FLB: Олег Дерипаска в воздухе, на воде и на земле. 1.) На полноценный терминал в Геленджике олигарху опять не хватило денег. 2.)Из-за Олега Дерипаски Сочи может лишиться грузового порта. 3.) Продажа акций «Русала» вызывает определенное разочарование. Падающий курс акций "Русала" негативно сказался на настроениях в менеджменте компании Олега Дерипаски.
"Складывается впечатление, что империя некогда «незыблемого-непотопляемого-и-вездесущего» Дерипаски начинает рассыхаться и трещать по швам. Как старый ботик под лучами горячего летнего солнца. За последнюю неделю на это обратили внимание многие как российские, так и зарубежные СМИ. Редакция FLB собрала мнения коллег в небольшой обзор, обратив внимание, что за последнее время «собиратель активов» получил пробоины сразу в трех стихиях своей бизнес-деятельности – в воздухе, на воде и на земле:
«СМИ зашлись в восторженном визге. В краснодарский аэропорт съехались руководители города и края. А всего-то делов, что теперь в местных авиалиниях появилось несколько «боингов» самой древней модели. Запоздавшее лет на 30 событие выдается за последний писк модернизации. Высокие гости и журналисты, как папуасы бусы, изучали интерьер воздушного судна, узнавали его ласкательные прозвища и, что особенно важно, сколько краски пошло на нанесение эмблемы на фюзеляж.
Правда, радость можно объяснить. Долгие годы местная авиакомпания, принадлежащая олигарху Дерипаске, возила и продолжает возить кубанцев и гостей края на яках. Борются с этим летающим ужасом кто молитвой, кто водкой. При этом платить за него приходится в разы дороже, чем за комфортабельный полет иностранным авиакомпаниям. Кстати сказать, родимые яки никуда не делись. Нам обещают, что они еще несколько лет (знать бы сколько именно) полетают рядом с зарубежными собратьям, которые и по классу и по срокам «изобретения» от них практически не отличаются.
Нас же нисколько не волнует тот факт, что на наши курорты люди летят за бешеные деньги на давно окупившемся старье. Вместо того, чтобы распекать олигарха за жадность при каждом удобном случае, и власть и народ дружно ликуют, когда это старье разбавляют старьем зарубежным.
FLB: Отдерипасились по полной программе.
А недавно мы испытали еще один восторг от того же персонажа. Отдерипасились по полной программе. С помпой, прессой и высокими гостями открылся аэропорт в Геленджике. Правда, на полноценный терминал олигарху опять не хватило денег. Поэтому весь аэровокзал разместился в здании багажного отделения. Пока. Но не станет ли это «пока» прощальным?
Вроде завершилась эпопея с сочинским аэровокзалом, в котором десятки лет гуляли коровы. И там как бы наш богатый земляк не поскупился. Олимпиада все же. Хотя долго не могли отладить систему сортировки багажа. Оно и понятно. С телеги на авто пересаживаться непросто. Поэтому давайте умерим восторги по поводу того, что из семидесятых переползли в восьмидесятые. По любому как минимум на поколение отстаем.» «KUBAN.AIF.RU», 11.06.10
«И тут самое время поднять вопрос о качестве самих уже построенных либо только строящихся объектов. Взять хотя бы приснопамятный грузовой порт, разрушенный в декабре 2009 года штормом. (Прим.FLB: 14 декабря 2010 года строящийся в устье Мзымты грузовой порт был разрушен ураганом. Волнами в море были смыты часть свайных конструкции причалов, строительная техника, заготовленные для установки шпунты и сваи.) Предполагалось ведь, что первые три из восьми причалов начнут принимать грузовые суда уже в конце минувшего года. Но тут морская стихия внесла свои изменения в человеческие планы, в которых все вроде как было предусмотрено. По крайней мере официальная версия списывает результаты катастрофы на шторм. Тем самым снимая ответственность со строителей и заказчиков.
Так, руководство Росморречфлота заявило, что одной из причин трагедии (именно трагедии — там ведь погибли люди) стала необычайная высота волн — около 12 метров. Дескать, такие мегаволны здесь бывают где-то раз в сто лет. Но независимые эксперты с этими выводами не согласны. Утверждают почему-то, что при строительстве не были учтены замечания, высказанные сочинскими специалистами. А говорили они, что строить порт в устье реки Мзымты никак нельзя, потому что в нескольких сотнях метров от побережья морское дно обрывается в каньоны, глубина которых достигает километра. Стало быть, на этом участке побережья вообще нет шельфа, который мог бы тормозить штормовые волны и гасить их силу.
Выходит, проектировщики сделали ставку на отсутствие сильных штормов. Странно: на самом деле это для тех мест не такая уж и редкость. По данным Сочинского гидрометцентра, шторм, случившийся 14 декабря, был довольно рядовым — максимум 5 баллов. Такие случаются в том районе раз в 2—3 года.
В общем, не очень понятно, как теперь быть с призывами руководства страны сдать все олимпийские объекты задолго до старта Игр. Во всяком случае, по оценкам экспертов, основанным на сведениях от строительных компаний, сроки сдачи того же порта в эксплуатацию теперь сдвинутся минимум на полгода.
Кстати, когда премьер-министр России Владимир Путин был в Сочи и общался с Олегом Дерипаской, чья группа занимается строительством порта, то заметил: виноват в том, что порт еще не функционирует, подрядчик, а вовсе не стихия. А еще отметил, что если бы метеослужбы работали быстрее и не объявили бы о шторме через 2 часа после его начала, то человеческих жертв можно было бы избежать.» «Московский комсомолец», № 25374 от 11 июня 2010 г.
«Срыв работ по возведению Сочинского грузового порта заставил Россию в срочном порядке вести переговоры с Турцией об использовании для этих целей турецких портов. Это подтвердил и вице-премьер российского правительства Игорь Сечин, сообщив, что Россия обсуждает с Турцией возможность реализации нового проекта по созданию логистического центра по перевалке грузов взамен российского порта в Сочи. "Сейчас нужно быстро принимать решение по вопросу перевалки грузов. Нужно определиться с выбором порта для перенаправления потоков. Нам пока не принципиально, какой будет порт. Мы пока делаем свои предложения Турции", – пояснил вице-премьер. По данным InfraNews, стремление российского правительства в сжатые сроки переориентировать перевалку грузов в уже существующий крупный портовый центр связано со срывом сроков строительства грузового порта в Сочи.
Грузовой район порта Сочи расположен в междуречье рек Мзымта и Псоу Адлерского района города на открытом побережье Черного моря. Строительством занимается компания "Инжтрансстрой" Олега Дерипаски. Проектная мощность грузового района порта должна составить 5 млн. тонн грузов в год. Как передало радио Business FM: "Несмотря на то, что порт в Сочи 27 апреля принял первый груз, результат его работы, видимо, не устроил высокую комиссию» «Регионы.ru», 11.06.10
«Порт в Имеретинской бухте не построен. Ему срочно ищут замену – за границей. И хотя Сечин вроде бы и не ставит крест на сочинском порту и даже говорит, что после Олимпиады грузовой порт будет переделан в пассажирский, он, по сути, признал, что порт Сочи в ближайшее время нормально работать не сможет. Думаю, все идет к тому, что никакой порт в Сочи построен не будет. Ведь слов было много: все, включая Олега Дерипаску, прямо на берегу Имеретинской бухты пообещали Путину достроить порт. Обещания, данные руководителем Росморпорта Александром Давыденко в декабре 2009 – январе 2010 гг., выполнены не были. Грузы, которые пару раз странными и крохотными посудинками завозились (кстати, все из того же Самсуна) в порт в Имеретинской бухте, похоже, не смогли даже вывезти. Для журналистов их «Камазами» возили по кругу, по территории порта.
«Инжтрансстрой» Дерипаски попал в незавидное положение вместе с хозяином и строящимся портом. В декабре шторм, по разным оценкам, от 6 до 8 баллов, разрушил, по уверениям подрядчика и заказчика, половину построенного. Но в реальности ураган (или шторм) не разрушил недостроенный порт, а прошелся по непостроенному. Компании Олега Дерипаски так и не справились с задачей логистического обеспечения олимпийских строек.
Владимир Путин, осматривая разрушения спустя некоторое время, пошутил, что «все ведь застраховано». И действительно, спустя некоторое время «Ингосстрах» объявил о первых выплатах. А на самом деле никто так и не понял, почему гидротехническое сооружение, каждая отдельная часть которого должна была выдерживать 10-балльный шторм, не выдержала меньшей напасти. Результат восстановления разрушенного стихией, видимо, не устроил высокую комиссию. Вот тут, после вчерашнего общения Путина с главой МОК Жаком Рогге и экскурсии по сочинским стройкам, и вспыла Турция. Видать, осознали олимпийские чиновники и наши руководители, что с портом что-то неладно». «Slon.ru»
"Совкомфлот" построит в Сочи пассажирский порт с возможностью приема круизных лайнеров и марину для трех сотен яхт. Реализацией проекта реконструкции и развития береговой инфраструктуры морского порта Сочи займется ОАО "Сочинский морской торговый порт", входящее в государственную группу "Совкомфлот". (Кроме того, СМТП является дочерней компанией ОАО "Новошип")
Проект создания марины в действующем порту Сочи будет конкурировать с планами "Базового элемента" Олега Дерипаски, который планирует после проведения Олимпиады переоборудовать для принятия яхт строящийся грузовой порт в устье реки Мзымта, отмечает "Коммерсантъ". При этом в "Совкомфлоте" считают свой проект более выигрышным, т.к. марина будет находиться в центре города и начнет принимать суда раньше, чем мощности "Базэла".
Как сообщали ЮГА.ру, ранее вице-премьер российского правительства Игорь Сечин заявил, что Россия может создать логистический центр для перевалки грузов не в Сочи, а в Турции. По мнению экспертов, это связано с тем, что государство недовольно срывом работ по строительству грузового порта в устье Мзымты.
Таким образом, "альтернативный" проект по сооружению яхт-марины в Сочи может оказаться своеобразной страховкой на тот случай, если проект "Базэла" по строительству порта вообще не будет реализован.» «Юга.ru.Портал Южного региона», 11.06.10
«Если кому-то нужно лишнее доказательство того, что в Гонконг пришли русские, то вот оно: матрешки, огромные меховые шапки и еще более огромные балалайки, разогревавшие в среду толпу в финансовом центре этого города.
На концерте народного творчества, устроенном российским производителем алюминия компанией "Русал" в парке возле штаб-квартиры банка HSBC, 22 певца во все горло распевали русские народные песни под громкий аккомпанемент аккордеонов и тромбонов - и в сопровождении неистовых плясок.
Толпа – а это была пестрая смесь из вышедших пообедать банкиров, школьниц и любящих прогуливаться по парку стариков – подбадривала исполнителей. На просьбу поддержать их зрители откликались с ликованием – хлопали в ладоши, поднимали вверх фотоаппараты и видеокамеры, а старые тетушки (так ласково зовут в Гонконге дам почтенного возраста) кружились в танце вместе с мужчинами в синих кафтанах.
Этот спектакль стал небольшой частью большой проблемы "Русала". Кое-кто в компании полагает, что у нее не очень-то получается привлечь к себе внимание местных инвесторов. Продажа акций вызывает определенное разочарование. Несомненно то, что отчасти это вызвано жесткими проверками регулирующих органов во время первоначального публичного предложения акций.
Но "Русал", похоже, посчитал, что в этом деле не помешает заполнить и культурную нишу. В Гонконге всего три русских ресторана. И, как говорят живущие в городе выходцы из России, в обменных пунктах мало кто даже узнает русские рубли. (Согласно одной оценке, в Гонконге проживает примерно 500 русских экспатов.)
«Накануне.ru»: «Миноритарные акционеры ОК могут счесть, что их права как акционеров каким-то образом нарушены, и инициировать в связи с этим какие-либо судебные разбирательства»
Как сообщает «РИА-Новости», «Акционеры крупнейшего производителя алюминия в мире ОК "Русал" на состоявшемся в Гонконге в среду годовом собрании утвердили годовую финансовую отчетность, отчет совета директоров, выбрали аудитора компании и переизбрали членов совета директоров, говорится в материалах "Русала".
В частности, положительно решился вопрос о переизбрании неисполнительных директоров Дмитрия Афанасьева, Леонарда Блаватника, Игоря Ермилина, Айвана Глайзенберга, Владимира Кирюхина, Найджела Кенни (независимый директор). Аудитором "Русала" утверждено ЗАО "КПМГ".
Основными акционерами "Русала" являются холдинг En+ Олега Дерипаски (47,59%), группа "Онэксим" Михаила Прохорова (17,09%), SUAL Partners (15,86%), Amokenga Holdings (8,65%), ВЭБ (3,15%).
В январе 2010 года "Русал" первым из российских компаний провел IPO на бирже Гонконга, в результате компания привлекла более 2 миллиардов долларов.
Торги акциями и глобальными депозитарными расписками "Русала" стартовали в Гонконге 27 января. С момента начала торгов котировки ценных бумаг компании упали примерно на 35%, в то время как индекс гонконгской торговой площадки Hang Seng просел за этот период лишь на 3,3%.
Также акционеры приняли решение предоставить совету директоров право принимать решения о выпуске ценных бумаг и выкупе акций компании с рынка».
«Как пояснил Накануне.RU генеральный директор УК "Ява-управление финансами" Константин Селянин, решение о наделении совета директоров правом самостоятельно принимать решение о выпуске акций вполне логично и оправдано, по крайней мере, для крупнейших акционеров "Русала", поскольку теперь компания сможет более оперативно привлекать средства с помощью допвыпуска акций.
Константин Селянин предположил, что данный шаг вряд ли вызовет какое-то отторжение у миноритарных акционеров ОК, хотя теоретически некоторые из них могут счесть, что их права как акционеров каким-то образом нарушены, и инициировать в связи с этим какие-либо судебные разбирательства». Ольга Ветрова, «Накануне.ru», Екатеринбург, 09.06.2010
«Так, по сообщению газеты "Ведомости", компанию покидает директор по стратегии и корпоративному развитию ОК "Русал" Артем Волынец. С 16 июня 2010 года он станет первым заместителем генерального директора компании En+ Group. Артем Волынец войдет в Совет директоров ОК РУСАЛ в качестве представителя En+ Group (En+ Group принадлежит 47,59% акций ОК РУСАЛ) (согласно решению Совета директоров компании ОК РУСАЛ от 9 июня 2010 г.).
За последние полгода это уже вторая перестановка в руководстве En+ Group, отмечает газета. В апреле свой пост покинул гендиректор группы В.Соловьев.
Серьезные перестановки затронули и ключевой для "Русала" департамент - инвестиционный, что неудивительно, учитывая падающий курс акций "Русала". Так, с середины июня свой пост оставляет директор по управлению инвестициями Максим Соков. Теперь в его ведении будут такие непростые для компании вопросы, как корпоративное управление ("Русал" считается одной из самых непрозрачных компаний отрасли) и взаимодействием с руководством "Норильского никеля". «Полит.ru»,11.06. 2010
Прим.FLB: Как видите, отзывы о работе компании Дерипаски и в воздухе, и на воде, и на земле далеко не самые лестные. Кажется, что постепенно в народном восприятии образ Дерипаски начинает замещать и вытеснять собой образ Ходорковского."