеров Altimo, но долю не раскрывал, а вчера отказался от комментариев.
Главные активы Altimo — 39,19% Vimpelcom Ltd. (вчера на NYSE пакет стоил $8,4 млрд), 25,1% «Мегафона» (исходя из капитализации Vimpelcom аналитики «Тройки диалог» оценивали его в $3,75 млрд) и 4,99% Turkcell ($585 млн на NYSE). Таким образом, рыночная стоимость активов холдинга вчера составила около $12-13 млрд, говорит аналитик «Тройки» Евгений Голосной, а доля Авена — около $900 млн.
Это дороже принадлежащих Авену 13,8% акций ABH Holdings, объединяющего финансовые активы «Альфа-групп». Главный из них — Альфа-банк, куда Авен пришел работать через год после отставки с поста министра внешнеэкономических связей в 1992 г.
«Учитывая последнюю коррекцию на рынке, сейчас “Альфу”, как один из крупнейших частных банков, можно оценить в $4,05 млрд, а пакет Авена — в $558 млн», — считает старший аналитик «Уралсиба» Леонид Слипченко.
Авен сыграл важную роль в развитии телекоммуникационного бизнеса «Альфа-групп». Он участвовал в покупке ее первых телекоммуникационных активов, напоминает бывший менеджер нескольких ее компаний: «Вымпелкома», а в 2001 г. — Golden Telecom и до 2007 г. возглавлял ее совет директоров.
Авен — друг премьера Владимира Путина и успешный лоббист бизнеса «Альфа-групп», добавляет источник, близкий к «Альфе». В июле 2005 г. он участвовал во встрече Путина (в то время — президента России) с премьером Турции Реджепом Эрдоганом, напоминает собеседник «Ведомостей». Тогда «Альфа» договорилась о покупке 13,22% крупнейшего турецкого GSM-оператора — Turkcell за $1,6 млрд, а Путин сказал Эрдогану, что «Альфа» хотела бы получить «какие-то политические гарантии». На следующий год Авен сопровождал Путина в ходе визита во Вьетнам, когда обсуждалась возможность работы на местном рынке российских телекоммуникационных компаний. Впоследствии «Вымпелком» получил 40% GTel Mobile, совместного предприятия с вьетнамскими госкомпаниями.
В конце 2007 г. Авен в интервью «Ведомостям» говорил, что уже не занимается телекоммуникационными проектами группы. Тем не менее он остается в консультативном совете Altimo (аналог совета директоров), напоминает главный управляющий Altimo Алексей Резникович: как и другие члены совета, Авен помогает решать стратегические вопросы, а также выполняет представительские функции.
Из-за плохой ситуации на рынках многие активы сейчас оценены неоправданно низко, отмечают аналитики. Например, текущая оценка Альфа-банка не обоснованна, уверен Слипченко: учитывая перспективы восстановления банковского сектора, к концу года банк можно оценить в $5,4 млрд, а пакет Авена — в $744 млн.
Но и это дешевле его пакета в Altimo, который из-за падения рынков тоже дисконтирован. Например, блокпакет «Мегафона» аналитики «Уралсиба» всего месяц назад оценивали в $4,75 млрд.
Источник в окружении Авена оценивает Altimo в $30 млрд. Рыночная капитализация ее активов в 2009 г. превысила $16 млрд, говорится на сайте компании. С учетом потенциала роста этих активов справедливую стоимость Altimo можно оценить в $20-22 млрд, добавляет Голосной, называя $30 млрд наиболее оптимистичной оценкой. "