Хранить деньги под матрасом не всегда выгодно ни обычным людям, ни тем более миллиардерам. Это на собственном опыте ощутил Михаил Прохоров, уступивший в минувшем году первую строчку в рэнкинге миллиардеров Forbes. Его состояние за год выросло всего на 40%
"Вчера журнал Forbes опубликовал ежегодный рэнкинг самых богатых предпринимателей планеты. Среди россиян впервые первенствует владелец НЛМК Владимир Лисин (пятый год назад). За год его состояние, по оценке журнала, выросло в 3 раза до $15,8 млрд. Прохорову с состоянием $13,4 млрд против прошлогодних $9,5 млрд досталось серебро.
С Прохоровым злую шутку сыграла его же стратегия переждать кризис в кэше. В мае 2008 г. владелец «Онэксима» продал Владимиру Потанину 50% их совместной компании «КМ инвест» и UC Rusal — 25% акций «Норникеля». Сделки принесли бизнесмену около $8 млрд чистыми и 14% акций алюминиевого холдинга. Но тратить деньги Прохоров не спешил, вложив $1 млрд в акции ТГК-4, $0,5 млрд — в «Ренессанс капитал», купил АПР-банк, переименовав его в МФК.
Как Прохоров распорядился оставшейся частью полученных средств, не известно. Управляющий директор фонда «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский отмечает, что бизнесмен придерживался очень консервативной политики в покупках. И в результате прогадал — за последний год активы сильно подорожали в цене.
Лисин в отличие от Прохорова ничего не покупал и не продавал. Ростом состояния он обязан котировкам НЛМК, объясняет главный редактор российского Forbes Максим Кашулинский. С 1 января 2009 г. капитализация НЛМК выросла в 3 раза — вчера компания на Лондонской бирже стоила $20,19 млрд. Но дело не только в том, что острая фаза кризиса прошла и рынки оживают. Секрет НЛМК — в правильно выбранной еще в 1990-х гг. стратегии, подчеркивает представитель компании. Все — от производственного цикла до приобретения активов — подчинено эффективности, к тому же компания ведет гибкую сбытовую политику. Это помогло НЛМК пережить кризис 1998 г., спасло и теперь, полагает собеседник «Ведомостей».
Металлургические компании в кризис потрепало очень сильно, отмечает аналитик Deutsche Bank Ольга Окунева. Производство и потребление стали упало чуть ли не в 2 раза. НЛМК — вторая в мире компания по рентабельности, но и она в начале прошлого года сработала в убыток. Для металлургов дно пришлось на ноябрь 2008 г. — январь 2009 г., вспоминает Окунева. С весны прошлого года положение стало исправляться. Тот же НЛМК первым среди российских сталелитейных компаний загрузил мощности почти целиком, говорит Окунева. НЛМК чутко реагирует на спрос, соглашается аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов: сокращает производство при его снижении, параллельно вкладываясь в модернизацию. Деньги на развитие у компании есть. Ведь она не делала дорогостоящих покупок, так что у нее нет больших проблем с долгами, отмечает эксперт."