FLB: Для президента Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязова «ислам - это эстрадная сцена, служащая его саморекламе и собственному обогащению»
"В жизни российских мусульман, похоже, назревает один из крупнейших скандалов. Под благородным предлогом объединения приверженцев традиционного ислама проживающих на территории нашей страны, реализуются личные интересы узкой группы лиц, во главе с президентом Исламского культурного центра (ИКЦ) Абдул-Вахед Ниязовым, имеющим «странные наклонности» и весьма специфическую репутацию…
Фактор провокатора
Именно об этом и было заявлено не так давно представителями основных объединений мусульман России, которые выступают, если можно так выразиться, за большую демократичность интеграционных процессов в исламском мире, избегая всяческой узурпации власти отдельными персонами. Как было сказано на февральском собрании представителей трех мусульманских центров страны, «Высший координационный совет мусульман России необходим – но при условии, что в этом Совете должно быть много делегатов, а не только три высших руководителя, заявленных ранее (Таджуддин, Гайнутдин и Бердиев). И только – "если их выберет народ, и потом будет возможность и реальность переизбрания, иначе это будет декоративный орган» - заявил Назымбек Ильязов, глава Духовного управления мусульман Астраханской области.
Ну а кто именно заинтересован в постройке именно декорации стало ясно после заявления имама из Пензы Рауфа Забирова, который от имени инициативной группы предостерег общественность от провокаций, исходящих от г-на Ниязова. "Участники заседания призвали мусульманскую общественность обратить внимание на негативную деятельность руководителя Исламского культурного центра А. Ниязова и Исламского культурного центра. Ниязов и его люди, преследуя исключительно личные, политические и коммерческие цели, создали вокруг объединения ненужный ажиотаж. Путём обманов и подлогов они пытались и пытаются дезориентировать и мусульманскую общественность, и государственную власть. Группа призвала исламские организации прекратить контакты с этими провокаторами" – сказано в отчете с данного мероприятия.
Раскольник с опытом
Такое беспокойство религиозных деятелей по поводу хитрых дел Ниязова отнюдь небеспочвенно – за Ниязовым тянется целый шлейф неблаговидных дел негативно сказывавшихся на мусульманах. К примеру, 4 июня 1998 года проходило заседание Совета послов арабских государств в Москве, в котором участвовали главы дипкорпусов 19 мусульманских стран - Иордании, ОАЭ, Алжира, Туниса, Сирии, Ирака, Ливана, Египта и прочих. Как следует из протокольных материалов заседания: "Совет выразил беспокойство по поводу того, что деятельность ИКЦ активизируется только в период выборов или других политических мероприятий. Она, по большей части своей, связана с проведением провокационных кампаний по созданию исламских политических движений и партий...».
Кроме того, «за А.Ниязовым числятся и такие неблаговидные поступки, как попытка создания альтернативного духовного управления мусульман Сибири. Насильно отстраняя уже признанного муфтия, он создает прецедент раскола и раздора в рядах мусульман. Опасный характер его деятельности, основанной на обмане и мошенничестве, порочащие мусульман действия и слухи, поддерживаемые внешними силами, создают разногласия как в среде самих российских мусульман, так и затрудняют положение посольств арабских государств, нанося вред их отношениям с российскими властями и российскими религиозными кругами" – отмечается в документе. Информация о проделках Ниязова в момент отразилась не на нем, а на простых верующих - Саудовская Аравия резко урезала квоту бесплатных путевок на хадж, справедливо подозревая ИКЦ в их потенциальном "нецелевом использовании".
Да и сейчас вопросы к Ниязову остаются. Достаточно вспомнить о том скандале, который разразился уже в 2008 году при попытках сделать финансовые потоки – грантов и спонсорской поддержки, в том числе из-за рубежа – прозрачнее. Ниязов же с рядом соратников сильно этому воспротивились, усердно убеждая делегатов из Саудовской Аравии сохранить прежние, мало кому понятные, схемы финансирования.
Присутствовавшим, как говорят, оставалось только краснеть…
«...Для Ниязова ислам - это эстрадная сцена…»
Впрочем, тут удивляться особенно нечему, поскольку у «видного деятеля ислама» весьма характерная биография, с не менее любопытными эпизодами, которые не раз были предметом внимания журналистского, и не только, сообщества. Как отмечала газета «Дагестанская правда», «с Абдул-Вахидом Ниязовым дагестанцы, если можно так выразиться, знакомы лично. Его имя всегда упоминалось рядом с такими одиозными фигурами российской и дагестанской политики как … Нафигула Аширов, Надыр Хачилаев». Если кто-то забыл подвиги братьев Хачилаевых, то их можно освежить в памяти, подняв газетные архивы. С Ниязовым же их объединяло движение «Рефах», существовавшее на деньги Саудовской Аравии и Турции и имевшее виды на влияние и власть в России, через создание политической партии. Ниязов же рванул в политику через блок «Единство». Тогда же, собственно и выяснилось, что прежде он был Вадимом Валерьяновичем Медведевым, и лишь в 1996-м оформился под фамилией жены, имеет устойчивые связи с Саудовской Аравией, Турцией и Джохаром Дудаевым. И примерно тогда же в посольстве Саудовской Аравии узнали о подвигах оборотистого юноши.
Бывший директор департамента по делам благотворительности ИКЦ Разия Халитова обнаружила немало фактов, доказывающих, что Ниязов распоряжался пожертвованиями, мягко говоря, весьма произвольно и значительная часть которых легла в основу личного благосостояния Ниязова. «...Для Ниязова ислам - это эстрадная сцена, служащая его саморекламе и собственному обогащению”, - писал консулам председатель московского общества культуры “Дагестан” Магомед Абдулхабиров. А в ноябре 1993-го почетный президент ИКЦР Абдель Ходжа получил заявление, подписанное директорами аж восьми департаментов ИКЦР, в котором Ниязову выражалось недоверие, звучали обвинения злоупотреблении служебным положением, в целях «личного обогащения».
«Человек со странными склонностями…»
Но это были еще цветочки по сравнению с тем, что случилось в январе 1994, когда на стол Совета ИКЦ легло письменное заявление. В нем помощник Ниязова, обвинял своего шефа в “попытке унизить его мужское достоинство”, и сообщил, что «человек с подобными склонностями, находясь на посту генерального директора исламской общественной организации, наносит огромный вред возрождению ислама в нашей стране…».
Чаша терпения лопнула спустя пару месяцев. Имам-хатыб московской Соборной мечети Равиль Гайнутдин вынужден был выступить со своим заявлением по этому поводу, в котором, в частности, говорилось: “…за неоднократные нарушения Устава, а также за превышение своих полномочий и действий, приведших к расколу мусульманской общины не только Москвы, но и России, А.Ниязов был отстранен от занимаемого поста» - сказано в документе. Более того, Равиль Гайнутдин дезавуировал статус Ниязова, что называется под корень. «Начиная с того времени, его деятельность на этом посту прекратилась и не признавалась ни мной, ни Советом ИКЦ, который был образован Московской Соборной мечетью. Считаем, что нарушение им высоких требований мусульманской морали, приведшие к столь губительным последствиям, не дает право господину А.Ниязову впредь выступать от имени мусульман и мусульманских организаций столицы и более того – России” – отмечал Равиль Гайнутдин.
Без сомнительных персон
Прошли годы, эти и многие другие скандалы, то и дело возникавшие вокруг Ниязова стали, видимо, забываться. И вот он снова пытается взять процесс «объединения мусульман» под свой контроль. И, разумеется, с перспективой получения разноплановых дивидендов. Прошлый опыт партийного строительства с замахом на российский парламент, хоть и был отложен, но, похоже, не забыт. Во всяком случае, газеты вовсю обсуждают перспективы создания в России «исламской партии» под знаменем Ниязова, с электоратом в два десятка миллионов потенциальных избирателей-мусульман.
Впрочем, понимая истинный смысл происходящего специалисты по исламу и мусульманские священнослужители, перспективы «проекта Ниязова» оценивают с большой осторожностью. Как показал один из опросов, по их мнению, создание единой организации, объединяющей всех мусульман России, сейчас невозможно: в лучшем случае речь может идти о некоем координационном центре. Желательно без участия сомнительных персонажей. "