Московская область – чемпион по долгам и коррупции
Финансовые прорехи Подмосковья закроют все налогоплательщики страны
"Долги Московской области почти сравнялись с ее доходами. Вчера Счетная палата (СП) сообщила, что госдолг области достиг к началу года 163,7 млрд. руб., что превышает 93% всего объема собственных доходов областного бюджета. Главная причина его разбалансировки, считают в СП, неэффективное управление финансами. По низкому качеству управления область оказалась своеобразным чемпионом. Независимые эксперты соглашаются: не столько кризис, сколько безответственность, коррупция, воровство столкнули Подмосковье в долговую яму. Областной долг, по мнению экономистов, неизбежно отразится и на населении – через инфраструктурные и социальные расходы, а также через индексацию зарплат бюджетников.
Вчера Счетная палата обнародовала итоги финансовой проверки Московской области и ее муниципалитетов за 2009 год. Как показал аудит, правительством Подмосковья до сих пор не была обеспечена экономия бюджетных средств. Коллегия сообщила, что «неэффективное управление финансовыми ресурсами, отсутствие надлежащего контроля со стороны органов исполнительной власти и низкая финансовая дисциплина привели к росту государственного долга по отношению к собственным доходам и разбалансированности бюджета Московской области». Так, за 2009 год госдолг области, которой управляет Борис Громов, вырос на 7,66 млрд. руб. и составил на начало 2010 года 163,7 млрд. руб., или 93,2% объема собственных доходов областного бюджета.
Для сравнения: эксперты напоминают, что по состоянию на октябрь 2009 года этот долг составлял около 60% от объема собственных доходов, то есть за три–четыре месяца область скатилась к самой черте банкротства. Хотя, как уточнила эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева, «при колоссальных абсолютных цифрах динамика долга Московской области все-таки имеет тенденцию к стабилизации. В абсолютных цифрах областной долг вырос не так сильно, как в ряде других регионов – например, в Архангельской, Вологодской, Саратовской областях. В столице темпы роста долга также были выше». Объем же непогашенных долговых обязательств Московской области перед федеральным бюджетом за 2009 год возрос на 17,2% и составил 28,2 млрд. руб.
Большинство независимых экспертов согласны с выводом Счетной палаты об основной причине провала бюджетной политики Подмосковья. «У всех регионов кризис создал проблемы с наполнением бюджета, но в Московской области эти проблемы обозначились еще до начала острой фазы кризиса – осенью 2008 года. Когда стало понятно, что розданные областным бюджетом гарантии по кредитам, инвестиционным обещаниям невозможно реализовать. В области был создан специальный, якобы самостоятельный Инвестфонд. Но по его обязательствам ответственность нес областной бюджет, для которого эта нагрузка была фактически непосильной. Особенно после падения бюджетных доходов из-за кризиса», – рассказывает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Высокая долговая нагрузка висит на бюджетах многих регионов – в Калужской, Калининградской и других областях. «Но в этих регионах не уводили непонятно куда деньги, их там просто набрали в долг и проинвестировали. Ужас же Московской области в том, что она набрала долгов, но непонятно, куда их вложила, – продолжает эксперт. – Безответственные обязательства и воровство – сочетание этих двух компонентов позволяет говорить о неэффективном управлении со стороны областных властей. На фоне других регионов Московская область – чемпион по низкому качеству экономического и инвестиционного управления». «Далеко не секрет, что коррупционная составляющая, особенно при распределении бюджетных средств, очень высока. Доля откатов по некоторым видам сделок доходит до 50%», – отмечает гендиректор консалтинговой группы «Аюдар» Юрий Васильев. Кстати, указания экспертов на коррупцию имеют под собой основания. В этом году некоторым областным чиновникам уже были предъявлены обвинения в нанесении ущерба бюджету Подмосковья.
Васильев не думает, что Московская область в таких условиях может рассчитывать на масштабную помощь федерального правительства: «В лучшем случае это будет точечная помощь в каких-то проектах». Однако Зубаревич считает иначе: «В области в самом начале кризиса – в декабре 2008 года – уже задерживали зарплату бюджетникам. И никто не пойдет на политические риски, полностью лишив около 6,8 миллиона жителей области, в которой велика доля бюджетников, зарплаты. Поэтому безответственность отдельных чиновников будет покрываться всеми налогоплательщиками России. По идее, такая провальная политика губернатора должна была бы повлечь радикальные кадровые решения. Но только не в России». Однако, замечает Зубаревич, полностью областные долги федеральный бюджет не покроет, потому что это стало бы не самым хорошим примером для других регионов и подтолкнуло бы их к перекладыванию всех своих проблем на федеральный Центр.
К еще одной причине провальной экономической и инвестиционной политики региона эксперты отнесли утечку рабочей силы из области в столицу. Как объяснил ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев, «Московская область – главный поставщик рабочей силы любой квалификации в Москву, где по месту работы остаются и налоги. А расходы на инфраструктуру и коммунальную сферу ложатся на областной бюджет, поскольку столичные работники живут не в столице, а в области. Поэтому, кстати, квартплата в области существенно выше московской». Эксперт советует чиновникам изменить бюджетное законодательство, чтобы налоги на доходы физических лиц хотя бы частично перераспределялись по месту жительства.
Коллегия Счетной палаты также установила, что следствием неэффективного управления финансовыми ресурсами в области стал рост незавершенного строительства.
Эксперты же говорят о том, что рост долга ударит и по населению области – правда, скрыто. «Для бюджетников прекратятся все индексации, то есть инфляция будет «съедать» доход, но его увеличения в соответствии с инфляцией не произойдет», – замечает Зубаревич. После населения под ударом окажутся другие основные статьи расходов областного бюджета: коммуникации, инфраструктура, дорожная сеть.
Эксперты предполагают, что Московская область в 2010 году будет постепенно сокращать долг. Однако, добавляет Воробьева, «темпы этого сокращения окажутся невысокими из-за вероятного отсутствия роста промышленного производства по итогам года. Для более активного сокращения долга московскому правительству следует привлекать инвестиции, создавать рабочие места и постоянно мониторить ситуацию в муниципальных образованиях»."