Дмитрий Рыболовлев не стал медлить с продажей доли в «Уралкалии». Владельцами 53,2% акций компании стали Сулейман Керимов, Александр Несис и Филарет Гальчев. Сделка стала крупнейшей с момента создания UC Rusal. Впрочем, партнеры намерены начать переговоры о слиянии «Уралкалия» с другими компаниями, например с «Норильским никелем»
"Компания Рыболовлева Madura Holding продала 53,2% «Уралкалия», сообщил вчера производитель удобрений. Покупателями стали Kaliha Finance Керимова, Aerellia Investments Несиса и Becounioco Holdings Гальчева. Керимов получил 25%, доли его партнеров «Уралкалий» не раскрыл. Несис и Гальчев купили 15 и 13,2% акций «Уралкалия» соответственно, рассказал источник, близкий к одному из покупателей.
Сумму сделки «Уралкалий» не раскрыл. Компания была оценена в $10 млрд, говорит собеседник «Ведомостей», при том что «Уралкалий» на бирже стоил $8 млрд. Это значит, что пакет обошелся Керимову, Несису и Гальчеву в $5,32 млрд. Сделка была закрыта поздно вечером в пятницу. Предприниматель, знакомый с Керимовым, рассказывает, что тот приобрел у Рыболовлева и 20% акций другого производителя калийных удобрений — «Сильвинита» (акции были приобретены с дисконтом к рынку — примерно за $500 млн при их рыночной цене на тот момент $860 млн). О том, что такая сделка возможна, слышал источник, близкий к компании, но ее суммы он не знает.
Несис и Гальчев платили Рыболовлеву деньгами, рассказывает источник, близкий к одному из покупателей. Керимов оплатил покупку в том числе 10% акций «Полюс золота» (знакомый Рыболовлева это подтверждает) и 100% акций «Военторга». Каждого покупателя прокредитовал ВТБ на $1 млрд. Банк выдал кредиты на три года под 8% годовых, взяв в залог выкупленные акции «Уралкалия». При этом у ВТБ есть опцион, по которому он в течение трех лет может выкупить у каждого из новых акционеров по 1% акций «Уралкалия» из расчета капитализации компании на момент заключения сделки. Представитель ВТБ комментировать это не стал.
Рыболовлев выставлял на продажу весь принадлежащий ему пакет акций «Уралкалия» — 63,2% исходя из капитализации компании в $10 млрд, которая до появления информации о продаже пакета едва доходила до $7 млрд. Изначально, рассказывает бизнесмен, знакомый с Керимовым и Михаилом Прохоровым, они планировали вместе бороться за покупку акций «Уралкалия», но в какой-то момент Прохоров передумал. Тогда, продолжает собеседник «Ведомостей», Керимов привлек к покупке других знакомых бизнесменов (с Гальчевым у него совместных проектов нет, а вот с Несисом было несколько сделок — по покупке у него и продаже ему же акций «Полиметалла»). Они уговорили Рыболовлева оставить себе 10% акций «Уралкалия». Кроме того, у него осталось и 5% акций «Сильвинита».
«Уралкалий» поставляет продукцию на экспорт через СП с «Беларуськалием» — Белорусскую калийную компанию. Вместе партнеры обеспечивают 35% мирового рынка калийных удобрений. «Это редкая возможность приобрести крупный перспективный актив — так объясняет сделку источник, близкий к одному из покупателей. — Потребление продуктов во всем мире растет, за 2-3 года цены на удобрения могут удвоиться».
Когда Рыболовлев выставил «Уралкалий» на продажу, за компанией выстроилась целая очередь охотников: Владимир Евтушенков, Григорий Березкин, Владимир Потанин. Ближе всех к сделке оказался владелец «Интерроса» Потанин. Источник, близкий к одному из покупателей, рассказывает, что в конце апреля тот подписал соглашение о продаже акций «Уралкалия» с Потаниным, но Керимов, узнав об этом, тут же связался с Рыболовлевым, предложил лучшие условия и уговорил Рыболовлева расторгнуть сделку с Потаниным. Собеседник «Ведомостей» рассказывает, что штраф за срыв сделки в $150 млн Потанину заплатил Керимов. Знакомый Рыболовлева говорит, что соглашение подписывалось и платился штраф, но суммы его он не знает. Представитель «Интерроса» Лариса Зелькова говорит, что никаких соглашений о покупке доли в «Уралкалии» не подписывалось и, соответственно, никаких неустоек компания не получала.
Нынешняя сделка может стать лишь началом больших слияний на сырьевом рынке России. По словам собеседника «Ведомостей», партнеры планируют начать переговоры о выкупе акций «Сильвинита» у владельца контрольного пакета, гендиректора предприятия Петра Кондрашова (пока таких предложений не поступало, говорит на это источник, близкий к «Сильвиниту»). Это предприятие также производит калийные удобрения, совокупно с «Уралкалием» они обеспечивают 100% российского и 20% мирового выпуска этой продукции. Но более предпочтительной акционерам «Уралкалия» кажется возможность слияния с «Норильским никелем», говорит источник, знакомый с одним из покупателей. По его словам, переговоры о возможных условиях слияния пока не начаты.
«Мы всегда готовы рассмотреть поступающие нам предложения», — говорит на это Зелькова («Интерросу» принадлежит 25% акций «Норникеля»). Представитель UC Rusal от комментариев отказался.
«Керимов — не стратег, — полагает владелец крупной сырьевой компании. — Скорее всего через некоторое время он перепродаст компанию, например, тому же «Норильскому никелю». А вот совладелец другой крупной сырьевой компании считает, что Керимов затеял «многоходовку»: «У него много собственных средств, хорошие отношения с властями, банками, было бы нелогично остановиться на покупке одного “Уралкалия” — не исключено, что в итоге будет создана большая компания в составе “Уралкалия”, “Норникеля” и, возможно, UC Rusal».
Идея создания в России крупной диверсифицированной сырьевой компании уже поднималась в прошлом году. В начале прошлого года Потанин и UC Rusal сами предлагали правительству проект объединения «Норникеля», UC Rusal, «Уралкалия» и ряда других компаний.
Объединение «Норникеля» и «Уралкалия» имело бы смысл — получается диверсифицированная горнодобывающая компания, отмечают аналитик Unicredit Securities Марат Габитов и аналитик «Уралсиб кэпитал» Анна Куприянова. А вот присоединение к этой компании «Полюса» смысла не имеет — золотодобывающий бизнес лучше развивать самостоятельно, уверен эксперт. Вряд ли появится желание войти в объединенную компанию и у акционеров UC Rusal — это едва ли соответствует их амбициям.
Для группы «Ист» Несиса покупка доли в «Уралкалии» не просто портфельная инвестиция, это качественный актив, обладающий значительным потенциалом роста, сказал представитель компании. Гальчев и представитель Керимова от комментариев отказались."