С удивлением наблюдая ссору спикера Госдумы Бориса Грызлова с комиссией Академии наук по борьбе с лженаукой, наш корреспондент Владимир Ворсобин решил выяснить, что на самом деле так расстроило главу парламента
"Удивительно, на дворе «нулевые», а фундаментальные законы физики в суверенной Руси все еще действуют. И провоцируют освежающие скандалы. Лично я с упоением наблюдал за редким природным явлением: когда под закон сохранения энергии попал целый спикер Госдумы Борис Грызлов.
Поучительное зрелище! По-видимому, Грызлов долго скрывал свою робеспьеровскую страстность (спикер вообще известен аллергией на любые дискуссии во вверенной ему Госдуме). И страшно представить, сколько накопилось в Грызлове за годы воздержания клокочущего желания справедливости, если недавно он вдруг сказал:
- Я знаю, что в Академии наук даже есть отдел по лженауке. Меня этот факт очень удивляет: как они могут брать на себя ответственность и говорить, что является лженаукой, а что нет? Это мракобесие какое-то!
Спикер вообще дал прозрачно понять, что Российская Академия наук (РАН) - тормоз научного прогресса. Слова спикера пресса истолковала цинично. Вот и я, грешный, писал в «КП», что раздосадованный Грызлов раскритиковал академиков за их излишнюю въедливость. Ведь незадолго до начала думско-академических баталий комиссия по борьбе с лженаукой во главе с академиком Эдуардом Кругляковым назвала известного питерского ученого Виктора Петрика чуть ли не шарлатаном. А Петрик меж тем не просто ученый, он - изобретатель. И не просто изобретатель, а хороший товарищ Грызлова (с которым, как утверждает Петрик, они когда-то вместе работали в неких загадочных лабораториях). И не просто товарищ, а победитель партийного конкурса «Чистая вода». А так как программа партии власти обычно быстро перерастает в федеральную (а это, по словам того же Грызлова, аж 15 триллионов рублей, правда, потом эта сумма скукожилась до 165 миллиардов), то перед будущим «водяным олигархом» Петриком автоматически открывались хрустальные двери в закрома российского бюджета.
Звездный час питерского изобретателя Виктора Петрика (крайний справа). Пусть его не признают ученые, зато политики (слева - спикер Госдумы Грызлов и глава Росатома Сергей Кириенко) ему почему-то верят.
Тогда же выяснилось, что «золотой» конкурс был проведен очень по-русски. Судя по протоколу конкурсной комиссии, единственным (!) конкурентом Петрика была небольшая екатеринбургская фирма ООО «Акватория». Ну а когда на свет божий выплыл патент, где Петрик сделал соавтором изобретения своего покровителя Бориса Грызлова...
Вот тогда зашумела, заголосила возмущенная интернет-общественность. Она, общественность, решила, что все в этой истории ей понятно. Дескать, помешали академики чиновникам тихо освоить миллиарды госпрограммы «Чистая вода», отсюда и гнев власти.
О злополучном патенте с именем Грызлова пресса писала стыдливо и как-то вскользь, и победа борцов с лженаукой казалась делом решенным. Даже пресс-служба «Единой России» заявила, что партия не давала разрешения Петрику размещать ее символику на товаре. А сам питерский изобретатель отозвал с продажи свой знаменитый фильтр, названный с модной нынче подобострастностью - «Шойгу».
И кажется, история благополучно завершается... Если бы не странный случай.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПУТИНУ
Как-то я оказался в числе журналистов, имевших честь присутствовать при встрече Владимира Путина с руководителями Госдумы. Разговор был будничным. Речь шла о работе парламента. И тут Грызлов стал говорить премьеру неожиданные вещи. Он как бы между прочим предложил Путину революционный проект - маркировать все лекарства специальной меткой, защищающей от подделки.
Путин промолчал, но я с уважением посмотрел на Грызлова. Смелый он иногда все-таки человек! Маркировать ВСЕ лекарства на территории РФ «антистоксовыми соединениями» - золотая мечта неутомимого изобретателя Петрика. И если Грызлов в самый разгар «академического» скандала так рискует, пытаясь продавить еще один проект скандального кудесника, значит, не все в этой истории так просто.
Из «Ново-Огарево» я уезжал растерянным. А если правы немногочисленные скептики, считающие Петрика непризнанным гением? А если шум вокруг него - завистливая травля, а сам Грызлов - отчаянный дон-кихот, который, сражаясь с мракобесами из Академии наук, пытается расчистить дорогу настоящим ученым...
«Изобретения Петрика - феноменальны! И время все расставит по местам. Нам будет стыдно за такое отношение к гению!» - писала в интернет-откликах на мою статью о Петрике и Грызлове читательница.
Резонно заметив, что и несчастного Джордано Бруно спалили в общем-то сгоряча, я решил выяснить, кто такой на самом деле Виктор Петрик. В этот момент я даже не подозревал, чем обернется моя затея, и с легкомысленностью гуманитария полез в чащу научного леса.
Испытания фильтра Петрика в редакции «КП». Обещанный эффект превращения колы в прозрачную воду был до обидного краток...
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА
Метро «Китай-город», Лучников переулок. В маленьком особнячке, хитро спрятанном за пазухой элитных домов, фирма Петрика «Золотая Формула» уже несколько лет торгует его изобретениями. Как раз шли последние дни распродажи самой ходовой модели - ZF-МЧС «Шойгу», и я, понятное дело, ее купил. Блестящая вещь!
На фильтре крупно - имя VIP-чиновника, чуть мельче - логотип партии «Единая Россия». Внутри - знаменитые нанотехнологии. Держишь такую штуковину в руке, разглядываешь символы и даже не сомневаешься - дурят! Ну чем не сувенир на память о нашем времени?
- Поздравляю, вы берете последний, - сказала она. - Утром журналисты разобрали - днем приезжали с Первого и ТВ Центра. Смешные люди! Они же своими нападками на Виктора Ивановича нам только рекламу делают.
- Но я слышал, что Петрика обвиняют чуть ли не в мошенничестве... - замечаю рассеянно.
Конечно, я рассчитывал, что эта фраза произведет некоторое впечатление. Но магазин сильно заштормило.
Дама вспыхнула и исчезла. Затем вбежала с двумя стаканами в руках. Рядом озабоченно шагал какой-то паренек.
- В одном вода из фильтра Петрика, в другом - из крана, видите разницу? - стукнула дама стаканами о стол.
- Да, - осторожно соглашаюсь и указываю на стакан с более прозрачной водой.
- Да вы что! - застонала дама. - Что же вы очевидного не видите?!
«Мой» стакан отправился в раковину, а «воду Петрика» мне пришлось выпить. Нормальная, кстати, вода.
...а внутри чудо-устройства мы нашли посеребренный уголь. И больше ничего.
Тут в разговор включается паренек. Предлагает посмотреть видео на его мобильном. На маленьком экране человек с пышной седой шевелюрой и веселыми глазами заливает в «Шойгу» вино и победоносно смотрит в камеру. Из фильтра капает прозрачная жидкость!
- Из вина воду, как в Библии, только наоборот. Разве это не фантастика! - спрашивает меня собеседник, любуясь моим озадаченным видом. Кстати, этот торговец изобретениями очень трогательно относился к своему патрону. Со словами «Ну гений же, гений!» он крутит мне видеоролики один за другим.
Вот другое видео. Прошлогоднее. Петрик принимает делегацию Академии наук (узнаю одного из академиков - вице-президента РАН Алдошина). Изобретатель вертит в руках пластину, которую он называет «низкотемпературным термоэмиссионным преобразователем». Предмет тоже знакомый. Упоминание о нем вызывает у оппонентов Петрика сначала гневные апелляции к Ньютону и Кельвину, потом стон и бессильные проклятия. По сути это «вечный двигатель», преобразующий температуру окружающей среды в электричество. Как он работает, никто, кроме Петрика, не знает (и, судя по другим таинственным изобретениям, не узнают никогда), и получается: либо это фокус, либо второй закон термодинамики в Питере (а значит, и по всей Руси) не действует.
Но Петрик просит Алдошина как представителя официальной науки подуть на преобразователь. Вице-президент РАН смущается, но дует. Стрелка амперметра ползет вверх - академики улыбаются.
«В этом изобретении очень много науки!» - говорит Алдошин, хотя и замечает, что сие явление неплохо бы изучить. Но эта оговорка бесследно тонет в академическом славословии. Академики будто боятся огорчить гостеприимного хозяина...
По-русски рассуждая, этих ученых понять нетрудно. 2008 год. Петрик только «назначен» «водяным королем». Он в высшем обществе. В телефоне торговца мелькают кадры: Петрик и Грызлов, Петрик и Кириенко, Петрик и Джордж Буш... В общем, веришь не веришь, а дуть надо.
Вот некий японец (вместо имени в титрах значится просто «ученый») удивленно смотрит на питерского изобретателя, который со словами «вот тут, значит, электрон» увлеченно корябает что-то у его ног на песке.
«В вашей работе очень много науки!» - пожимает плечами круглоглазый от впечатлений японец и исчезает, уступая место другим чудесам Виктора Петрика: выращивание алмазов, создание боевой керамики (для ракет с лазерным наведением), бездымные наномундштуки...
- А недавно он разгадал секрет скрипки Страдивари! - шепчет мне торговец. - Там оказалось не так все и сложно.
Все дело в числе 0,619. В этой пропорции построены пирамиды (Виктор Иванович у себя в имении возвел одну - чудодейственную), а теперь он скрипки делает. Десятками. И все - Страдивари!
Тру виски. С одной стороны, а почему бы и нет? Ломоносов ведь тоже был гениальным универсалом. Но с другой... Ломоносов не сидел за мошенничество (к этому досадному эпизоду в жизни изобретателя мы еще вернемся. - В. В.). Да и как-то подозрительно широк был размах этого удивительного тандема Грызлов - Петрик. Представьте, в каждую российскую квартиру, кроме стандартных труб (горячая и холодная), монтируется третья - с питьевой водой. В подвале каждого многоквартирного дома (за счет жильцов, разумеется) - фильтр с символикой «Единая Россия» (5015 рублей). Плюс сменные картриджи (это еще 6885 рублей за штуку). По словам бывших коллег Петрика, рентабельность проекта фантастическая. Если учесть смешную себестоимость фильтра и картриджа (1690 руб.), получается что-то около 1000 процентов прибыли!
- Потому академики и злятся, - объяснили мне в магазине. - Это же многие миллиарды, которые прошли мимо Академии наук. Вот они и взъерепенились! Обычная зависть к гению...
В этот момент на экране телефона снова появился Петрик. На этот раз на фоне железных труб, грубо приваренных к железному столу, брутальных вентилей и нескольких газовых баллонов. Выглядела эта конструкция диковато, но, возможно, такая она и есть, машина будущего. За полчаса выделяет из руды чуть ли не все благородные металлы.
Петрик с мягкой улыбкой рассказывает странную историю о визите в его лабораторию директора Института криминалистики ФСБ Анатолия Фесенко, начальника аналитического центра ФСБ Хорькова и почему-то знаменитого генерала Александра Лебедя.
Фесенко, разглядывая машину будущего, усмехнулся: «Вы своим изобретением грубо нарушили второй закон КГБ: чем более активен элемент, тем реже он встречается в свободном состоянии».
«У меня все внутри похолодело», - комментирует Петрик. Гости рассмеялись, но успокоили ученого - он опередил науку на многие годы.
«Я знаю - лет на 20», - гордо ответил изобретатель.
И тут Александр Иванович Лебедь своим рокочущим голосом произнес: «Один тоже так говорил. Столько ему и дали».
Этот рискованный рассказ судимый за мошенничество Петрик закончил своей простодушно-фирменной улыбкой. Шутка...
МОЕ ИСПЫТАНИЕ «ШОЙГУ» И ФИЛЬТРА ГРЫЗЛОВА
Утром я себя все-таки убедил, что эксцентрики вполне могут быть серьезными учеными. Даже шальная (и немного криминальная) надпись в инструкции к «Шойгу»: «Фильтр прекрасно подходит для очистки небольшого количества воды из любых природных источников открытого типа (реки, озера и т. д.)» - после видеознакомства с Петриком уже не смущала. Да, инструкцию писали люди отчаянные и с санитарными нормами не знакомые. В общем, прикрутил я полную бутылку колы, чтобы обратить ее в воду... Но прозрачная жидкость текла из фильтра ровно минуту (кстати, ровно столько и длилось рекламное видео), затем она потемнела и 1200-рублевое чудо не состоялось... Испытание фильтра "Шойгу"
Кстати, так же досадно закончились испытания антирадиационного фильтра Грызлова (именно на этот прибор и было оформлено авторство спикера). О работе чудо-агрегата академик Эдуард Кругляков написал в журнале «Наука в Сибири» так: «Я связался с челябинским комбинатом «Маяк», куда приезжал Петрик, и две недели чистил воду. Оказалось, что вода чистится, скажем так, не очень хорошо. Остаточная радиоактивность по стронцию-90 при темпе очистки 1 кубометр в час (а меньший темп никого не устроит) составляет 1000 беккерелей на литр. Допустимая норма - 5 беккерелей на литр!»
Не знаю, станет ли это фиаско фильтров для Грызлова сюрпризом (а может, наоборот, он сейчас благодарен академикам, сорвавшим рискованный проект). Но, с другой стороны, меня успокаивало экспертное заключение заведующего кафедрой водоснабжения и водоотведения Ростовского строительного университета профессора Серпокрылова. Он провел сравнительные тесты фильтров Петрика с самыми популярными аналогами на российском рынке. Ничего сверхъестественного - обычный угольный фильтр с космической ценой...
То есть, с одной стороны, питерская смычка политика и ученого выглядела, мягко говоря, сомнительно. И поручать осваивать 165 миллиардов бюджетных денег этим уважаемым людям действительно тревожно. Но с другой - не откажешь в логике и Петрику, который как-то привел железный довод. Мол, глупо бояться единороссовской «фильтрации» всей Руси, если «в РОСНАНО проекты проходят экспертизу трижды - сначала проводится экспертиза постоянного технического совета специалистов РОСНАНО, потом экспертиза, состоящая из академиков РАН, возглавляемая академиком Алфимовым... Последняя - от наблюдательного совета, в который входят министр образования и науки Фурсенко, министр МЭРТ и другие весьма уважаемые лица».
Но если это так, почему академики устроили столь яростную войну с малоизвестным самоучкой (Петрик по образованию вообще-то психолог), большинство «изобретений» которого известны почти 20 лет.
И ответ оказался по-житейски прост.
Возможно, не было бы никакого скандала с «мракобесием» РАН. Общероссийский фильтр Петрика - Грызлова воспринимался бы нами так же спокойно, как люстра Чижевского. А перманентная война ученых с Петриком так бы и осталась в тихих рамках узкопрофессиональных интриг.
Но случилось невероятное.
«ПЛЕВАТЬ, ЧТО СЛУЧИТСЯ С ВАМИ»
За несколько месяцев до скандала лауреат Государственной премии академик РАН Евгений Александров услышал на своем автоответчике очень знакомый голос (копия аудиозаписи есть в редакции):
- Вы попали в невероятно тяжелую ситуацию, вот почему понадобятся все ваши слабенькие умственные способности. Вы думаете, что вы очень умный, но сейчас вы забрались на очень высокий уровень. Вы попали в крайне тяжелую ситуацию. Мне плевать на то, что случится с вами, но вы подставляете, очень серьезно подставляете других ученых из РАН. И у вас еще есть возможность отзвониться, встретиться и принять решение...
Далее еще несколько звонков с подобными угрозами (по словам академика, тот же самый голос сообщил, что знает «20 способов бесследного физического уничтожения»). И Александров обращается за помощью в РАН.
- Я показал письмо Александрова Осипову (президент РАН. - В. В.), тот тоже возмутился и свел меня с генералом ФСБ, - рассказывал мне потом академик Эдуард Кругляков. - Генерал поручил своему сотруднику из центрального аппарата встретиться с Александровым в Петербурге...
- Да, были встречи, - вспоминает академик Евгений Александров. - Мне сказали, что преследовать этого человека по каким-то причинам они не могут, и посоветовали на всякий случай уехать из города. И я уехал. Через некоторое время вернулся, но до сих пор не чувствую себя в безопасности.
- А вы знаете, кто вам угрожал? - спросил я, предчувствуя ответ.
- Конечно. Это был Петрик, - тяжело вздохнул ученый."