Бывшего зампрефекта обвиняют в покушении на чужую собственность
"Как стало известно "Ъ", завершено расследование уголовного дела бывшего заместителя префекта Северо-Восточного округа (СВАО) Москвы Иосифа Рейханова. Экс-чиновник обвиняется в том, что в составе группы лиц пытался мошенническим путем получить 51-процентный пакет акций ООО "Троицкое" и автохозяйства "Лианозово", обслуживающих зону отдыха в Мытищинском районе Подмосковья и СВАО Москвы. Кроме того, господину Рейханову инкриминируется незаконное хранение 370 патронов к наградному пистолету Макарова. Экс-чиновник утверждает, что хотел передать бизнес потерпевшего в госсобственность.
Следственное управление по Москве следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ завершило расследование 30-томного уголовного дела в отношении бывшего зампрефекта СВАО столицы 58-летнего Иосифа Рейханова, экс-директора ГУ "Заказчик по капитальному ремонту жилых и общественных зданий СВАО", ныне главного инженера управляющей компании "Талока" Сергея Бакленева, директора специализирующегося на ремонте и строительстве дорог ООО "Эллада" Валерия Коносова, а также экс-главы муниципалитета Бибирево Юрия Шаманова. На днях обвиняемые приступили к знакомству с материалами дела.
Расследование в отношении бывшего зампрефекта Иосифа Рейханова (прошение об отставке на имя Юрия Лужкова он подал в январе 2009 года) началось после того, как в феврале 2008 года с заявлением в департамент по борьбе с оргпреступностью и терроризмом МВД РФ обратился владелец автохозяйства "Лианозово" и ООО "Троицкое" Гулико Харчилава. Автохозяйство и фирма занимают территорию площадью 99 тыс. кв. м в зоне Клязьминского водохранилища, которая находится у господина Харчилавы на правах долгосрочной аренды.
В своем заявлении Гулико Харчилава сообщил, что господа Рейханов, Бакленев и Коносов, в прошлом его близкие друзья и деловые партнеры, начиная с середины 2007 года вымогают у него 60% бизнеса, который он выстраивал на протяжении 20 лет и который сейчас представляет собой разветвленную автотранспортную сеть в СВАО и Мытищинском районе, а также развлекательную и продуктовую инфраструктуру зоны отдыха на водохранилище. По словам господина Харчилавы, его бывшие друзья мотивировали свои претензии на его бизнес тем, что "надо делиться".
Переговоры о передаче большей части бизнеса между Гулико Харчилавой и Иосифом Рейхановым безрезультатно велись несколько месяцев. 19 декабря 2007 года господин Рейханов пригласил бизнесмена к себе в кабинет и заявил тому, что хочет половину его бизнеса. Впрочем, господин Харчилава на эту встречу пришел с диктофоном и записал разговор. Как свидетельствует аудиозапись (она признана вещественным доказательством), господин Рейханов в случае отказа обещал "уничтожить" господина Харчилаву, утверждая, что тому "хватит и половины, чтобы достойно жить и не забывать, кому он обязан в конечном итоге".
Дальнейшие переговоры, которые начиная с 4 февраля 2008 года господин Рейханов вел через своих представителей, проходили под контролем оперативников. Одновременно сыщики установили, что на господина Харчилаву оказывалось давление и другого рода: когда бизнесмен стал продлевать аренду занимаемой им территории на Лианозовском рынке Москвы, со служебных телефонов господина Рейханова поступили звонки в местные подразделения МЧС, налоговой службы и ОБЭПа с требованиями активизировать всевозможные проверки принадлежащих господину Харчилаве фирм и помещений.
В итоге 27 мая 2008 года, говорится в материалах дела, в офис бизнесмена на улице Илимской приехал Юрий Шаманов (юрист по образованию) с подготовленным для подписания комплектом документов, в соответствии с которыми 51% акций предприятий господина Харчилавы были оценены чиновниками в 6,2 тыс. руб. при реальной рыночной стоимости около 400 млн руб. Как только под документами, по которым передаваемая часть бизнеса господина Харчилавы в равных долях отходила родным братьям господ Бакленева и Коносова, появились подписи и печати, в кабинет вошли оперативники МВД.
27 мая 2008 года следственный отдел СКП по СВАО Москвы возбудил уголовное дело по ст. 30 и 290 УК РФ (покушение на получение взятки, сопряженное с вымогательством), а уже 28 мая окружная прокуратура это постановление отменила. Впрочем, через несколько дней дело в отношении четырех фигурантов все же было возбуждено, в декабре 2008 года к расследованию подключился СКП РФ, передавший дело в свое московское управление в июле 2009 года. Вскоре обвинение было переквалифицировано на мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), так как требование акций не сопровождалось обещанием ответных услуг. Кроме того, господину Рейханову было добавлено обвинение в незаконном хранении боеприпасов. При обыске в его загородном особняке, расположенном на участке площадью 1,5 га в деревне Вешки, в сейфе был обнаружен наградной пистолет Макарова (выданный от имени командующего железнодорожными войсками) с боеприпасами. Происхождение более 370 патронов у следствия вызвало вопросы, поскольку при награждении выдается 16 патронов на две обоймы. Поначалу господин Рейханов отказался говорить, откуда взялись боеприпасы, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, а позже пришел на допрос с жителем Приозерска Ленинградской области Алексеем Васильевым, ранее судимым за мошенничество. Последний сообщил, что нашел патроны на охоте (сначала местом находки господин Васильев назвал Подмосковье, а затем Смоленскую область) и решил спрятать их в сейфе у господина Рейханова, с которым познакомился в 2007 году в Скнятинском охотхозяйстве (Тверская область). Ключи от сейфа, пояснил господин Васильев, он взял у жены чиновника, а самому господину Рейханову ничего не сказал. Эти показания подтвердила и супруга господина Рейханова. Однако директор Скнятинского охотхозяйства заверил следствие, что ни господина Рейханова, ни господина Васильева у них в 2007 году не было. Теперь, пояснили "Ъ" в столичном следственном управлении, господину Васильеву грозит уголовное дело за лжесвидетельство, если он сам до приговора чиновникам не признается в даче ложных показаний.
Своей вины Иосиф Рейханов не признает. Он не раз заявлял, что действовал в государственных интересах, чтобы "в дальнейшем через частных лиц передать бизнес Харчилавы в госсобственность". Другие же фигуранты утверждают, что хотели по просьбе господина Харчилавы переоформить его бизнес на третьих лиц, чтобы решить его проблемы с господином Рейхановым. Защита экс-чиновника комментировать это дело не стала. "