FLB: Рассказ о «мирном» арабском атоме и «сионисткой ядерной дубинке».
"Вновь, на израильских сайтах, появились публикации о строительстве атомной электростанции в Израиле. Как сообщается, речь идет об АЭС мощностью в 1500 мегаватт в районе Шивта, в пустыне Негев, на юге от города Беэр Шева.
Данному проекту уже несколько десятилетий: место под атомную электростанцию было выделено правительством в семидесятые годы прошлого века. Проект строительства АЭС был представлен руководством "Хеврат Хашмаль" министерству инфраструктуры в 2008 году. Стоимость строительства оценивается специалистами в 1,5-2 миллиарда долларов США – не намного дороже, чем строительства современной угольной электростанции. Сроки строительства – около 8 лет с момента принятия решения: четыре года на планирование и получение необходимых разрешений и еще 4 года непосредственно на строительство. Подобная электростанция сможет обеспечить до 6% потребности страны в электроэнергии к 2020 году.
Однако проект создания в Израиле атомной электростанции, выгодный в экономическом плане, может принести немало проблем в плане международных отношений. Израиль всеми силами выступает против строительства атомной электростанции в Иране, опасаясь, что за ним стоит желание иранцев получить ядерную бомбу и, несомненно, встретит аналогичные обвинения в свой адрес. Кроме того, создание атомной электростанции автоматически повлечет за собой контроль со стороны МАГАТЭ, который распространится и на ядерный реактор в Димоне. Это положит конец политике молчания, созданной вокруг израильского атомного потенциала.
Риторические вопросы и неожиданные ответы
Возникает резонный вопрос, а стоит ли Израилю, создавать себе новые проблемы в мире, когда речь идет о прибыли "оцениваемой" лишь в 6% от потребностей страны в электроэнергии, и то не сегодня, а в далеком с "политической точки" зрения 2020 году? Так же возникает вопрос, а почему решение принято именно сегодня, ведь фактически еще в далеком 1980 году правительство Израиля приняло программу о развитии ядерной энергетики и строительстве реактора, правда потом все было "заморожено". И вообще, а что за решение было принято?
Начнем с конца. Напомним, что комиссия по атомной энергии и "Хеврат Хашмаль" подписали соглашение о начале совместной разработки инженерной и технологической инфраструктуры для строительства в Израиле атомной электростанции. Соглашение включает в себя план исследований и разработок, направленных для достижения этой цели. Кроме того, стороны договорились создать на базе одного из израильских ВУЗов кафедру по подготовке инженеров-электриков со специализацией в атомной энергетике. А в плане развития рынка электроэнергии в Израиле до 2020 года, значатся еще три угольные электростанции (две из которых – в Ашкелоне) и пять турбин, работающих на природном газе.
Израильские энергетические проблемы . Но вот как раз то со строительством угольных электростанций в Израиле есть большая проблема. Угольную электростанцию в Ашкелоне мощностью в 1.300 мегаватт планируется построить к 2015 году, однако против этого строительства активно выступают министерство экологии, организации "зеленых" и жители Ашкелона. В министерстве инфраструктуры, в свою очередь, настаивают на том, что электростанция необходима в виду нехватки мощностей, уже сейчас достигшей критических масштабов. Кроме того, в министерстве утверждают, что в противном случае 62% электричества будет производиться при помощи природного газа, что поставит Израиль в сильную зависимость от Египта.
Как утверждается в документе для внутреннего пользования, подготовленном для итогового заседания комиссии по национальным инфраструктурам, на котором должна была решиться судьба угольной электростанции, "Очередная отсрочка в строительстве угольной электростанции в Ашкелоне сделает необходимым продвижение в максимально сжатые сроки строительство атомной электростанции в Негеве мощностью в 1.600 мегаватт". В документе отмечается, что подготовку к строительству АЭС нужно начинать сейчас в любом случае, поскольку для ее возведения потребуется от 8 до 10 лет с момента утверждения. При этом строительство АЭС, позволит, по меньшей мере на 5 лет отсрочить необходимость в строительстве дополнительных угольных электростанций.
В принципе, это одна часть (так сказать экономическая) ответа на вопрос, почему сейчас «разморозили» проект АЭС. В дальнейшем мы постараемся рассмотреть и политическую составляющую этого решения.
Политико-экономическая составляющая израильского атома . Но сначала рассмотрим вопрос, от кого зависит решение о возможном строительстве АЭС, и кто физически претендует на эти 1,5- 2 миллиарда долларов, планируемых на ее строительство. Строят атомные электростанции всего несколько стран, это США, Франция, Россия, хотя так же могут построить Канада, Китай и Корея. При этом только первые три страны, ведущие в данной отрасли. И, как показывают события, все проблемы разворачиваются именно в этом треугольнике.
В этой связи возможно и понятны противоречивые заявления представителей Израиля. Так сказано, что министр национальных инфраструктур Израиля Узи Ландау, 9 августа сообщит французскому руководству о планируемом строительстве атомной электростанции в Израиле. Он также обратится к Франции с просьбой принять участие в осуществлении этого проекта. Сообщалось, что этот вопрос поднимался в ходе переговоров с министром экологии Франции Жан-Луи Борлу, и тот выразил большую заинтересованность в сотрудничестве.
При этом, по сообщению газеты "Едиот Ахронот", сотрудники канцелярии главы правительства Израиля Биньямина Нетаниягу обратились недавно к представителям администрации президента США Барака Обамы с просьбой помочь Израилю построить атомную электростанцию.
Что мешает израильской АЭС?
Если Израилю удастся добиться согласия США, атомная электростанции будет возводиться на участке в Негеве. Израиль уже давно планирует построить атомную электростанцию, однако до сих пор не может сделать этого, из-за отказа подписать конвенцию о нераспространении ядерного оружия. Следует отметить, что это не первое обращение Израиля к международному сообществу с просьбой применить к нему индийскую схему, строительства АЭС. Еще в 2007 году израильское руководство обратилось к ряду государств-членов Группы ядерных поставщиков, с целью убедить их внести изменения в договор о нераспространении ядерных технологий.
Та чего же добивается Израиль? Согласно существующим нормам, строительство АЭС влечет за собой плотный международный контроль над всеми ядерными объектами на территории страны. Сейчас правительство Израиля пытается договориться с США об использовании индийской схемы контроля. В рамках этой схемы американские компании получают возможность участвовать в строительстве в Индии ядерных реакторов и поставлять для них топливо, несмотря на то, что индийское руководство не подписало договор о нераспространении ядерных технологий. В свою очередь, Индия должна разграничить свои ядерные объекты на военные и гражданские, причем открыть последние для инспекции со стороны МАГАТЭ.
Вопрос конечно правильный, хотя и риторический – если Индии можно, то почему Израилю нельзя?!
Кто нам мешает?
Решение о том, быть или не быть официальной ядерной программе любого государства принимают государства-члены Группы ядерных поставщиков. Члены ГЯП регулируют экспорт товаров, специально предназначенных для изготовления и применения ядерного оружия, а так же регулирует экспорт товаров двойного назначения и технологий, могущих привезти к созданию ядерного оружия. В принципе цель очень благородная, вопрос в другом - кто эти члены и чьими интересами они озабочены при приеме решений?
Очень интересен состав участников ГЯП. Сегодня в него входит 46 стран, в том числе: Аргентина, Австралия, Австрия, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Китай, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Казахстан, Корея, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина, Великобритания и США. Можно объяснить логичность участия в этой группе ведущих ядерных держав, но что там делают карликовые государства непонятно. Видимо "продают" свои голоса, в зависимости от политической конъюнктуры?
Наверное, здесь политика переплетается с экономикой. Кто из трех основных игроков на рынке строительства АЭС (США, Франция, Россия) сможет провести решение по Израилю, среди всех интересантов, тот видимо и получит приз в виде 2-х миллиардного заказа. Сейчас Израиль находиться на перепутье между Америкой и Францией. Интересно знать, а почему в данном контексте не рассматривается Россия? Вот был бы "ход конем", если бы Израиль вдруг пошел на ядерную сделку с Россией. Сложилась бы новая картина Ближнего Востока!?
"Мирный" арабский атом!
Я думаю, здесь нет смысла снова писать о самом "большом друге" Израиля президенте Ирана Ахмедеджане. Понятно, что "мирный" иранский атом, может в любую минуту стать ядерной дубинкой и на чью голову она опуститься в первую очередь, очень спорный вопрос. И при всех демагогической риторике МЭГАТЭ, Израилю видимо придется снова делать за всех грязную работу. Хотя если мы немного углубимся в историю, то увидим, что как ни странно у истоков нынешней проблемы стоял Израиль. Ведь в те далекие 70-е годы, когда закладывались основы Иракской ядерной программы, лучшим другом и сподвижником данного проекта выступал именно Израиль. И даже ныне существующий завод в Бушере, где сегодня россияне заканчивают строительство 1000 мегатонной АЭС начинали строить именно мы.
Но что поделаешь, такова ситуация на Ближнем Востоке. В 70-х мы и с Пехляви, в то время королем Ирака, очень дружили. А вот власть поменялась, и срочно пришлось "зачищать" площадку под строительством там АЭС. И самое главное все до сих пор говорят нам за это спасибо!
Не что похожее произошло в сентябре 2008 года в Сирии. Когда пришлось произвести "зачистку", как было сказано, на сельскохозяйственном объекте, где вот только вместо навоза, пробы грунта, дали информацию о наличии радиоактивных отходов.
Как сообщала британская газета The Times, со ссылкой на оборонные источники в Израиле и в Вашингтоне, в течение двух месяцев перед атакой израильских ВВС на объект в Дир а-Зур, на территории Сирии действовали бойцы "Сайерет Маткаль" (спецназ генерального штаба Армии обороны Израиля), собравшие пробы радиоактивных материалов.
По утверждению газеты, американское руководство дало свое согласие на атаку сирийского объекта после того, как Израиль представил неоспоримые доказательства наличия на территории Сирии северокорейских ядерных технологий. Бойцы "Сайерет Маткаль", одетые в форму сирийской армии, были вынуждены совершить налет на склад в Дир а-Зур, после того, как в Вашингтоне потребовали дополнительных доказательств сотрудничества Сирии и КНДР в ядерной сфере.
В атаке на "Центр сельскохозяйственных исследований" в Дир а-Зур принимали участие 8 самолетов 69-й эскадрильи ВВС ЦАХАЛа. Самолеты были наведены на цель бойцами спецназа ВВС "Шальдаг", прибывшими на место за день до атаки.
Сообщалось, что информация о связях Сирии с КНДР легла на стол премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта еще весной. Глава "Мосада" Меир Даган сообщил Ольмерту, что сирийцы активно ищут продавца ядерных технологий, и могут попытаться установить ядерные боеголовки на имеющиеся в их распоряжении северокорейские ракеты "СКАД-С". После получения информации были проведены консультации с американским руководством, поддержавшим проведение операции и предоставившим Израилю американские коды опознавания "свой-чужой", чтобы избежать недоразумений. В результате, снова все и в основном арабские соседи, правда очень тихо, говорят спасибо Израилю.
Как дела у наших соседей по Ближнему Востоку?
Сегодня большинство арабских стран заявляют о желании разрабатывать собственную ядерную программу. В первую очередь - это Египет, потом ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания, Йемен, Ливия, Алжир, Марокко, Турция.
Арабские страны, объявившие о собственных атомных программах ОАЭ:
В прошлом месяце СМИ сообщили о том, что Эмираты возобновляют подписанный с Францией в 1980 году договор о строительстве ядерного реактора. Эта тема обсуждалась в ходе встречи президента страны шейха Халифы бин-Заида аль-Нахиана с президентом Франции Николя Саркози в Париже. Объединенные арабские эмираты сообщили в марте 2008 о создании агентства ядерной энергетики. ОАЭ выделяют значительные средства для создания Организации по применению ядерной энергии, которая будет работать в координации с МАГАТЭ. Представители ОАЭ подчеркнули, что не будут самостоятельно обогащать уран. Вместо этого планируется приобретение ядерного топлива за пределами страны.
Саудовская Аравия: В декабре минувшего года объявила о начале исследовательских работ в сфере мирного атома.
Йемен: В начале года министр энергетики Мустафа Яхья Бахаран объявил о намерении Йемена приобрести первый ядерный реактор для производства электроэнергии.
Иордания: Атомная программа Хашимитского королевства носит достаточно открытый характер. В прошлом месяце король Абдалла II обсуждал с премьер-министром Канады Стефаном Харпером возможность приобретения реактора, основанного на тяжелой воде. Иордания планирует обзавестись собственным ядерным реактором для производства электроэнергии. В королевстве надеются, что АЭС будет обеспечивать 30% от общей нужды в электричестве к 2030 году.
Марокко: Власти королевства обратились в МАГАТЭ с просьбой «о получении помощи в разработке атомных технологий для выработки электроэнергии».
Египет: В сентябре прошлого года правительство Египта объявило о намерении возродить ядерную программу. Известно, что в планах Египта – создание четырех атомных реакторов в течение ближайших десяти лет. Представители США уже сообщили, что непременно предложат египетским властям помощь в реализации гражданской ядерной программы, отмечает ВВС. По их словам, нельзя сравнивать египетскую мирную программу с иранской «мирной программой», которая вызывает множество вопросов на Западе. Египет заморозил ядерную программу в 1986 году, после катастрофы в Советском Союзе на Чернобыльской АЭС. В свое время Египет долго выбирал «с кем дружить» в данном проекте: с русскими или американцами. Сегодня сделан выбор в пользу французов, хотя и с Россией есть соглашение о развитии ядерных технологий.
Ливия: После освобождения болгарских медиков и визита президента Франции Николя Саркози в Триполи, Ливия подписала с Францией договор о строительстве атомного реактора.
Алжир: Несмотря на гигантские запасы нефти, правительство Алжира подписало договоры о развитии атомной энергетики с США и Россией, и ведет переговоры с Францией. Судя по всему, Франция считает нелегитимной исключительно иранскую ядерную программу. Все остальные арабские страны – от Марокко и Ливии до Иордании и княжеств Персидского залива, активно сотрудничают с французами в этой сфере.
В израильском МИДе обеспокоены подобным развитием ситуации, однако, как сообщает газета "Гаарец", молчат, поскольку предпочитают, чтобы на ядерном рынке Ближнего Востока главную роль играла Франция, а не Китай или Россия. В Израиле прекрасно осознают обеспокоенность арабских стран ядерной программой Ирана, и понимают, что остановить строительство атомных электростанций на Ближнем Востоке фактически невозможно, поэтому предпочитают, чтобы он был как можно более контролируемым. Отмечается, что главным мотивом Франции являются деньги, и Израиль, при желании, тоже может получить французский ядерный реактор. Еще одним мотивом французов израильские политики считаю желание сыграть более активную роль в регионе.
Что день грядущий нам готовит?
Глава МАГАТЭ Мухаммад эль-Барадеи заявил, что его не беспокоит тот факт, что арабские страны стремятся овладеть ядерными технологиями (несмотря на международное давление, которому подвергается сегодня Иран).
Возможно, что целью этих стран является не только получение альтернативных источников электроэнергии, но и возможность противостоять ядерному Ирану, который стремится стать региональной сверхдержавой.
"Все ядерные разработки, которые ведутся в арабских странах, находятся под контролем инспекторов МАГАТЭ – именно поэтому я не вижу причин для беспокойства", – цитирует слова Эль-Барадеи, сказанные им после встречи с главой ЛАГ Амром Мусой в Каире, новостное агентство АР. Глава МАГАТЭ подчеркивает, что арабские государства не фокусируются на "чувствительных" аспектах ядерного цикла, которые должны находиться под пристальным международным надзором.
А вот Израилю, в силу приобретенного опыта, приходиться фиксировать свое внимание на всех "чувствительных" аспектах ядерного цикла, особенно когда он развивается у него под боком в странах антидемократическими и монархическими режимами.
В принципе, если внимательно взглянуть на даты принятия решений арабских стран о развитии своих ядерных программ, мы сможет ответить на вопрос заданный вначале статьи. Почему именно сейчас Израиль объявил о возрождении своей ядерной программы? На мой взгляд, к этому его подтолкнули желания наших соседей "поиграть" с «мирным атомом». Израильская ядерная программа - это очередной «сдерживающий фактор». И снова риторический вопрос: если Алжиру, Ливии, Йемену и другим нашим соседям, можно иметь свою ядерную программу и свой "мирный" атом, то почему Израилю нельзя?
Мы мирные люди, но наш бронепоезд ….
Арабские страны и ЛАГ регулярно обещают выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), если Израиль когда-либо официально объявит, что обладает ядерным оружием. Арабские страны, подписавшие ДНЯО, постоянно выражают свою озабоченность отказом Израиля ратифицировать договор.
Арабские лидеры заявляют, что если бы Израиль признался в обладании ядерным потенциалом, они обратились бы в Совет Безопасности ООН с просьбой заставить Израиль уничтожить свой ядерный арсенал и позволить международным экспертам осмотреть его ядерные объекты. Если Израиль откажется, арабские страны выйдут из ДНЯО и не подпишут другой подобный документ до того, как его ратифицирует Израиль.
Отметим, что Израиль поддерживает "политику туманности" и не подтверждает, но и не опровергает факта наличия у себя ядерного оружия. При этом лидеры еврейского государства подчеркивают, что Израиль не будет первым, на Ближнем Востоке, государством, которое станет обладателем ядерного оружия.
В принципе такая "туманность" служит очень хорошим сдерживающим фактором, особенно на Ближнем Востоке. Все кричат, но в драку не лезут. И правильно делают. А вдруг там и, правда, атомная бомба. А Израиль уже не раз доказал, что в сложных ситуациях, он не боится принимать ответственных решений за судьбу страны и всего мира.
P.S. В статье использованы материалы русскоязычных израильских сайтов www.Newsru.co.il, www.IzRus.co.il . "
29.03.2010
Юрий Бочаров, Израиль, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB