"Руководитель аппарата правительства - должность, в общем, техническая. По крайней мере так считалось. По большому счету главная его обязанность - согласование документов, перед тем как их завизирует председатель правительства. Однако назначенный руководителем аппарата правительства Михаила Касьянова Игорь Шувалов понимает свои задачи гораздо шире. Фактически он взял на себя роль регулирующей стороны как внутри правительства, так и вне его: правительство - Центробанк; правительство - "Газпром"; Минфин - Минэкономики; Минэкономики - МПС и т.д.
С одной стороны, налицо большая победа Шувалова, и Касьянову очень важно, чтобы вся эта огромная по объему и трудная как по содержанию, так и с точки зрения психологии работа проделывалась качественно и желательно одним доверенным лицом. С другой стороны, активность руководителя аппарата многих все больше раздражает: трудно остаться всеобщим любимцем, находясь в средоточии всех основных макроэкономических конфликтов. Жанр не тот. Потому-то разговоров о возможной отставке Шувалова не меньше, чем слухов об уходе Касьянова. Но, скорее всего, пока они практически беспочвенны - по крайней мере в части скорого увольнения Шувалова. Именно такой руководитель аппарата нужен премьеру, и только очень сильные угрозы могут заставить Касьянова пожертвовать молодым, но талантливым аппаратчиком.
Юридическая поддержка
Игорю Шувалову 33 года, и его первое появление на политической арене произошло меньше четырех лет назад - в декабре 1996 года. До этого он окончил юридический факультет МГУ (1992), после чего немного поработал в правовом департаменте МИДа. Видимо, госслужба не вполне удовлетворяла молодого амбициозного юриста, и в 1993 году он поступил в адвокатское бюро "АЛМ-Консалтинг", учрежденное Александром Леонидовичем Мамутом и гордо носящее его имя.
В бюро Шувалов проработал целых четыре года - вплоть до возвращения на госслужбу, но уже совершенно в новом качестве и с новыми связями. У Мамута он сначала был старшим юристом, затем директором. Так что в тесных связях Шувалова с Мамутом сомневаться не приходится - не рядовой ведь клерк. Однако преувеличивать фактор Семьи и считать, например, что Роман Абрамович идет в губернаторы Чукотки только потому, что Шувалов родился в городе Билибино Магаданской области, конечно, не следует. Адвокатская работа не помешала Шувалову выступить учредителем двух АООТ и одного АОЗТ ("Сталкер", "Фантейм", "Рэндо"), которые занимались соответственно оптовой торговлей, недвижимостью и "производством и реализацией ТНП". То есть Шувалов знаком (по госслужбе и адвокатской практике) не только с крупным и очень крупным бизнесом, но и с мелким - причем как предприниматель.
В условиях недостатка открытой информации о деятельности московских адвокатских бюро приходится судить о неизвестных нам событиях по их последствиям: в конце 1996 года Игорь Шувалов вместе со старшим юристом и партнером бюро "АЛМ" Натальей Русиной стал учредителем ЗАО "ОРТ-Консорциум банков". Вот так вот сразу - и в самое пекло. Консорциум, собственно, был создан для объединения принадлежащих его участникам акций АО "ОРТ". У банков (Объединенный банк, "СБС-Агро", Альфа-банк, МЕНАТЕП) после приватизации главного телеканала было 38% ОРТ; чьи интересы и на каких основаниях представляли в ЗАО Шувалов и Русина - неизвестно. Может быть, просто оказывали юридическую поддержку. Но, по всей видимости, Шувалова заметили еще по адвокатской деятельности, а теперь проверили в деле. Потому что очень скоро бывший адвокат возвращается на государственную службу. Можно сказать, посланцем большого бизнеса. Поэтому утверждения газет о том, что Шувалов назначенец, выдвинувшийся только за счет бюрократических талантов, явно не соответствуют действительности.
Быстрый рост
Итак, в 1997 году Шувалов попадает в Госкомимущество - и сразу на должность начальника департамента государственного реестра (так что правительственно-президентская программа инвентаризации госсобственности наверняка инициирована не без участия Шувалова). ГКИ в 1997-м руководили соратники Анатолия Чубайса. Но Шувалов был "из другой команды" и к "радикалам -рыночникам" не примкнул. Вскоре прошел аукцион по "Связьинвесту", поссоривший Чубайса с Гусинским и Березовским; было заведено "дело писателей", и радикалов из МГИ изгнали. Шувалову это пошло на пользу: площадка для служебного роста была расчищена.
В начале января 1998 года его назначают заместителем министра госимущества. Курировал Шувалов - кроме прочего - деятельность управления по финансово-кредитным, страховым и внешнеэкономическим организациям. Приятным совпадением, вероятно, стало и скорое "возвращение" Шувалова на первый канал - теперь в качестве члена совета директоров ОАО "ОРТ" от государства. Круг замкнулся. Шувалов оказался чрезвычайно успешным чиновником.
Кроме того, его словно вела вверх чья-то невидимая рука. После отставки правительства Черномырдина весной 1998 года Шувалов возглавил Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Возможно, это связано с тем, что дальнейшее продвижение Шувалова в ГКИ-МГИ было невозможно, да и не нужно: к тому времени стало понятно, что вполне успешно справляющийся со своими задачами Фарит Газизулин - это всерьез и надолго. Интересно, что довольно долго в РФФИ он был и. о. - предыдущий председатель Игорь Липкин был в затяжном отпуске по болезни, однако почему-то никак не увольнялся.
Когда пришел Примаков, у Игоря Шувалова был реальный шанс вылететь из правительства. Но по каким-то причинам его персона не вызвала возражений ни у Евгения Максимовича, ни у "левой" Думы. А в конце года Шувалов, как сообщалось, принял активнейшее участие в создании АРКО. Продвигал Шувалова и Степашин: летом 1999 года Шувалов попадает в совет директоров "Газпрома", отношения с которым являлись страшной головной болью всех правительств, кроме черномырдинского.
Наконец, последний шаг. В период, когда Касьянов был первым замом главы правительства Путина, руководителем правительственного аппарата был личный путинский выдвиженец Дмитрий Козак. Предполагалось, что он останется и при Касьянове. Либо секретариат возглавит Дмитрий Медведев. Однако утвержденный Думой премьер настоял на том, что руководителя секретариата он должен назначить самостоятельно. И получил это право: вероятно, в пакете договоренностей, по которым свои нынешние должности заняли Кудрин и Греф. Собственно, назначение Шувалова никак не противоречило сложившемуся к тому моменту представлению о связи Касьянова с "новыми государственниками": людьми круга Мамута - Абрамовича.
Приватизатор
Занятия госимуществом и приватизацией в 1997 - 2000 годах сказываются и на деятельности Шувалова в новом качестве. Во-первых, он по старинке курирует эти проблемы. Во-вторых, есть что-то неуловимое, объединяющее крупных чиновников из МГИ-ГКИ-РФФИ от Альфреда Коха и Петра Мостового до Фарита Газизулина и Владимира Малина. Наверное, это умение договариваться с крупным бизнесом.
Шувалов, как сообщалось, курировал в этом году подготовку серьезных изменений в закон о приватизации. Самые существенные из них касаются методов продажи госсобственности: вводятся прямые продажи (реализация акций по результатам переговоров с потенциальным инвестором); выпуск производных ценных бумаг на госпакеты акций и размещение их на международных фондовых рынках; продажа низколиквидных пакетов по минимальной цене без конкурса при принятии новым собственником инвестиционных и социальных обязательств; наконец, передача госпакета акций эмитенту в счет бюджетного финансирования в обмен на обязательство погасить и не накапливать задолженность по зарплате и бюджетным платежам. Коху с Мостовым такое действительно не снилось: приватизационные возможности открываются широчайшие. Хотя поправки и были скорректированы, завершающий приватизационный аккорд 2001 года (из 11 тыс. госпредприятий правительство планирует расстаться с 7 тыс.) готовится при участии Шувалова.
И именно Шувалов несколько месяцев назад, когда Генпрокуратура, ФСНП и Счетная палата проявили интерес к экс-олигархам, заверил мировое сообщество, что пересмотра приватизации в России не будет. Похоже, он был прав. Зато доходы от государственного имущества (входят в ответственность МГИ и РФФИ), хотя и сильно выросли по сравнению с прошлым годом, все равно остаются смехотворно низкими: на конец сентября они составили всего 10,1 млрд руб., в том числе дивиденды по акциям - 0,7 млрд. Зато есть хороший аргумент: не можем управлять госсобственностью - давайте продадим.
Сыграл Игорь Шувалов важную роль и в отказе правительства от идеи создания "Госнефти". Еще весной 2000-го, когда принципиального решения принято не было, МГИ и РФФИ активно заверяли всех, что 85% ОНАКО, 25% + 1 акция "Роснефти" и 19,68% "Славнефти" непременно будут проданы в этом году. Потом, правда, конъюнктура изменилась. А может, так и было задумано.
В аппарате
Исторически аппарат правительства рассматривался как "чисто премьерский" - вице-премьеры имели свои собственные, достаточно сильные секретариаты. Касьянову слишком самостоятельные заместители и министры едва ли нужны, и Шувалов пытается замкнуть все аппаратные полномочия на себя: должен же аппарат правительства в самом деле стать "помощником министерств". Кроме того, Шувалова возмущает, что аппарат правительства всего лишь "орган, обеспечивающий циркуляцию документов". Секретариат, говорит Шувалов, должен быть экспертным органом, который дает оценку поступающим предложениям, а не "примитивно ретранслирует" идеи министерств. Хотя при этом секретариат не должен "подавлять ведомственную инициативу".
Найти эту золотую середину Шувалову помогают лучшие черномырдинские кадры - Владимир Бабичев и Михаил Тринога (в свое время руководитель аппарата и зам. зав. секретариатом). Бабичев занялся внутренней дисциплиной. Рассказывается об этом примерно так. С 9.00 охранники на входе фиксируют все опоздания аппаратчиков. Проверяются буфеты - их нельзя посещать в рабочее время. А 11 октября Шувалов издал приказ № 1135: "Организовать в приемных заместителей и руководителя аппарата правительства и руководителей структурных подразделений круглосуточное дежурство впредь до отмены соответствующего указания, начальникам департаментов и управлений вводить скользящий график работы сотрудников". До сих пор неизвестно, было ли это не очень удачной шуткой или все задумывалось всерьез. Но к вечеру приказ был отменен. Зато теперь сотрудники шуваловского аппарата не работают до ночи: рано пришел - рано ушел.
Тем не менее Шувалов совсем не комическая фигура. За недолгое время руководства секретариатом ему удалось замкнуть на себя контакты премьера с бизнес-сообществом и войти в роль регулировщика на самых оживленных внутриправительственных перекрестках. Кроме того, именно Шувалов, по-видимому, координирует макроэкономические контакты правительства с ЦБ и администрацией президента, а также важнейшие направления работы - вроде деятельности "Газпрома" и РАО "ЕЭС".
Посол премьера в бизнес-сообществе
Игорь Шувалов координирует работу всевозможных предпринимательских советов - как наших, так и зарубежных - при правительстве. Консультационная польза от мероприятий, когда одновременно собираются несколько десятков бизнесменов, каждый со своими конкретными проблемами, неочевидна. Тем более когда это не олигархи с их глобальными проблемами, а всевозможные ТОО, АОЗТ, главы региональных и профессиональных ассоциаций. Разве что ИЧП нет.
Тем не менее иногда среди множества предложений попадаются и дельные.
Так, именно совет по иностранным инвестициям настоятельно рекомендовал правительству и Думе отменить НДС при экспорте в страны СНГ. Теперь же все предложения и жалобы инвесторов на министерства и ведомства ложатся на стол Шувалова. Это большой административный ресурс: инвесторы у нас в почете, а всевозможные ошибки и промахи в деятельности министерств найти не так сложно. Вот почему министры боятся Шувалова: он докладывает о справедливых жалобах непосредственно Михаилу Касьянову. Кстати, сопредседателем совета с иностранной стороны является компания Егп51 & Уоип§, которую недоброжелатели Шувалова называют его "запасным аэродромом".
Шувалов собирал и организовывал и отечественный совет по предпринимательству. Интересно, что на нем была высказана резкая критика тарифной политики МГТС, "Газпрома" и РАО "ЕЭС", а также недовольство идеей унификации импортных пошлин на технологическое оборудование. Греф вышел с заседания совета крайне неудовлетворенным, а Касьянов заявил, что пошлины на оборудование могут быть снижены до нуля. Впоследствии, правда, Минэкономики отвоевало себе право определять, производится ли у нас аналогичное оборудование. Если да, то пошлина составит 5%. Вроде мелкое решение, но оно демонстрирует силу аппарата. Заявлено, что и в дальнейшем бизнесмены должны извещать Шувалова, о чем бы они хотели сказать на ближайших заседаниях совета.
Разводящий
Наконец, главное. Именно Шувалов прописывал структуру правительства, "разводя" либералов и нелибералов. Он присутствует на совещаниях по денежной политике у Путина - вместе с Касьяновым, Геращенко, Илларионовым, Грефом. Он обсуждает с Геращенко и Кудриным программу выхода ЦБ из госбанков. В результате из ВТБ Центробанк вроде бы подписался уйти до 1 января 2003 года, а из Сбербанка - до 1 января 2005-го. В целесообразности такой поспешности сомневаются не только Геращенко с Парамоновой, но и Турбанов с Задорновым.
Шувалов курирует проблему применения закона о СРП, которая так и зависла между Минэкономики, Минэнерго и Минприроды. Хотя Путин вроде бы распорядился отдать СРП Грефу. Шувалов подписывает распоряжение о назначении Александра Лившица внештатным советником Касьянова по финансово-экономическим вопросам. А ведь известно, что бывший ельцинский шерпа не хотел оставлять свою должность по связям с 0-7 и недолюбливает своего преемника - Илларионова.
Шувалов может быть жестким. Именно ему (еще в феврале этого года) поручили выразить недовольство правительства затеянной Ремом Вяхиревым спонтанной реструктуризацией холдинга - реструктуризацией явно не в пользу государства. Шувалов высказался предельно ясно: реорганизация "Газпрома" "несвоевременна и нецелесообразна", для нее "нет никаких предпосылок". По-видимому, Шувалов влияет и на то, как будут разворачиваться реформы МПС и РАО "ЕЭС".
Так что недоброжелателей у Шувалова будет все больше, по мере того как Касьянов будет выстраивать собственную правительственную вертикаль власти. Или наоборот - недоброжелателей будет меньше, если вертикаль окажется жесткой. В любом случае совершенно очевидно одно: человек не просто оказался на своем месте - он создал себе место. Пусть оно и называется по старинке - руководитель аппарата. Скромно так. "