Наследники рвут на части уникальную коллекцию икон
"В четверг в Пресненском суде столицы началась тяжба по искам наследников известного коллекционера Михаила Де Буара, скончавшегося в сентябре 2009 года. Предмет спора — эксклюзивная коллекция из 192 икон, стоимость которой только по предварительной и, как считают наследники, минимальной оценке превышает $30 млн.
Скандал вокруг икон русских православных художников разгорелся в феврале этого года, уже после открытия наследственного производства. С лета 2008 года 192 иконы выставлялись в музее-заповеднике «Царицыно». Выставку по просьбе Де Буара организовывала предпоследняя супруга покойного (всего Михаил Де Буар был женат шесть раз) Любовь Елизаветина. По окончанию выставки она же и забрала иконы.
Являющаяся искусствоведом Елизаветина считает, что иконы принадлежат только ей. Она утверждает, что муж подарил ей всю коллекцию, которую они долгое время вместе собирали. По словам Елизаветиной, даже договор на экспозицию икон в Царицыно заключался именно с ней как с владелицей коллекции. При этом присутствовал и сам Михаил Де Буар.
Михаил Де Буар о своей коллекции
«Первую икону, ставшую началом моего собрания, я приобрел в 1977 году – это «Богоматерь Боголюбская» XIX века. Она мне особо понравилась, нравится и до сих пор. С этого времени я стал изучать древнерусскую живопись с интересом. Кроме того, я начал общаться с коллекционерами. Среди них были Константин Соколов, Николай Воробъев и другие, которые уже тогда собрали крупные и ценные коллекции. Они очень интересно рассказывали о своих выдающихся иконах, среди которых, безусловно, были и шедевры. Коллекционирование древнерусской живописи стало моей страстью, более того – любимой страстью. На все заработанные деньги я покупал хорошие иконы. И настолько увлекся, что никогда не имел собственной квартиры, все время жил на съемных. Мне очень приятно было узнать, что многие посетители выставки оставили свои высказывания в книге отзывов, и я понял, что не зря прожил жизнь, выполнив (возможно, частично) свое предназначение". М.Е. Де Буар (Елизаветин). 2009 год.
Дар музею
Стоит отметить, что 75 икон из коллекции в декабре 2009 года Елизаветина передала в дар музею им. Пушкина, где с 9 апреля этого года должна была открыться экспозиция.
Однако наследники покойного — вдова Татьяна Де Буар и трое его детей Ирина Бережная, Андрей Вяземшев и Михаил Де Буар-младший — обратились в суд с исками о признании права собственности на коллекцию.
Михаил де Буар-младший также подал в суд иск о признании ничтожной сделки дарения икон музею. Так как, по мнению наследников, Елизаветина не имеет никаких прав на коллекцию и сама не является наследницей.
В результате на иконы был наложен арест и выставка сорвалась.
«Картины арестованы, и мы не смогли доставить их из хранилища в залы музея,— рассказала GZT.RU Любовь Елизаветина.— Мы планировали организовать выставку ко дню рождения Михаила Евгеньевича [Де Буара]. Но теперь выставку придется перенести в виртуальный музей».
Уникальная коллекция
Коллекция икон, собранная Де Буаром, является одной из самых крупных среди частных иконных собраний в России. Ее отличают высокое художественное качество произведений и полнота исторического охвата: в ней представлены как шедевры XIV-XVII веков, так и иконы Нового времени (XVIII — начала XX века).
Выставка более 180 самых выдающихся произведений, собранных коллекционером, проходила в заповеднике «Царицыно» в залах «Хлебного дома». Жемчужинами коллекции считаются две уникальные северные иконы «Сошествие в ад», относящиеся к XIV столетию (стоимость одной иконы, купленной де Буаром в Швейцарии, оценивается в $1,5 млн).
Также в экспозицию вошли несколько икон ХV века из Новгорода. Кроме того, на выставке были представлены иконы XVIII-XIX веков, в том числе работы мастеров Палеха. Особую ценность представляют и подписные иконы знаменитых московских художников XVII века Назария Истомина и Симона Ушакова.
Последняя воля
Однако к рассмотрению исков по существу суд так и не приступил из-за процессуальных нюансов. И рассмотрение обоих исков было перенесено.
«Вопрос о дарении коллекции икон никогда не ставился Михаилом де Буаром,— рассказал GZT.RU адвокат Татьяны Де Буар Руслан Коблев.— Последняя его воля была такова, чтобы коллекция никогда не делилась. А Елизаветина как раз пытается разбить коллекцию». Защитник отметил, что все четверо наследников, в свою очередь, однозначно не собираются растаскивать ценнейшее собрание. Они лишь просят суд выделить им равные доли в наследстве.
По мнению адвоката, Елизаветина не имела никаких прав на коллекцию и просто воспользовалась стечением обстоятельств — тем фактом, что в Царицыно сдавала иконы именно она. «Если мой костюм в химчистку сдаст водитель, это же не значит, что он теперь собственник моего костюма!?» — обрисовал позицию наследников Коблев.
Дарение же 75 икон Пушкинскому музею, по мнению адвоката, было сделано для того, чтобы затруднить изъятие картин. «Ситуация абсурдна еще и тем, что до сих пор судебные приставы не могут добиться от Елизаветиной, где находятся остальные 127 икон,— указал адвокат.— Она говорит, что иконы в надежном месте под охраной».
Устный договор
Между тем, по словам самой Елизаветиной и ее адвоката Лариса Рябченко, иконы хранятся в государственном хранилище.
«Я вообще не понимаю, о чем этот иск и что просят наследники,— рассказала Рябченко.— Какую долю они хотят? Право на определенные иконы или в денежном эквиваленте? Может они вообще хотят продать коллекцию?»
По словам адвоката, коллекция была подарена де Буаром еще в тот момент, когда супруги находились в браке и следовательно в этом случае никаких бумажных договоров не требовалось. Все было сделано устно.
К тому же, по словам Рябченко, помимо 192 икон основной коллекции в исках наследников фигурируют еще несколько сотен икон, которые находятся в доме вдовы Татьяны Де Буар. По словам адвоката, они также являются предметом спора в суде.
Рябченко обратила внимание, что наследники собираются провести экспертизу икон для определения их стоимости.
«Ну, пусть заявляют. Очень интересно посмотреть, как эксперты будут определять стоимость икон по фотографиям»,— улыбалась Рябченко, так как большая часть коллекции до сих пор находится у Елизаветиной.
Стоит отметить, что не так давно произошел пожар в частном доме матери Елизаветиной Светланы Александровны в подмосковном городе Красногорске. Возгорание произошло в ночь на 4 апреля, и пенсионерка чудом не пострадала. Выгорел весь второй этаж дома. Сама Елизаветина не исключает версию о поджоге, который мог быть устроен в связи с рассмотрением спора в Пресненском суде."