Ходорковский два с половиной часа боролся с амнезией Грефа
"В понедельник в Хамовническом суде Москвы в качестве свидетеля по делу ЮКОСа допрашивали главу Сбербанка России Германа Грефа. Во многом его показания, которые он давал около 2,5 часа, можно трактовать в защиту подсудимых. Так, Греф фактически подтвердил, что компания вполне законно покупала у своих «дочек» нефть дешевле, чем она стоила в европейских портах. Однако на многие вопросы Ходорковского Греф отвечал: «Не помню», а после сослался на незнание сути обвинений.
Прибытие Германа Грефа вызвало настоящий аншлаг в Хамовническом суде. Главу Сбербанка вызвали туда повесткой для дачи свидетельских показаний по делу Ходорковского и Лебедева по настоянию защиты фигурантов дела.
Из-за визита высокопоставленного свидетеля заседание началось с необычной суеты. Уже за час до его начала приставы попросили публику собраться на лестнице, не пуская в зал: его осматривала охрана Грефа. После того, как привели подсудимых, разрешили зайти журналистам, прибывшим освещать событие, а потом и всех остальных. Люди с трудом разместились на лавках.
Однако сам глава Сбербанка к началу судебного заседания немного опоздал, из-за чего председательствующий судья Виктор Данилкин был вынужден объявить короткий перерыв.
Стоя на трибуне, Греф выглядел немного смущенным. Судья начал задавать ему формальные вопросы о месте и дате рождения. Глава Сбербанка ответил, что родился в 1964 году в Казахстане. На вопрос о неприязненных отношениях к подсудимым и основаниях для их оговора Греф ответил: «Нет. Нет». После этого возможность задавать вопросы предоставили экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому. Иначе и быть не может
Поздоровавшись с Грефом, Ходорковский пояснил, что намерен задать вопросы, касающиеся Восточной нефтяной компании (ВНК) и нефти, а также по документам из дела.
Первый вопрос подсудимого касался разницы в ценах на нефть на внутреннем и внешнем рынках. По мнению обвинения, покупка ЮКОСом нефти у своих дочерних компаний по заниженным ценам была одним из способов ее хищения. Ходорковский спросил, обусловлена ли экономически ситуация, когда цены на нефть на внутреннем рынке в несколько раз ниже, чем на европейских биржах. Греф ответил однозначным согласием.
«Иначе быть не может,— сказал он.— Целым рядом факторов это можно объяснить. В первую очередь— экспортным налогообложением».
После этого Ходорковский спросил, стало бы известно Грефу, занимавшему с 2000 по 2007 год должность главы Минэкономразвития, о пропаже 20% добытой в России нефти. Напомним, экс-главе ЮКОСа инкриминируется хищение 350 млн нефти, добытой ЮКОСом и его «дочками» с 1998 по 2003 год.
«В мои обязанности это не входило,— сказал Греф.— Но если бы так было, до меня бы дошло».
Между тем председатель правления Сбербанка забыл, что с сентября 1999 по февраль 2001 года входил в состав совета директоров «Транснефти». Согласно обвинению, Ходорковский осуществлял хищение природного ресурса на узлах учета этой компании.
«Даже не помню, что входил в состав совета директоров»,— ответил Греф.
Надо отметить, что фразу «я не помню» в этот день глава Сбербанка повторял неоднократно. Так, он не вспомнил о подробностях некоторых бесед с Ходорковским и даже о письме в правительство РФ за своей подписью, приобщенном адвокатами к делу, где говорилось об отчуждении акций «Томскнефти» ВНК. Когда экс-глава ЮКОСа продемонстрировал ему этот документ, Греф долго вглядывался в текст письма, а затем сказал: «Судя по подписи, да, я его подписывал, хотя, честно говоря, я не помню этот документ». Дело Ходорковского— Лебедева
Согласно материалам дела, Ходорковский и Лебедев обвиняются в том, что в составе организованной группы вместе с остальными акционерами ЮКОСа и другими лицами в 1998 году совершили присвоение акций дочерних обществ ОАО «Восточная нефтяная компания» на сумму 3,6 млрд рублей. А затем в период с 1998 по 2000 год легализовали похищенные акции. Кроме этого с 1998 по 2003 год подсудимые совершили хищение нефти дочерних акционерных обществ ОАО НК ЮКОС: ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефть» ВНК на сумму более 892,4 млрд рублей. Часть из похищенных средств (487,4 млрд рублей и $7,5 млрд) они затем также легализовали. Рассмотрение дела в Хамовническом суде длится уже больше года. За время судебного разбирательства в суде дал показания 51 свидетель обвинения, были оглашены многочисленные экспертизы по делу. Сторона защиты изначально была намерена допросить в 10 раз больше свидетелей: адвокаты подсудимых планировали вызвать в суд 478 человек, среди которых— вице-премьер Игорь Сечин, министр финансов Алексей Кудрин, глава Сбербанка Герман Греф, экс-премьеры Борис Немцов и Михаил Касьянов, а также другие высокопоставленные чиновники. Адвокаты не исключали вызова в суд и Владимира Путина.
Ходорковский спросил, укладывалась ли сделка между «Томскнефтью» и ВНК, когда договор купли-продажи предусматривает право обратного выкупа акций, в обычную практику. По мнению обвинения, таким образом обвиняемыми были похищены акции ВНК.
«Это обычная практика— сделка РЕПО»,— ответил Греф, оговорившись, что, насколько он понимает, обсуждаемая ситуация все же не является сделкой РЕПО. Впрочем, позже он заявил журналистам, что не знает сути предъявленных Ходорковскому обвинений. Сделка Репо
Сделка РЕПО (от англ. repurchase agreement)— сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Часто совершается с целью кредитования участников рынка деньгами либо ценными бумагами. Под биржевой сделкой РЕПО понимается сделка РЕПО, заключенная на биржевом рынке. При этом в заявке на биржевую сделку указывается признак того, что заключается сделка РЕПО.
Адвокаты довольны
В общей сложности дача показаний продлилась около 2,5 часа. После заседания на вопрос журналистов о том, помогут ли его заявления Ходорковскому, Греф сказал, что давал показания суду, а не в чью-то пользу. На вопрос, мог ли Ходорковский похищать ежегодно по 60 млн тонн нефти, Греф заявил: «Это абстрактный вопрос».
Между тем адвокаты Ходорковского и Лебедева, напротив, увидели в выступлении Грефа лишь поддержку своим клиентам. Так, защитник Лебедева Константин Ривкин, отметив сдержанность и осторожность главы Сбербанка, заявил, что он все же подтвердил важные для защиты вещи.
По его мнению, из показаний Грефа следует, что ЮКОС не нарушал закона при образовании цен на нефть своих дочерних компаний и что нефть не могла быть похищена в таких объемах, которые инкриминируются компании.
Повестка о явке на заседание для дачи показаний по делу Ходорковского и Лебедева была выписана Грефу 19 мая именно по настоянию защиты подсудимых. Как пояснил тогда Ривкин, с 1998 по 2000 год Греф был первым замминистра госимущества РФ— это ведомство осуществляло контроль за акциями, принадлежащими государству. «Имя Грефа неоднократно упоминалось в связи с некоторыми деяниями, инкриминируемыми подсудимым,— сказал адвокат.— В ходе дачи показаний Ходорковский заявил, что лично обсуждал с Грефом вопросы, связанные с акциями ВНК».
Теперь ожидается выступление в качестве свидетеля главы Минпромнауки Виктора Христенко, оно должно состояться 22 июня. Христенко уже подтвердил журналистам, что явится в суд, так как дача показаний— его гражданский долг.
«В данном случае я не просто министр, я гражданин,— сказал он.— Я должен буду последовать за той повесткой, которая мне пришла. Я не собираюсь уклоняться от своих обязанностей».
Ранее в суде выступали бывший глава Центробанка Виктор Геращенко и экс-премьер Михаил Касьянов. При этом Геращенко назвал выдвинутые против бизнесмена обвинения в хищении 350 млн тонн нефти «чушью собачьей», а по словам Касьянова, предъявленные подсудимым обвинения безосновательны, так как похитить всю нефть ЮКОСа, добытую с 1998 по 2003 год, они просто не могли.
Также защита ходатайствовала, чтобы в суд вызвали премьер-министра Владимира Путина, вице-премьера Игоря Сечина и вице-премьера— министра финансов Алексея Кудрина. Однако судья Виктор Данилкин эти ходатайства отклонил."